Новости. Дороги, которые мы выбираем

Газета "Время", 05.11.2009.

Полгода назад наша газета уже писала об акции под названием «Народный аудит безопасности и комфорта дорожного движения», предложенной общественной организацией «Товариство учасників руху» для того, чтобы выявить опасные места в обустройстве наших магистралей и обратить на них внимание ГАИ и местных властей. Тогда всех неравнодушных граждан общественники призвали присоединиться к этой работе, присылая свои замечания и предложения с указанием конкретных «горячих точек» на карте Харькова и области.

О результатах этой работы, а также о других проблемах дорожно-транспортной системы Харькова корреспонденту «Времени» рассказал президент «Товариства учасників руху» Александр Ситенко.

Харькову нужен народный аудит

— Александр Николаевич, много ли предложений поступило к вам от харьковчан после объявления о начале народного аудита? Какие проблемные места обнаружились в Харькове и что из этих проблем удалось решить?

— Харьковчане очень активно отнеслись к участию в этом проекте — в целом за полгода мы получили более 300 предложений. И продолжаем их получать от граждан, которые реально видят, где на наших дорогах есть несуразности и риск — потому что они ежедневно бывают на этих участках. Надо сказать, что многие люди высказывают свои предложения очень квалифицированно. А там, где авторам квалификации не хватает, сами их предложения остаются чаще всего правильными по своей сути. Как их разрешить — должны знать специалисты по организации движения на наших улицах.

Предложения, которые получаем, мы направляем в ГАИ, в мэрию, и уже есть положительное реагирование на них. Сначала был период несколько высокомерного отношения к нашим предложениям. Но мы проявили терпение и продолжаем этот проект. Мы были убеждены, что здравый смысл восторжествует, и сейчас я могу с удовольствием сказать, что так оно и получается.

В качестве примера могу привести участок Полтавского шляха на въезде в Харьков, где возле моста была создана шиноремонтная мастерская, в связи с чем было открыто встречное движение на ответвлении с Сумской трассы. В результате там часто возникали опасные ситуации лобового столкновения, о чем нам сообщали водители. Мы обратились с этой проблемой в ГАИ, где приняли решение перекрыть этот участок.

Еще пример. На пересечении переулка Театрального с улицей Пушкинской стоял знак, запрещающий поворот налево. По нашей просьбе в ГАИ изучили целесообразность такого запрета. Сейчас знак снят.

А вообще, весь Харьков нуждается в таком народном аудите, потому что он позволяет достичь компромисса между интересами пешеходов и водителей. Такие акции формируют энтузиазм населения, а положительное реагирование со стороны власти создает уверенность, что эта работа — нужная.

— Не так давно появилось даже обозначение пешеходного перехода на площади Свободы — от памятника Ленину к университету. По-моему, раньше его там не было, и ходить по площади можно было, получается, как угодно, хотя как-то неуютно...

— Этот переход сыграл очень важную роль в организации дисциплины, прежде всего, пешеходов. Они перестали где угодно бродить по площади и стараются пользоваться теми местами, которые предназначены для передвижения пешеходов. Хотя многие еще передвигаются по площади «по-старому» — где хотят.

— А это запрещено?

— Пешеход должен ходить там, где обозначен пешеходный переход. Он не имеет права выходить на проезжую часть. Несмотря на то, что в некоторых местах на площади висит знак, запрещающий движение автомобилей, никто, тем не менее, еще не снял с нее функции проезжей части. Вот если там будет написано «пешеходная зона» — только тогда у людей будет возможность ходить по ней всюду.

Фликер — защита пешехода

— Хотелось бы узнать о продвижении еще одной идеи, связанной с безопасностью на дорогах — светоотражающих элементах (так называемых фликерах), предназначенных для ношения на одежде пешехода или его сумке в темное время суток для того, чтобы человек был заметен в дальнем свете фар. Приживается ли у нас эта идея?

— В тех странах, где использование светоотражающих элементов на детской одежде введено в обязательном порядке, детский травматизм на дорогах снизился в 6 — 8 раз. Это очень важное достижение, ведь фликер — не просто блестящий значок, делающий пешехода заметным. Он формирует определенную психологию, призывающую человека быть осторожным.

Мы раздали детям более 10 тыс. фликеров, полученных от спонсоров. Раздавали не только в Харькове и области, а также, например, в «Артеке», откуда они разъехались по всей стране. Как выяснилось, и дети, и родители понимают их значение. Все, кто получил такие фликеры, дорожат ими, стараются не терять.

— Будете ли еще раздавать эти значки?

— К сожалению, мы не имеем такой возможности. Областной совет запланировал выделить 50 тыс. грн. на выпуск фликеров, но мы этих денег не получили. Впрочем, оптимальный путь может быть несколько иным.

Производство фликеров — дело довольно простое: штат в 10 человек может обеспечить такими светоотражающими элементами всю Украину.

Наши инженеры посещали подобные фабрики за рубежом, изучали тонкости их производства. На закупку оборудования и материалов надо примерно 150 тыс. евро. Если бы каждый харьковчанин сдал по 1 грн., то можно было бы не только создать за два-три месяца такое производство, но и бесплатно обеспечить всех детей области этими фликерами. У нас открыт благотворительный фонд «Безпека дорожнього руху», деятельность которого прозрачна и открыта, она контролируется общественным научно-координационным советом, освещается в СМИ. Мы призываем жителей Харькова, неравнодушных к проблеме детского травматизма на дорогах, откликнуться на идею создания производства фликеров, как и на другие наши проекты. К слову, 15 ноября отмечается Всемирный день памяти жертв ДТП, и харьковчане также могут перечислять средства на счет фонда, чтобы материально поддержать людей, пострадавших в дорожных авариях (Код ЄДРПОУ 36626527, філія «Слобожанське РУ» АТ «Банк «Фінанси та кредит», п/р №26004032236980, МФО 350697).

Щедрость за чужой счет

— В начале октября большая часть жителей Харькова была вынуждена приспосабливаться к перемещению по городу в отсутствие трамваев и троллейбусов. Какова ваша точка зрения относительно забастовок «Горэлектротранса» и ситуации, сложившейся вокруг этого предприятия?

— Когда-то в нашей стране забота о гражданах, в том числе и в виде разнообразных льгот, шла из одного источника — госбюджета.

Сейчас государству уже не принадлежит большая часть предприятий транспорта, в отношении которых продолжают действовать льготы. Это уже чья-то собственность, которая существует на основе принципов рыночной экономики. И государство не должно перекладывать заботу о льготниках на уже не принадлежащие ему сферы. Наоборот, оно должно делать все для процветания предприятий, налог с прибылей которых и должен быть единственным источником распределяемых льгот.

Сейчас льгота от имени государства приобрела абсурдные формы, так как способ ее исполнения создает напряжение в обществе. Люди не понимают, почему они с боем и унижениями должны выбивать себе льготный проезд в транспорте. А частные перевозчики не понимают, почему они должны эти льготы от имени государства предоставлять.

Поэтому надо перейти к той форме, которая давным-давно принята во всех странах. Положена льгота — оплатите ее. Если государство не считает возможным оплатить льготу деньгами, пусть выдаст какие-то купоны или талоны на определенное количество поездок (а не на сколько угодно), которые предварительно проплатит тому, кто их затем обеспечит. И льготник мог бы рассчитываться ими. Тогда не будет этих забастовок. Тем более, на таких жизненно важных предприятиях — ведь это очень опасный прецедент.

— Приглашали ли вашу организацию, уже довольно известную в Харькове и Украине, каким-то образом поучаствовать в разрешении этого конфликта? Возможно, принять участие в проведении аудита «Горэлектротранса»?

— В сфере общественного транспорта мэрия, насколько мы это ощущаем и понимаем, все решает самостоятельно. Однако, на днях я впервые в выступлении мэра услышал о том, что в решении проблем транспорта будут учитываться мнения общественных организаций. Считаю, что слово «учитываться» звучит слабо, поскольку общественные организации должны играть в нашем обществе, стремящемся стать гражданским, гораздо более важную роль.

— И все-таки проблемы городского электротранспорта остались, по сути, нерешенными...

— Электротранспорт, как форма общественного транспорта, должен стать основным в Харькове. Потому что он наиболее полно решает проблемы экологии — это самая важная особенность электротранспорта. Второе его положительное свойство — высокая вместимость. В Украине постоянно напоминает о себе проблема с горючим и с ценами на него, а электроэнергию мы экспортируем. Во всем цивилизованном мире сейчас отдается преимущество электротранспорту: троллейбусы, новые бесшумные трамваи уже работают во всех хороших городах.

К сожалению, наши власти это не учитывают и «тихой сапой» ликвидируют горэлектротранспорт. Посмотрите, что происходит на улице Пушкинской после демонтажа трамвайного пути — разве полноценно замещают утраченный трамвай маломестные автобусы, дымящие в пробках? И сама улица снова в бесконечной парковке — двигаться можно лишь по двум полосам посередине дороги. Хотя место для многоярусных парковочных сооружений можно найти. Взять хотя бы площадь Архитекторов — вместо того, чтобы устраивать на ней «чудеса Харькова», там можно было бы построить современный паркинг, который решил бы проблему пробок на Пушкинской.

Не штрафом единым

— Прошел год с тех пор, как в Украине существенно увеличились штрафы за нарушение правил дорожного движения. Что изменилось с тех пор на наших дорогах? И можно ли ожидать лучшего?

— Я бы отметил явные положительные изменения. Примерно на 30 проц. уменьшился травматизм на дорогах. Снизились количество ДТП и их тяжесть, которая чаще всего была связана с превышением скорости движения.

По мировой статистике, общее количество ДТП благодаря карательным мерам обычно снижается на 30 — 40 проц. И в нашей стране получено подтверждение этой закономерности. Но дальнейшего снижения уровня ДТП за счет ужесточения наказания ожидать не следует. Нужен комплекс и других мер — организационных, культурно-воспитательных — словом, пропаганда, которая привела бы нас к сознательному, нерискованному поведению. Ведь, несмотря на то, что уровень ДТП у нас снизился на треть, он все равно остается одним из самых высоких в Европе.

Татьяна Буряковская

Разделы по теме:
Рубрики:   Город и область

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.