Новости. Ночная смена

Газета "Метрополия", 10.12.2004.

Когда последние поезда уходят в депо, в метрополитене приступают к работе сотни работников Службы тоннельных сооружений.

Ночью работают коллективы и других подразделений метрополитена. Наш первый рассказ - о коллективе Службы пути и тоннельных сооружений. Работники ее выполняют чрезвычайно важную работу, от которой напрямую зависит безопасность движения поездов и пассажиров.

- Около 350 человек Службы трудятся только по ночам, - говорит начальник Службы Николай Филиппович Макеев. - Монтеры и рабочие двух дистанций заботятся об исправном состоянии пути и тоннелей, проводят планово-предупредительный ремонт. Дефектоскопная лаборатория проверяет качество рельсов. Операторы специальных дефектоскопных тележек "слушают рельсы". Если в их структуре обнаруживается дефект, операторы по специальной карте стандартов определяют степень его серьезности. Бывает, что оперативно меняют в течение той же смены.

Подъем, опускание и смещение рельсов - очень трудоемкая работа. Вес одного метра рельса - 51 кг, а на ремонт вывозят и по 150 метров. Механическая часть кранов для подъема конструкции раньше была ненадежной, и это могло привести к травмам. Специалисты ПТС совместно с фирмой "Кран" разработали приспособление для подъема рельсов, которое используется только в Харьковском метрополитене. Даже в случае срыва происходит автоматическая блокировка системы опускания груза. Кроме того, с 1996 года в Харьковской подземке используются более удобные рельсовозные тележки, созданные работниками ПТС и РМС.

Каждый месяц в тоннеле проходит вагон-измеритель, проверяющий состояние пути по правилам технической эксплуатации. При помощи специальной записи "диаграммы" проверяются ширина колеи, возвышение рельса и т.д. Отступления измеряются миллиметрами, а развернутая длина пути Харьковского метрополитена - 99,1 км. Так что, насколько кропотлива эта работа, можно себе представить, -подчеркивает Николай Филиппович.

По ночам работники тоннельных околотков дистанции тоннельных сооружений устраняют протечки и капежи. Длина тоннелей тоже внушительная - 94,2 км. Под пристальным вниманием - состояние инженерных сетей. Вода, просачивающаяся через железобетон, имеет в составе агрессивный гидрат кальция, который способен разрушать металл и даже железобетон. Кроме того, она снижает удельное сопротивление всех инженерных конструкций, увеличивая тем самым их токопроводимость. Некоторые участки тоннеля - под реками, вблизи водоемов и грунтовых вод требуют постоянного внимания.

Гидроизоляция выполняется инъекционным методом - закачиваются цементно-водные растворы. Для этого в ПТС создана ремонтная база - специальные платформы, оснащенные площадками для подъема. Прогресс в науке позволяет применять сегодня усовершенствованные растворы, быстросхватывающиеся и пластифицирующиеся.

Очень большой проблемой являются тоннели с оклеечной изоляцией, то есть смонтированные открытым способом. Со временем эта изоляция портится, начинаются протечки. А вскрывать грунт очень тяжело. По этому вопросу специалисты ПТС вместе с учеными Киевского института химии высокомолекулярных соединений опробовали и стали применять специальный материал, позволяющий без вскрытия грунта, подать материал внутрь ручным насосом. Он вспенивается при взаимодействии с водой, увеличивается в объеме и проникает в самые маленькие пустоты и трещинки. Таким методом снизили протечки на многих станциях.

Каждую ночь проводится санитарная уборка станций - протирка гранита, мрамора, промывка тоннелей, путевого бетона. В ПТС также работает участок автомоторельсового транспорта, который обслуживает хозяйственные работы всех подразделений метропопитена в ночное время. Всего в службе - 470 человек. И все они - люди высокоорганизованные и дисциплинированные, а иначе и быть не может, ведь ночная смена требует определенного режима работы. Человек, работающий ночью, будет нормально себя чувствовать только в том случае, если будет придерживаться необходимых норм и правил. Здесь решает все компетентность и профессионализм людей, а также - моральные качества каждого во взаимоотношениях с коллективом.

ПТС славится своими династиями. Вместе уже многие годы трудятся монтер пути Дмитрий и обходчик пути Анастасия Черкасовы, супруги Владимир и Вера Беляниновы. Сергей Стратий - заместитель начальника дистанции пути, его отец работает машинистом. Петр Терехин - старший мастер, его жена - обходчик пути. В семье Горбачуков муж - облицовщик, жена - маляр дистанции тоннельных сооружений.

Татьяна АРБЕНИНА

Разделы по теме:
Рубрики:   Метро

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.