Новости. Профессор Харьковской национальной академии коммунального хозяйства Виктор Доля оказался в центре конфликта как специалист в области пассажирского транспорта
Газета "Вечірній Харків", 16.12.2004.
Профессор Харьковской национальной академии коммунального хозяйства Виктор Доля оказался в центре конфликта как специалист в области пассажирского транспорта. Как уже писала «Вечерка» (№ 124), Харьковская областная организация работодателей в отрасли автомобильных перевозок пассажиров и грузов обвинила ученого в том, что тот занимается «профанацией» (полный текст письма приводится ниже). На днях сам профессор ответил на вопросы корреспондента «Вечерки».
— Виктор Константинович, прокомментируйте послание, направленное руководству Харьковской национальной академии коммунального хозяйства и подписанное Николаем Шевченко (см. справку. — Прим. ред.)
— Все зависит от того, кому отвечать — руководителю упомянутой организации или директору АО «Герць», которое обслуживает несколько маршрутов города. Может ли директор предприятия использовать громкое название областной организации, преследуя свои коммерческие цели? Тем более что для предъявления обвинения нужно зафиксировать какое-то действие. Нет действия — нет нарушения. Человек, который себя уважает, не предъявит претензии другому человеку или организации, не уяснив, какое тот имеет отношение к проблеме. Думаю, Шевченко не владеет информацией, какое отношение ко всему этому имеет академия.
— А вы имеете какое-то отношение к изменениям, принятым городскими властями в отношении маршрутного транспорта?
— К утверждению маршрутов мы не имеем никакого отношения — это прерогатива других органов, которые имеют соответствующие полномочия. В то же время никто не мешает спросить у представителей ученого мира их мнение. Например, врач может высказаться относительно какой-то болезни, но не возьмется за операцию, если перед этим не будут получены анализы и результаты наблюдения за пациентом. Одно дело — выразить мнение, другое — выполнить проект. По роду деятельности наша академия исследует закономерности транспорта, независимо от того, закажет нам кто-нибудь такую работу или нет. Результаты исследований я публикую в открытой прессе: «Вестник академии», «Вестник высшей школы».
— Горисполком присылал вам запросы по этому поводу?
— Не совсем. Харьковский горисполком спрашивал наше мнение. Я вам покажу вот такой документ, который называется «Предложения относительно схемы пассажирского транспорта». Здесь мы высказали мнение по всем маршрутам города. Как вы видите, здесь написано, как мы предлагаем сделать.
— Как вы считаете, изменения маршрутов, принятые городскими властями, обоснованны?
— Я не знаю в жизни ни одного решения, которое было бы стопроцентно хорошим. Каждая медаль имеет две стороны. Основным противоречием, которое существует и в Харькове, и в Нью-Йорке, является противоречие между пассажиром и перевозчиком. Понятно, что фирмам-перевозчикам хочется получить как можно больше прибыли, что является основной целью деятельности любого предприятия. Скажем, вместо десяти автобусов он пустит восемь и сэкономит на остальных двух. В то же время это плохо для пассажиров, которые будут вынуждены ехать в переполненном транспорте. Человек хочет ехать быстро, дешево и не стоять на остановках. Похожие противоречия существуют и в графиках движения.
— Как вы относитесь к идее опроса самих пассажиров, проведенного представителями АО «Герць»?
— К самой идее — положительно. Но для того чтобы сделать это правильно, нужны специальные методики, разработанные по всем канонам социологической науки. Это колоссальный труд, и если такие знающие люди составят план опроса, то только тогда результаты можно считать правильными. Например, 10 скажут: «Убрать маршрут», 20 выскажутся за его удлинение, а остальные выступят за то, чтобы вообще вместо автобуса пустить троллейбус. Решение всякой проблемы приводит к тому, что часть людей удовлетворена, другие — наоборот. Особенно это касается транспорта.
— Согласились бы вы лично встретиться с Николаем Шевченко для обсуждения «горячей» темы?
— Ни в коем случае! Я против общения с человеком, который ведет себя неэтично по отношению к другим. Во-первых, в послании написано: «Возникает вопрос: как ученый, занимающийся проблемами транспорта, дает такие заключения». Но я не давал никаких заключений! Во-вторых, как бы вы себя чувствовали, если бы вам намекнули о каких-то «мотивах»? В третьих, он все равно считает меня «профаном»...
— Некоторые маршруты хотят убрать из центра. Не пострадает ли из-за этого метрополитен, которому придется функционировать с большей нагрузкой?
— Перед принятием таких решений обычно собираются представители всех заинтересованных сторон, в том числе метрополитена. При этом все понимают, что метрополитен любого города мира хочет, чтобы к его станциям подходили маршруты — и не больше; чтобы человек ехал на метро. Это так называемая система формирования потоков для обеспечения быстрой окупаемости. Как у любого хозяйствующего предприятия, цель метрополитена — больше заработать. Чем больше пришло народу — тем выгоднее. Я никого не критикую, а лишь показываю объективную ситуацию. Свои интересы есть и у трамвайно-троллейбусного управления. Поэтому их представители будут отстаивать другие маршруты, которые выгодны им. Скорее всего, будут попытки «отобрать» у того же метро часть пассажиров, которым выгоднее ехать трамваем или троллейбусом. Решение задачи формирования любой транспортной системы должно проходить комплексно. Необходимо органично соединить интересы перевозчиков с интересами пассажиров. Главное при этом — транспорт для гражданина, а не наоборот.
Юрий ЗИНЕНКО
Справка
Ректору Харьковской национальной академии городского хозяйства профессору Л.Н. Шутенко
исполкомом горсовета 20 октября 2004 г. было принято решение об изменении схемы наземного городского пассажирского транспорта. К большому сожалению, завкафедры транспортных систем и логистики профессор В.К. Доля дал заключение о правомерности этих изменений, не подтвержденное научными исследованиями (изучение пассажиропотока, влияние изменений на работу автопредприятий, а также логистика в решении проблем городского транспорта). Возникает вопрос — как ученый, занимающийся проблемами транспорта, дает такие заключения? Каковы мотивы?
Думаю, что от этой профанации будут страдать не только перевозчики и пассажиры, но и авторитет Вашей академии. Харьковская областная организация работодателей предлагает рассмотреть наше письмо на ректорате и собрать совещание (конференцию) вместе с учеными Вашей академии и перевозчиками.
С уважением председатель
Харьковской областной организации работодателей
в отрасли автомобильных перевозок пассажиров и грузов
Н.Е. Шевченко
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Автобус, Город и область |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.