Новости. Сафари на «зайцев»?

Газета "Время", 25.11.2009.

Харьковчане помнят, что еще не так давно на некоторых троллейбусных маршрутах работали частные кондукторы. То есть возить пассажиров продолжал коммунальный электротранспорт, а вот плату взимали частники. Естественно, и зарплату они получали, в отличие от основного состава тружеников электротранспорта, регулярно. Начинание провалилось: слишком уж разителен был контраст между теми, кто месяцами не получал зарплату, и благоденствующими частниками.

Теперь на откуп частному охранному агентству «Сафари» руководством «Горэлектротранса» отданы функции контролеров. Напоминает такой контроль скорее операцию спецслужб по задержанию опасных преступников. Люди в черной униформе проверяют не только наличие у пассажиров талонов. Они достаточно жестко требуют у льготников их удостоверения. А если что-то в документах не так или их вообще нет — взыскивают штраф. Если же кто-то пытается избежать уплаты штрафа, его силой выводят из салона общественного транспорта на улицу. Там соотношение численности пассажиров и контролеров становится уже другим. И оказавшийся наедине с дюжими охранниками «заяц», скорее всего, штраф заплатит без возражений. А нет — и силой в отделение милиции могут доставить.

Новый метод борьбы с троллейбусными «зайцами» — одно из первых нововведений нынешнего генерального директора КП «Горэлектротранс» С. Почепецкого, который был до этого, как известно, первым заместителем генерального директора Харьковского метрополитена. Кстати, фирма «Сафари» несколько лет назад частично заменила милицейские подразделения, задействованные на охране метрополитена и его объектов.

Цель нововведения сомнений не вызывает. Проезд в транспорте, конечно же, должен оплачиваться. Сомнения вызывают методы достижения этой цели.

Во-первых, появление в транспорте охранников и методы их работы, мягко говоря, приводят в недоумение пенсионеров. Особенно если кто-то из них по забывчивости вышел из дому без документов.

Во-вторых, законно ли применение штрафных санкций сотрудниками частной фирмы, а не работниками «Горэлектротранса»?

И, в-третьих, возникает вопрос, насколько экономически целесообразно такое нововведение. Покроет ли рост выручки от пассажирских перевозок затраты на оплату услуг частного охранного агентства (а они, как известно, не из дешевых)? Особенно на тех маршрутах, которые сегодня и так крайне убыточны, поскольку пассажир уже переориентировался с нерегулярного электротранспорта на маршрутки, график движения которых достаточно ритмичен. Кстати, почему-то из частных украинских автоперевозчиков никто до сих пор ни разу не прибегал к услугам охранных агентств или еще каких-либо силовых структур по урегулированию вопросов оплаты проезда.

Так что же это, кратковременная «акция устрашения», или отныне добры молодцы в черном станут неизменным атрибутом харьковского электротранспорта?

Петр Матвиенко

Комментарий специалиста

По просьбе редакции о правовых нормах, действующих в общественном транспорте, рассказала юрист Лариса Богинская:

— Безбилетный проезд является административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена ст. 135 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Согласно данной статье, безбилетный проезд в городском транспорте влечет за собой наложение штрафа в двадцатикратном размере от стоимости проезда.

Учитывая, что стоимость проезда в транспорте в Харькове колеблется от 1 грн. до 2,50 грн., штрафные санкции за безбилетный проезд могут составлять максимум 50 грн.

Согласно Методике применения работниками органов автомобильного транспорта (которая распространяется и на общественный электротранспорт) Кодекса Украины об административных правонарушениях относительно перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденной приказом Госдепартамента автотранспорта от 14 ноября 2000 г. №82, в случае совершения административного правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом.

Если размер штрафа не превышает трех необлагаемых минимумов доходов граждан, т. е. 51 грн., и если нарушитель не оспаривает допущенное правонарушение и административное взыскание, которое на него налагается, то протокол о совершении админнарушения не составляется, а штраф налагается на месте совершения правонарушения.

В том случае, если нарушитель оспаривает налагаемое на него взыскание, то составляется протокол об административном правонарушении. Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном нарушении и других материалов дела.

Если штрафные санкции не превышают 3-х необлагаемых минимумов доходов граждан, то от имени органов автомобильного транспорта дело об административном правонарушении рассматривает контролер, он же и накладывает штраф.

Таким образом, штраф за безбилетный проезд, при условии, что пассажир не отрицает своей вины, может взыскиваться контролером на месте выявления правонарушения. При взыскании штрафа на месте совершения административного правонарушения нарушителю выдается квитанция в соответствии с видом нарушения, которая является документом строгой финансовой отчетности. Данную квитанцию нарушитель обязан оплатить в течение 15-ти дней.

Если же пассажир на законное требование оплатить проезд неадекватно реагирует, например, хамит или оказывает злостное неповиновение, ревизор-контролер имеет право доставить его в ближайшее отделение милиции. Учитывая, что многие из контролеров являются членами ДНД (добровольных народных дружин), то согласно п. 23 ст. 10 закона «О милиции», правоохранители обязаны оказывать им помощь в их законной деятельности.

Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Троллейбус

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.