Новости. Когда сапоги тачает пирожник, а мусор убирает железнодорожник…
Газета "Время", 31.05.2011.
Все мы хотим жить в чистом и прекрасном мире. Но желание — это одно, а реальность — совсем другое, когда в большинстве населенных пунктов Харьковской области до сих пор не отлажена организация сбора и вывоза мусора.
«Обратите внимание!»
В былые времена жителям частного сектора вменялось в обязанность закапывать или сжигать свой мусор прямо на собственных подворьях. Но теперь делать это просто опасно и для окружающей среды, и для собственного здоровья, поскольку около трети объема всего бытового мусора составляет пластик. И если на улице нет контейнеров, в которые можно выбросить такие отходы, люди пытаются избавиться от них, вынося в лесопосадки и на пустыри. А еще — к дорогам. Безусловно, здесь и менталитет наших граждан (вместо того чтобы активно добиваться организации сбора отходов, их просто бросают на виду), но еще, если хотите, это — своеобразный протест. Вынося мусор к дорогам, в том числе к железнодорожным путям, жители тем самым как бы сигнализируют властям: отходы девать некуда!
Увы, это чаще всего не срабатывает. Может, потому, что наши руководители предпочитают передвигаться в автомобилях, а не в электричках. А то бы они увидели, сколько мусора накапливается к каждой весне у железной дороги в тех местах, где вблизи расположены населенные пункты и дачные поселки. По расположению этих свалок можно безошибочно судить о том, занимаются ли сбором и вывозом отходов местные власти. Характерно, что больше всего мусора скапливается именно у больших поселков и в самом Харькове.
Каждую весну, с началом огородного сезона автор этих строк наблюдает многочисленные свалки из окна электрички, идущей в лозовском направлении. Сошедший снег обнажает кучи мусора на подъездах практически к каждой (за редким исключением) остановочной платформе от Харькова до Мерефы. В окрестностях Новоселовки ранней весной картина была особенно удручающей. Безусловно, столько мусора не может вывалиться на полосу отвода из вагонов пассажирских поездов — его приносят жители окрестных улиц, а кое-кто привозит даже на машинах, видимо, издалека. Убирать же приходится железнодорожникам.
— Если никто не будет заниматься уборкой мусора, он в конце концов нас переборет, и железная дорога «утонет» в свалках. Поэтому у нас просто нет другого выхода, — сказал мне старший дорожный мастер Харьковской дистанции пути Валерий Шешеня, чью бригаду я застала во время уборки очередной свалки возле неохраняемого переезда в районе Новожаново. — Конечно, мы не в состоянии заниматься его уборкой постоянно, ведь основная работа путейцев заключается в текущем содержании колеи. От того, в каком состоянии находятся стрелочные переводы, шпалы, зависит безопасность движения поездов. А нам приходится свалки убирать... И если бы только на субботниках! Мы вынуждены еженедельно устраивать «чистые» четверги и понедельники (после выходных у путей мусора скапливается особенно много). Полосой отвода железной дороги считается территория до ближайшей опоры электропередач, но убирать нам приходится гораздо больше. Сейчас, например, очистили это место, а завтра здесь снова появится мусор. Мы и вывозили его отсюда, и закапывали, и засыпали отработанным щебнем. Но отходы приносят в мешках, привозят целыми машинами. Только в одном этом месте, у переезда, накапливается до 10 машин мусора в неделю! На Новоселовке — то же самое: люди, идя к электричкам, несут его к дороге с двух сторон. Сгребаем его тракторами, потом вручную собираем остатки...
Уборка «за того парня»
Чтобы не отвлекать специалистов от основной работы, Южной дороге даже пришлось нанимать на временную работу уборщиков мусора — по два-три человека на околоток. В некоторых «особо тяжелых» случаях железнодорожники пошли на крайние меры — просто отгородили подходы к путям заборами. К примеру, таким, как у пешеходного моста на станции Новоселовка со стороны улицы Красного пахаря. Здесь «традиционно» скапливались кучи отходов, которые люди несли от своих домов. Теперь со стороны железной дороги — чистота. Но мусор к обратной стороне забора народ продолжает нести.
Регулярно образуется свалка возле железнодорожных путей вблизи пересечения улиц Сухаревской и Безымянной на Новоселовке. Здесь железнодорожникам приходится работать тяжелой техникой. Житель ближайшего дома Ильгар Мамедов рассказывает, что раньше здесь стоял контейнер для сбора отходов. Бомжи постоянно переворачивали его в поисках металла, а потом и вовсе кто-то поджег. Естественно, контейнер испортился, его увезли, а нового так и не поставили. Но мусор люди продолжают носить, а по ночам его привозят целыми машинами. Ильгар говорит, что вначале записывал номера автомобилей, но когда ему стали угрожать — бросил. А тут еще соседка забила свою половину дома мусором под самый потолок, того и гляди — загорится. «У меня четверо детей, живем как на пороховой бочке», — с горечью говорит Ильгар.
В сводках ЮЖД из года в год фигурируют одни и те же улицы Песочина, Дергачей, Харькова и других населенных пунктов, жители которых «традиционно» замусоривают подходы к путям. Обращения к руководителям прилегающих районов, сел и поселков, как правило, ничего не дают. Да и зачем местным властям что-то делать, если путейцы мусор все равно уберут? Это у них тоже традиция — наводить чистоту на своих рабочих местах. Вот и во время ежегодной всеукраинской акции по благоустройству «За чисте довкілля» железнодорожники ударно поработали не только в полосе отвода дороги, но кое-где и далеко за ее пределами.
После подведения первых итогов акции по благоустройству заместитель губернатора Харьковской области Валентин Дулуб высоко оценил вклад железнодорожников в наведение чистоты:
— В начале акции ситуация была очень тяжелая — вдоль железной дороги было много стихийных свалок. Но буквально в течение месяца железнодорожники все убрали. Хотя, конечно, мы понимаем, что работа путейцев заключается не в том, чтобы мусор убирать... Кстати, Южная железная дорога очень хорошо помогла в уборке территории Люботина. В городе поставлены контейнеры для сбора мусора, выделены машины для вывоза отходов. ЮЖД занимается этим очень ответственно. Другое дело — нам надо отработать систему, чтобы мусор снова не появлялся возле путей. Над этим мы сейчас думаем.
Хочется надеяться, что такая система появится уже в ближайшее время. Тем более что сбор отходов — не такое уж недостижимое благо цивилизации XXI века.
Татьяна Буряковская
URL оригинала: http://timeua.info/310511/40953.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | ЖД транспорт |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.