Новости. Электротягой — по бездорожню
Еженедельник "Пятница", 19.11.2009.
Недавно прошел День железнодорожника. Мы решили далеко не с праздной темой нанести запоздалый визит начальнику ЮЖД Виктору Остапчуку.
— Виктор Николаевич, Южная дорога строит себе завод?
— Не строит, а помогает давно построенному. И не себе! Но давайте по порядку… Еще давно, когда я начинал свою работу как руководитель в локомотивном депо «Основа» с самых простых должностей — помощником машиниста, бригадира, мастера, начальника цеха — и по делам мне очень часто приходилось бывать на Изюмском тепловозоремонтном заводе. Мы знали всех руководителей, всех специалистов, которые были на этом заводе. В 2006 году пытались помочь предприятию. Когда завод отошел Минтрансу (раньше был в подчинении у «Укрзализныци»), наши интересы перестали пересекаться. Мы уже косвенно следили за результатами работы завода, и практически завод не работал 14 месяцев. Потом, по инициативе Авакова, нас попросили изучить ситуацию по возрождению завода: какие первые шаги нужно делать, чтобы его поднимать. Проанализировав, что осталось живого на заводе, мы решили, что начать надо с линейного оборудования. То есть мы начали с тех цехов, которые сегодня могут уже производить какую-то продукцию — с ремонта колесных пар. Сумма, которую мы сегодня могли заплатить за выполненные работы, составляла 5,2 млн грн. И на сегодняшний день заводу уже выплачено за работу 2,5 млн грн, продукция уже отгружена. До того как Виктор Михайлович Сапожников занял пост директора, завод практически стоял. С августа по октябрь на заводе работали около 160 человек. Я могу сказать точно, что завод намеренно хотели обанкротить (была разработана схема), довести завод «до ручки» и продать за бесценок. Но хочу успокоить работников, что все будет нормально — с ситуацией мы справимся. На заводе есть все возможности не только для ремонта, но и для выпуска новой современной техники: где можно выпускать и новый подвижной состав, и рельсовые автобусы, и трамваи, и троллейбусы, осуществлять ремонт вагонов метро. Только надо найти хорошего инвестора. Главное сейчас — разобраться с долгами и сделать завод прозрачным с точки зрения экономики. Я был два раза на заводе Skoda, который выпускал наши трамваи, так вот в метро у них работали советские мытищинские вагоны, и если сейчас посмотреть на те трамваи и вагоны, которые прошли модернизацию на заводе Skoda, — это вагоны нового поколения, и такую модернизацию спокойно можно делать на ИТРЗ. Так что я чувствую огромную ответственность за судьбу завода и могу сказать, что пока есть ЮЖД и я там работаю, с заводом все будет в порядке.
— Какой процент на ЮЖД электровозов и тепловозов?
— Сейчас 70% электротяги на нашей дороге, и 30% — тепловозная. Но электротяга делается исходя из экономической целесообразности, и, например, на участке Купянск—Волчанск в ней нет смысла, поэтому паровозная работа была, есть и будет. Есть еще маневровая работа, которую невозможно перевести на электротягу. Плюс еще на нашей дороге работает 8 рельсовых автобусов, которые очень интенсивно эксплуатируются: за сутки один рельсовый автобус перевозит до 800 пассажиров, столько, сколько перевозит один столичный экспресс туда и обратно. Так что ремонтировать заводу есть что. Будет постепенно осваивать ремонт нового подвижного состава и в соответствии с этим приобретать новое оборудование. Еще раз скажу: чтобы завод задышал в полную силу, нужен хороший инвестор.
— Почему на Европу не ходят поезда уровня «Харьков — Киев», «Харьков — Москва»?
— Международным перевозкам выдвигаются определенные требования. Пока Крюковский вагоноремонтный завод только разрабатывает новые на замену старым, международным. Есть определенные требования, которые к нам иногда несправедливо предъявляют другие железнодорожные администрации. Я несколько лет назад был в Инсбруке, из Вены мы ехали в обычном поезде, и что я вам скажу: бачок в туалете течет, бумаги туалетной нет, кресла порезанные. В Чехии все пригородные поезда изрисованы граффити, полки в вагонах порезаны. Так что мы иногда слишком идеализируем Запад. Безусловно, наши электрички морально устарели, но «не надо посыпать голову пеплом». Несколько дней назад нашим скоростным поездом до Полтавы ехали вице-президент УЕФА Тейлор, руководитель оргкомитета Калаген, и они были абсолютно довольны поездкой. Сейчас мы сделали неплохой поезд «Харьков — Симферополь». В этом году приобретем еще 30 новых вагонов, приобретем новые электропоезда, проведем тендер на закупку двух новых рельсовых автобусов. Пока мы не говорим о грузовых перевозках! А ведь именно за их счет мы перекрываем убытки по пригородным. Надо приобретать новые грузовые вагоны! По нашим объемам можно судить, как работает промышленность, сегодня мы возим больше, чем возили в прошлом году.
— С какой политической силой вы сотрудничаете на данный момент?
— Когда-то Григорий Кирпа создал партию «Видродження», — у меня есть билет под номером 7. Номинально я в ней состою, хотя партия не работает. Больше я никакой политической силы не поддерживаю и агитацией не занимаюсь. Я думаю, что люди сами определятся. Но то, что в Верховной Раде не учитываются интересы железной дороги, — это однозначно, но я думаю, что есть руководство «Укрзализныци», которое должно об этом позаботиться. Честно говоря, я пока не знаю, за кого буду голосовать. Железная дорога работает 24 часа в сутки, нам некогда заниматься политикой. Хотя, конечно, хочется, чтобы наш следующий президент учитывал интересы огромной массы железнодорожников.
Игорь ПОДДУБНЫЙ, для «Пятницы»
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | ЖД транспорт |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.