Новости. Почему трамваи все чаще сходят с рельсов

Газета "Комсомольская правда в Украине", 06.09.2011.

На днях впечатляющее ДТП случилось на Тюринке. Вагон 16-го маршрута врезался в дом. К счастью, никто не пострадал, но многие задумались: а безопасно ли ездить в городском рельсовом транспорте?

Вагон, врезавшийся в дом, - штатная ситуация?

Необычная авария произошла в пятницу на пересечении улиц Якира и Веринской. Заднюю пару колес трамвая снесло с путей, вагон развернуло и задней частью ударило о стену кирпичного дома. По счастливой случайности ни один автомобиль с трамваем не столкнулся, а находившиеся внутри два десятка пассажиров отделались легким испугом.

Перепуганная вагоновожатая объяснила, что ехала медленно, но колеса все равно соскочили, а бордюры не остановили вагон. По ее словам, эта ситуация... штатная - из-за неисправного путевого хозяйства.

- Вагоны старые, рельсы старые... - вздохнула водитель.

Как объяснил "Комсомолке" начальник отделения профилактической работы горГАИ Олег Никоненко, поскольку пострадавших не оказалось, ситуацию будут изучать сами горэлектротрансовцы.

- Необходимы специалисты, которые знают, какого размера должны быть рельсы, какие должны быть колеса, - отметил инспектор. - На том участке, где произошел сход трамвая, значительных повреждений проезжей части не наблюдается.

Вагоновожатый: "Бывает, ползешь 5 км/ч и боишься"

Сами водители электротранспорта успокаивают, что даже сошедший с рельсов трамвай вряд ли грозит бедами находящимся внутри пассажирам - 18-тонную махину перевернуть нереально. Сбить трамвай с рельсов среднестатистическая легковушка тоже не сможет, для этого нужен минимум "газик". Но оказаться вне путей электромашина может и без посторонней помощи.

- Износ рельсового хозяйства сумасшедший, - утверждает водитель Галина. - Есть участки, где ползешь со скоростью 5 км/час и боишься. "Горячих точек" полно на каждом маршруте. Скажем, идете вдоль рельсов, а они волной: тот кусочек в одну сторону смотрит, а тот - в другую. Крепления рельсов расшатываются, и путь "ходит". Бывает такое, что один рельс выше другого, и начинается качка. Где-то просадка - бух! - и выкинуло вагон.

Вагоновожатые рассказывают, что состояние рельсов контролируют и начальники маршрутов, и сами водители, которые при обнаружении проблемы пишут заявку.

- Очень многое зависит и от состояния колес, - рассказывают машинисты. - Если реборды (выступающая часть обода колеса, служащая направляющей при движении по рельсам — Прим. авт.) почти нет, трамвай поедет не лучше, чем яблоко по рельсам. Куда оно покатится?

Срок службы путей — 30 - 40 лет

Рельсовое хозяйство в Харькове периодически обновляется, но справиться с проблемой раз и навсегда не позволяет дефицит финансов, вздыхают в службе пути "Горэлектротранса". Совсем недавно переложили рельсы в районе Южного вокзала, возле ул. Полтавский Шлях и Малиновского.

- Новые рельсы - и в Африке новые, - говорит главный инженер службы пути КП "Горэлектротранс" Юрий Кулик. - Срок их службы на прямом участке - лет 30 - 40, в зависимости от грузонапряженности. К примеру, если на Ивановку трамвай ходит два выпуска в день (грубо говоря), то на Академика Павлова вагоны следуют один за другим.

Впрочем, в службе пути видят и другие причины аварий, помимо износа рельсов. В первую очередь это человеческий фактор (к примеру, вагоновожатый превысил допустимую скорость), также может сказаться состояние вагона и неисправность сетевого хозяйства.

Комментарий ученого

Спасти ситуацию могут "бархатные" стыки

Ученые-транспортники подтвердили "Комсомолке", что проблема с рельсовым хозяйством появилась не сегодня и даже не вчера, а еще лет 20 назад, когда в эту сферу перестали вкладывать деньги.

- Все очень сильно устарело, - вздыхает Валерий Гук, профессор кафедры урбанистики университета строительства и архитектуры. - Капитальных вложений не было с начала перестройки. Связанные с этим вопросы я докладывал еще Пилипчуку в его бытность мэром.

По мнению ученого, в Харькове необходимо перевести трамваи на так называемые европейские рельсы, у которых несколько иной профиль. Нечто подобное грозились сделать на Пушкинской, пока не убрали оттуда рельсы совсем. Впрочем, в Киеве "продвинутые" рельсы не спасли скоростной трамвай - с ним тоже периодически приключаются ЧП. Еще один из вариантов спасения трамваев - хорошие стыки ("бархатные") между рельсами, чтобы колеса вагонов не становились "квадратными". Валерий Гук вспоминает, что подобные стыки делали в районе универмага "Харьков", и они хорошо себя зарекомендовали, но дальше дело не пошло.

Автор: Юрий ЗИНЕНКО

URL оригинала: http://kharkov.kp.ua/daily/060911/299605/
Разделы по теме:
Рубрики:   Трамвай, Происшествия

Комментарии

Yufit
09.09.2011 19:50
Цитата
Еще один из вариантов спасения трамваев - хорошие стыки ("бархатные") между рельсами, чтобы колеса вагонов не становились "квадратными". Валерий Гук вспоминает, что подобные стыки делали в районе универмага "Харьков"

Что-то не припомню. Действительно было или Гук сам придумал?

Андрей Рыбка
09.09.2011 19:54
Цитата(Yufit @ 9.9.2011, 19:50) *
Что-то не припомню. Действительно было или Гук сам придумал?

Возможно были еще при совке. Да и вообще ничего удивительного в этом не вижу - ресльсосварочные вагоны в таком количестве не просто так строили.

Yufit
09.09.2011 20:40
Я просто регулярно наблюдаю различные типы "продвинутых" стыков во многих городах Украины и не только.

Константин
10.09.2011 22:18
Если бы такие стыки, как на трамвае, с одним раскрученным болтом вместо положенных четырёх закрученных кто-нибудь соорудил на железной дороге, то была бы сцена, где любая порнуха нервно курила бы в сторонке. А на трамвае всё можно. Типа как вот здесь http://gortransport.kharkov.ua/forum/index...ost&id=1735

Trollem@n
10.09.2011 22:38
Цитата(Константин @ 10.9.2011, 22:18) *
Если бы такие стыки, как на трамвае, с одним раскрученным болтом вместо положенных четырёх закрученных кто-нибудь соорудил на железной дороге, то была бы сцена, где любая порнуха нервно курила бы в сторонке. А на трамвае всё можно. Типа как вот здесь http://gortransport.kharkov.ua/forum/index...ost&id=1735

Это ещё отличный стык. А вот когда пути такие, а стыки такие - это уже диагноз..

subsxchg
10.09.2011 23:11
Были стыки, в которые две такие ньёкии лягут... потом их начали заделывать кусками рельса smile.gif

kum
12.09.2011 19:32
Уже тут по крайней мере пара дефектов. Износ поверхности катания и выкрашивание металла на боковой рабочей выкружке головки. А то что выше на фото это просто атас. Ай да Гук, ай да теоретик бархатные (бестыковые) рельсы требуют большей культуры обслуживания и в наших реалиях рассыпались бы в труху.
[attachment=1738:IMG_2026.JPG]
+
[attachment=1739:IMG_2043.JPG]

Просмотреть соответствующую тему на форуме.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.