Новости. Как харьковчанину обжаловать штраф за безбилетный проезд
Харків.comments.ua, 05.09.2011.
Украинское законодательство по части правил проезда в общественном транспорте являет собой довольно интересный пример победы буквы закона над духом права. А какое право имеет в данном случае безбилетник?
В абз. 2 п. 4 ст. 6 Правил пользования трамваем и троллейбусом в городах Украины, утвержденных приказом №329 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 09.10.2006 (далее — Правил), говорится, что в случае отказа пассажира оплатить штраф он может быть высажен на ближайшей остановке. В динамик об этом никто, конечно, не кричит (а следовало бы!), но если внимательно вчитаться в выдержку из правил, которую легко обнаружить забранной в рамку в салоне подвижного состава, можно даже ткнуть контролера носом в эту строку — для наглядности. Правда, в той же ст. 6 оговаривается, что в случае злостного сопротивления безбилетник может быть доставлен в ближайший орган внутренних дел для принятия мер, поэтому насильно к выдержке должностное лицо тащить крайне нежелательно. Лучше вообще не раздражаться, аргументируя свою позицию, ведь это может быть превратно истолковано — как то же злостное сопротивление, например.
Если вы сопротивления не оказывали, для доставки вас в компетентные органы оснований нет. Если вам угрожают чем-то подобным — это не более чем попытка взять на испуг. Не поддавайтесь на провокацию!
Лучше всего продемонстрировать свою юридическую грамотность и сразу предупредить, что подобные действия со стороны контролера подпадают под злоупотребление служебным положением — такое заявление, как правило, охлаждает пыл.
Если вы оказались в незавидном положении из-за неисправного компостера или нерасторопного кондуктора, контролеры вам непременно расскажут, что это — ваши проблемы, и будут неправы. В п. 13 ст. 4 Правил говорится, что абонементный талон, на котором код компостера неразличим по причине неисправности последнего, не может являться недействительным. На практике же попытки пассажира доказать свою законопослушность обычно выглядят весьма унизительно: робкий протест против категоричного заявления контролера о том, что талон закомпостирован не впервые, не заканчивается ничем, кроме обвинения пассажира во лжи.
Что же касается кондуктора, то, согласно абз. 2 п. 10 ст. 4 Правил, это должностное лицо обязуется продавать пассажирам абонементные талоны, а согласно п. 1 ст. 4 Правил — обеспечивать качественное обслуживание пассажиров и создавать для них необходимые удобства. Т. е. никто не обязан бегать за кондуктором по салону. Но попробуйте-ка использовать этот аргумент в качестве оправдания за безбилетный проезд при общении с контролером, на момент появления которого в салоне вы должны "обилетиться"!
Кстати, исключение из этого правила составляет пассажир, который не проехал одной остановки от места посадки, т. е. физически не имел возможности оплатить проезд. Именно эта оговорка и дает основания полагать, что наличие/отсутствие намерения оплатить проезд все-таки является приоритетным перед отсутствием/наличием билета, но это уже вопрос разъяснений Пленума Высшего административного суда (как вариант). И если кто-нибудь когда-нибудь нашел бы время добиться таковых разъяснений, возможно, термин «безбилетный проезд» утратил бы свою актуальность раз и навсегда. А заодно актуальность утратило бы и правовое искажение, сопровождающее столь опрометчивый термин.
Прежде, чем сойти с контролером на ближайшей остановке, как того требуют Правила, убедитесь, что он действительно тот, за кого себя выдает. В СМИ неоднократно появлялись материалы о мошенниках, обманным путем вымогавших у пассажиров деньги в уплату штрафа. Кроме того, нередки случаи превышения полномочий, когда контролеры обвинялись в грабеже, нанесении телесных повреждений различной степени тяжести и даже в попытках изнасилования.
Контролер обязан иметь служебное удостоверение и нагрудный знак, прикрепленный к верхней одежде. Почему-то контролеры предпочитают носить свой знак отличия исключительно в кармане, что является прямым нарушением предписания министерства.
Также проверяющий обязан по первому требованию предъявить свое служебное удостоверение, сообщить место работы, телефон и местонахождение предприятия. Вы имеете полное право записать их на случай конфликта — на самозванцев такая бдительность произведет впечатление. Кроме того, контролер, согласно Правилам, должен сообщить водителю о начале проведения контроля, поэтому, если вы сомневаетесь в том, что перед вами действительно контролер, смело можете обратиться с вопросом к водителю.
Бывает и так, что контролер устраивает «облаву на зайцев» на чужом маршруте. Если ваш проездной документ проверяют не в первый раз, вы вправе усомниться в правомерности таких действий и потребовать предъявить маршрутный лист, в котором будут указаны номера маршрутов, на которых контролер имеет право осуществлять проверку проездных документов. Самозванцев такой вопрос повергает в замешательство — редкий из них удосужится подделать маршрутный лист. Однако этот документ — обязательный атрибут контролера, и отговорки о том, что подобные документы содержатся в трамвайно-троллейбусном управлении, являются обманом.
При взыскании штрафа не забудьте потребовать квитанцию (п. 4 ст. 6 Правил): в противном случае ваши деньги могут отправиться не в бюджет, а контролеру в карман. Кроме того, квитанция является документом строгой отчетности и может быть использована в качестве основания для возмещения понесенного убытка (в случае, если вы решите все же отправиться в суд).
И контролер, и кондуктор, согласно п. 1 ст. 4 Правил, должны быть аккуратно одетыми, вежливыми с пассажирами и одновременно требовать от них неукоснительного исполнения правил проезда в общественном транспорте. Т. е. если кондуктор вас не «обилетил», он тем самым нарушил свои должностные обязанности. Кстати, согласно п. 13 той же статьи, контролер имеет право проверять не только пассажира, но и кондуктора, однако в случае с кондуктором это право почему-то им не используется. Более того, ситуация, когда пассажир, находящийся на передней площадке, обделен вниманием кондуктора — далеко не редкость. И если он, не дай Бог, обратится к контролеру с жалобой на такого кондуктора, то узнает, что находится в непосредственной близости от водителя, у которого тоже может приобрести талон, еще и заплатит штраф за то, что сам до этого не додумался. В этом случае не стоит забывать, что пассажирам запрещается отвлекать внимание водителя во время движения приобретением абонементных талонов (п. 6 ст. 5 Правил). Покупка билета у водителя во время остановки не только создаст неудобства, прямо противоречащие вашему праву на качественный проезд (ваше место могут занять, а оставшиеся без присмотра вещи украсть), но и помешает другим пассажирам воспользоваться их правом на то же (п. 7 ст. 5 Правил).
Таким образом, то обстоятельство, что водитель имеет право «обилечивать» пассажиров, попросту противоречит здравому смыслу, точно так же, как и существование контролера, с учетом того, что кондуктор также наделен полномочиями проверять проездные документы и высаживать пассажиров. Однако это аргументы для суда, а не для диалога с контролером.
Источник: Судебно-юридическая газета
URL оригинала: http://kharkov.comments.ua/news/2011/09/05/181946.html | |
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай, Троллейбус |
Комментарии
Это не новость, давно известно, что в Украине платить за проезд с юридической нормы противозаконно.
В тему.
Есть очень распространенное заблуждение.
В междугородных электричках в Германии контроль периодически проводили гестаповцы. И безбилетников тупо расстреливали.
Н самом деле было так: объявили по радио и написали в газетах, что с 1-го числа безбилетный проезд карается расстрелом.
А 2-го было объявлено, что расстреляно пять человек.
С тех пор немцы очень аккуратны и не обращаются к юристам.
Свой или чужой маршрут контролёр трусит - это прежде всего вопрос соответствующих служб электротранспорта, а уж никак не пассажира. Для пассажира достаточно удостоверения, и нагрудного знака. Точно так же пассажира не касается сообщал ли контролёр водителю, или нет.
Я ж когда сажусь в поезд не бегу к машинисту проверять на своём маршруте он катается, или попал не него с залёта. И имеет ли он право кататься на электровозе этого типа.
При ООО у нас практиковался набор пацанов из мест не столь отдаленных в контролеры. С такими шутки были плохи, могли запросто вывести и на остановке по понятиям объяснить что и куда нужно платить
Это самый правильный вариант. На месте начальника я бы брал в контролеры исключительно судимых.
Маразм крепчал ...
Ты хочешь пересадить еще какую-то часть людей с ГЭТа на маршрутки?
Ты хочешь пересадить еще какую-то часть людей с ГЭТа на маршрутки?
Маршуртки я вообще хочу убрать. Ты ведь знаешь об этом.
Толку ГЭТу от пассажиров, которые не платят? А небольшой показательный кипишь всегда увеличивал выручку.
Т.е. лучше купить билет, и вообще не общаться с контролером, чем искать себе приключения на ж...у
Да мало ли что ты хочешь. Не нужно сюда писать о своих фантазиях.
А у тебя есть конкретные цифры по пассажирам, которые в наглую отказываются платить?
В последнее время я такие случаи встречаю крайне редко.
Т.е. лучше купить билет, и вообще не общаться с контролером, чем искать себе приключения на ж...у
Случаи бывают разные: только зашел, не успел оплатить; кондуктор талон не дал; машина была без кондуктора - не передали билет; положил билет в карман, забыл в какой (или билет затерялся среди других бумажек и старых билетов); и т.д. и т.п.
Короче, шанс на общение с контроллером есть у каждого нормального пассажира. Думаю, многие пассажиры это понимают.
Да и вообще, нормальный человек должен хотя-бы попытаться перестать пользоваться транспортом, который "обслуживается" агрессивно настроенными (не агрессивно настроенный в контролеры не пойдет, а если пойдет - толку от него не будет) отсидевшими. Просто чтобы с ними поменьше пересекаться.
Вообще, главная проблема в том, что у нас какая-то невнятная система оплаты проезда. Войдя в салон я должен сориентироваться, есть кондуктор, или нет, бежать мне занимать место для седалища, или бежать к водителю оплачивать проезд. Если кондуктора нет, то всегда есть вероятность, что человек деньги передал, а билет по дороге не дошёл. ИМХО, лучше вернуть компостеры, но поскольку у нас на календаре не 60-е годы, можно их немного усовершенствовать, он должен печатать на билете дату, время посадки и номер машины. Талоны у водителя, 10 шт - 15 грн, 20 штук - 30 грн, поштучно - по 2 грн. И организовать жёсткую ревизию. В конце концов судимым тоже где-то надо работать.
Все эти отмазки плюс "правила" - и зачем вообще тогда контролеры? Каждый выйдет сухим из воды.
P.S. Когда я работал контролером, я штрафовал (по крайней мере прилагал для этого все усилия) всех без исключения, у кого не было билета или льготного удостоверения. Можете меня конечно осуждать, но я считаю, что делал правильно и приносил пользу.
Не скрою, попадались пассажиры, которые возможно и покупали билет, но куда-то его дели за время поездки. Ну попали под удар. Будет им урок. В следующий раз, надеюсь будут хранить билет до конца поездки. Так что увы, метод пряника в Этой Стране уже давно не работает...
Чуть неправильно выразился. Речь о людях, которые не покупают билеты или покупают, но оставляют их кондуктору/водителю в конце поездки для повторной продажи. Т.е. о речь о случаях, когда деньги пассажира не доходили до кассы ГЭТа. То ли он платил, то ли не платил, кому платил, сколько платил и т.д. - это уже второй вопрос. Насчет цифр, то по личным наблюдениям - по самым скромным подсчетам - 25%. А так уверен еще больше, просто не имею доказательств, чтоб это написать.
А я где-то говорил, что вообще не нужно штрафовать? Быков и отсидевших выпускать в контролеры не нужно.
А чтобы все штрафы спокойно платили, нужно не жаться, а нанять одного милиционера, который просто ходил бы с бригадой контролеров и в случае отказа платить штраф ну хотя-бы просто предлагал предъявить документы. Думаю, в таком случае "отказников" много не будет.
Кстати, неоплаченный проезд является админ. правонарушением или нет?
Ну этих да, полно. Но тут легче с кондукторами работать. У меня сложилось впечатление, что кондуктора обычно знают, есть ли контроль на линии, и в таком случае билеты выдают всем.
Они по одному не ходят.
Там своя большая кухня, которую я в свое время изучил и пытался разгрести. Чтоб исправить ситуацию нужен просто интерес в ГЭТе со стороны властей.
А чтобы все штрафы спокойно платили, нужно не жаться, а нанять одного милиционера, который просто ходил бы с бригадой контролеров и в случае отказа платить штраф ну хотя-бы просто предлагал предъявить документы. Думаю, в таком случае "отказников" много не будет.
Ну так а какая разница? Что общение с отсидевшими, что с нашей милицией - результат всегда один. Ты просто предлагаешь заменить одних бандитов на других. Если ты считаешь, что отсидевшие отпугнут народ от ГЭТа, то милиция отпугнет еще больше.
НЯЗ, даже для админки слишком малая сумма ...
Да ладно. От метро многих милиция отпугнула? Какие-то особы проблемы от общения с ними были?
Так тут не в суме дело. Понятно, что на хищение или что-то подобное оно не потянет. Но, может, это как-то можно притянуть к другой статье?
В тему.
Есть очень распространенное заблуждение.
В междугородных электричках в Германии контроль периодически проводили гестаповцы. И безбилетников тупо расстреливали.
Н самом деле было так: объявили по радио и написали в газетах, что с 1-го числа безбилетный проезд карается расстрелом.
А 2-го было объявлено, что расстреляно пять человек.
С тех пор немцы очень аккуратны и не обращаются к юристам.
Лучший метод борьбы с неоплаченным проездом!
Админнарушением является отказ платить штраф. За это вполне можно доставить куда надо для установления личности.
Неплохо было бы нашим горе-юристам проработать момент ответственности за отказ платить штраф и за злостное неповиновение.
А вообще по проверенной информации в некоторых депо после реорганизации ликвидировали должность контролера.
Так что лучший контролер - совесть.
Кстати кто мешает при безкондукторной работе трамвая/троллейбуса просто приобретать заранее абонементные талоны и компосировать их при каждой поездке?
То, что и раньше мало кто знал о такой возможности (в т.ч. некоторые кондукора не знали), а сейчас с этим вообще что попало творится. Если не хочешь скандалить - нужно покупать по пачке талонов на каждое депо
Пользуюсь абонементными талонами уже года 3 Только пару раз были неприятные ситуации. В основном все расходятся во мнениях нужно ли их компосировать или рвать. На талоне написано что он предназначен для проезда в трамвае и троллейбусе.
Я уже где-то два года езжу по заранее купленным билетам. Мне так удобней по ряду причин. За все время был 1 скандальный случай. Был он 6 сентября 2011 года.
Я зашел в вагон 476 следующий по 6-му маршруту. В салоне была девушка-кондуктор. Хотя на самом деле это просто была девушка с пачкой билетов. Ни повязки, ни бейджика ни других отличительных знаков на ней не было, т.е. имея с собой с десяток билетов я с таким же успехом как и она смог бы их реализовывать. но это уже офф... В общем я достал свой билет, закомпостировал в компостере и сел. Девушка подходит ко мне и просит оплатить проезд. Я показываю билет. Она говорит, что это не такой, должен быть розовый, типа трамвайный, а у меня зеленый - троллейбусный. Я отвечаю, что цвет не имеет значения, более того на талоне написано: "Для проезда в городском трамвае, троллейбусе" (в отличие скажем от Донецка, где отдельно на ТБ, ТМ и АБ). Она продолжает вымогать с меня плату за проезд, говорит, что есть некие "новые правила". Я прошу показать мне их. Их естественно нет, более того, действующих правил от 2006 года тоже нет в салоне.
Далее кондуктор не отходила от меня, продолжала вымогать с меня деньги, говорила всякий бред, хотела даже чтоб я за багаж заплатил (вез с собой сверток 60*20*20), угрожала контролерами, остановкой вагона, и т.д. жаловалась на плохую жизнь, что не хочет проблем с начальством. Я предложил ей, мол если все так плохо, давайте я куплю у Вас 10 билетов, только не надрывайте их, так как проезд я уже оплатил. Отказ. Я предложил ей не спорить со мной, сказал что сейчас мой проезд оплачен, более того, что я работал контролером в депо, знаю Правила и спорить со мной бесполезно. Снова отказ. Пока мы с ней беседовали, вагон ехал, в салон заходили пассажиры. Я ей предложил их обилетить, а не тратить время со мной. Она сказала, что сама разберется. Тем не менее вскоре она пошла по салону... собирать деньги. Возвращается ко мне и продолжает вымогать деньги или покинуть салон. Я ей говорю, мол что с меня требуешь, у меня вот есть билет, а сама только что не выдала его нескольким пассажирам. И тут у нее началась истерика... К слову мне уже оставалось ехать 2 остановки, и я сказал, чтоб она не беспокоилась, мол ночевать в вагоне не буду, а скоро уже выйду.
И тут самое неожиданное, проезд за меня решила заплатить бабушка с сиденья сзади. Говорит, может у тебя денег нету, я заплачу. Я достаю из кармана деньги, показываю ей, мол не надо - деньги есть и билет есть. Не влезайте, сами разберемся. Но бабушка на своей волне. Да и кондуктор с адским блеском в глазах буквально выхватила у бабушки деньги и с пафосом отдала мне свой "трамвайный розовый билет".
Что тут говорить. Сказал "спасибо" бабушке, отдал ей 1,5 грн.
Спросил у кондуктора, есть ли у не бейджик. Она достала его из кармана на одно мгновенье и спрятала назад. Я попросил назвать мне ее фамилию и табельный номер. Последовал отказ. Я предупредил ее, том, что она будет наказана и вышел на свой остановке.
Вывод таков: кондуктор абсолютно не знала своих прав и обязанностей, не знала своей и водительской должностной инструкции. Пыталась меня развести на полторы гривны различными бредовыми способами и нелепыми угрозами. Девочку просто загнали в вагон с единственной целью - настичь больше бабла любыми способами. Ничему не научив и ничего не рассказав. И по ходу она действительно сильно боялась начальства. Вела себя как преданная рабыня - раз хозяин сказал - значит так надо. Такой вот коММерческий подход.
Еще раз повторюсь, в моей практике это единственный такой случай. Ранее кондуктора изредка просили показать им мой талон поближе или просто надрывали закомпостированный. И никаких пререканий и агрессии.
Сейчас я прекратил эту практику в связи с расформированием "Горэлектротранса". Надеюсь, единый билет не за горами
Ого, за тебя уже бабушки платят?!
Просмотреть соответствующую тему на форуме.
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.