Новости. "Отставка. Дело. Выборы". Интервью Виктора Остапчука, бывшего начальника ЮЖД
Еженедельник "Объектив-НО", 27.10.2005.
Отставка. Дело. Выборы
Елена Львова Медиа-группа "Объектив"
Виктор Остапчук заговорил. Почти полгода он отказывался официально комментировать причины своего ухода с поста начальника ЮЖД и дело о «благотворительности» железных дорог. Мало кто знал, что после отставки Остапчук не остался без работы — он проректор Академии железнодорожного транспорта*, зато его переход во фракцию «Народного Союза «Наша Украина» в облсовете породил слухи о его вступлении в провластную партию. Обо всем этом Виктор Остапчук рассказал в интервью «Объектив-Но», первом интервью, которое он дал после отставки с поста начальника ЮЖД.
— Виктор Николаевич, почему Вы решили написать заявление по собственному желанию не сразу после смены руководства в Киеве, а спустя четыре месяца?
— Конечно, я сам не собирался уходить. Это было... как птицу на взлете подстрелили. Просто вызвали и сказали, что наверху принято решение освободить всех начальников дорог.
— Кто вызвал?
— Кадровик, начальник главного управления кадров. Сказал, что принято решение. Потом перезвонил один раз, еще. Я написал заявление на второй день, когда мне сказали, что я «за свою должность дрожу, позажирался» и тому подобное. А я никогда за место не дрожал. Сразу написал заявление и отправил его в Киев. Кстати, уволили меня только месяца через два после этого... Я бы мог сегодня собрать документы, подать в суд, чтобы доказать, что уволили меня незаконно и восстановиться. Но я этого делать не буду.
— Почему?
— Это моя принципиальная позиция. Я считаю, что работать нужно только в команде, там, где собраны единомышленники и там, где хотят с тобой работать. А если люди, начиная от министра, не хотят видеть тебя в своей команде, зачем мучить и себя, и тех, кто сегодня создает свою команду. Поэтому я не собираюсь сегодня восстанавливаться, хотя, конечно же, скучаю по своей работе. Но академия — это тоже большое железнодорожное предприятие. Оно тоже требует максимальной отдачи, и, поверьте, здесь тоже нет свободного времени. На железной дороге было даже несколько проще. Там все зиждется на принципе единоначалия, а здесь много всевозможных демократий: хочу — не хочу. Но я человек командный, я принимаю те правила игры, которые есть в академии.
— Кстати, об академии. Вы пришли сюда сами или Вас пригласили?
— Меня пригласил Николай Иванович Данько, ректор, уважаемый мной человек, с которым мы уже знакомы не один десяток лет. Когда сложилась такая ситуация, я был никому не нужен, он просто сказал: приходи в академию. И все. Я сказал: Николай Иванович, я, конечно же, сегодня «гонимый», сами понимаете, но я не хочу никому создавать никаких проблем, если будут какие-то проблемы, я готов уйти, чтобы не было больно ни вам, ни академии.
— То есть когда Вы писали заявление по собственному желанию, Вы не знали, куда пойдете работать?
— Совершенно верно. Мне сказали написать заявление, сказали, что, может, предложат работу советником. Но я говорю: как вы мыслите, мне только 50 лет, какой из меня советник? На мне пахать надо! Но ведь уволили не только меня, выгнали всю команду: всех моих заместителей, единомышленников, которые определяли, скажем так, лицо дороги. А остальных начали прессовать по полной программе. Кто-то не выдержал, ушел, кто-то остался работать. В общем, избавились от всех, как они считали, инакомыслящих. Ну ладно — от начальника дороги! Но при чем здесь другие специалисты? Мне жалко просто своих коллег, поверьте, покойный Георгий Николаевич умел выбирать людей и я считаю, что на дорогах тогда и начальники дорог, и замы были подобраны практически идеально. Именно для командных действий. Я не умаляю достоинства тех, которые сегодня пришли, но когда меня просят оценить действия того или иного руководителя, я говорю: спросите у людей. Если стало лучше в поездах, в электричках, на вокзалах меньше очереди сегодня, значит, лучше работает, лучше подобрана команда. Если стало хуже — сами делайте выводы. За каждого человека должны говорить конкретные дела. И по ним надо судить сегодня и о первом руководителе, и о работе его команды.
— Весной появилась информация о том, что в отношении Вас и других начальников железных дорог возбуждено уголовное дело. Речь шла о миллионах гривень, потраченных на «сомнительные операции». Это дело еще существует?
— Я давал подписку о том, что не буду разглашать информацию, которая является тайной следствия. Единственное, что могу сказать, — действительно есть уголовное дело. Три дороги, в том числе и Южная, перечислили по указанию министра, деньги — не миллионы, а на порядок меньше — на счета НДП. Причем не свои деньги, а те, которые дала «УкрзалЁзниця». Я получил команду, я не знал, что закон запрещает перечислять деньги со счетов железной дороги на счет партии. Но они же не были никуда украдены, они были на счету у НДП. Когда мы разобрались, что этого делать нельзя, мы обратились к НДП и она их возвратила в госбюджет.
— Следственные действия в отношении вас продолжаются?
— Продолжаются. Кому-то хочется сказать, что был ущерб. А какой ущерб, если деньги Пустовойтенко (лидер НДП — Е.Л.) отдал с банковскими процентами, самыми высокими на тот момент?
— Говорят, что совсем недавно у вас был обыск. Это правда?
— Правда. Забрали кое-какие бумаги мои, которые мне нужны для работы, позабирали драгоценности личные (кольца-сережки моих дочерей и жены), рубли — у меня мама в России живет, мы иногда ей деньги с оказией передаем. И все. На этом, в общем-то, все закончилось.
— А почему Вы не воспользовались депутатским иммунитетом? Вы же депутат облсовета.
— Они показали бумаги: ордер на обыск. Мне, в принципе, говорили, что я могу обжаловать их действия...
— Будете обжаловать?
— Пока нет.
— Почему? Вы настолько уверены в своей невиновности, что не хотите воспользоваться неприкосновенностью? Или боитесь, что коллеги-депутаты дадут согласие на то, чтобы лишить вас иммунитета?
— Не хочу. У меня нет времени писать жалобу в Генеральную прокуратуру. Просто этот обыск лишний раз показывает, какое сегодня отношение к закону. И потом я для себя еще говорю: так поступают по отношению ко мне, человеку, которого в Харькове знают, я же еще и Герой Украины. Но это никого сегодня не интересует. А как к остальным тогда?
— Железная дорога сегодня — это прибыльное предприятие?
— Все зависит от того, кто стоит во главе железной дороги. Я считаю, что любое предприятие, которое на плаву, не может быть неприбыльным. Нас к этому приучил покойный Кирпа. Он говорил: даю время, чтобы ты сделал предприятие прибыльным или сократил убыточность на 90%. Не сделал — сам виноват. Да, Дворец культуры, где есть детские кружки, где школьники ходят в бассейн — не может быть прибыльным, но все остальное на железной дороге не может быть неприбыльным. При мне не было практически убыточных предприятий на железной дороге. Те немногие, что были — из-за того, что мы обеспечивали какие-то социальные гарантии... Поэтому столько сегодня желающих поруководить железной дорогой — хоть отбавляй. К сожалению, профессионализма многим не хватает, а в целом — это очень нормальная прибыльная организация, которая может кормить сегодня себя и других (я имею в виду государство), и помогать.
— Вы имеете в виду благотворительную помощь?
— Да. Мое глубочайшее убеждение: то, что сегодня запретили оказывать благотворительную помощь, это неправильно. Надо, чтобы железная дорога зарабатывала, обеспечивала все свои расходы, отчисления во все виды бюджетов, социальные гарантии своим рабочим и обязательно помогала тем, кто в этом нуждается. Мой принцип был всегда такой: надо сегодня помочь государству, но не вообще, а в лице школ, интернатов, обездоленных. Я был председателем попечительского совета Люботинской школы-интерната. Как ее можно бросить без таких шефов, как железная дорога?
— Весной Евгений Червоненко, который тогда был министром транспорта, говорил о том, что если поднять цены на билеты, железная дорога не выживет. Нынешнее руководство мин-транса хочет повышать тарифы на грузоперевозки на железной дороге...
— Я как специалист Вам скажу: сегодня об этом, как правило, говорят те люди, которые не умеют правильно организовать свою работу. Ни тарифы на грузовые перевозки, ни тем паче тарифы в пассажирском и пригородном транспорте повышать не нужно.
— И при этом дорога все равно останется прибыльной?
— Абсолютно. С нынешними тарифами дорога заплатила только налог на прибыль за первое полугодие 27,8 миллиона, в третьем квартале было заплачено шестьдесят миллионов. Так она прибыльная или неприбыльная? Плюс еще налог на добавочную стоимость и так далее. И потом, понимаете, ни для кого не секрет, что сегодня соответствующего контроля за налогами, которые поступают в госбюджет, нет. Знаете, как умному деньги дашь, он их потратит как нужно, а дураку дашь, он их просто-напросто потратит, а когда у него спросят, куда, он сам и не знает, куда они были потрачены. Поэтому платить надо столько, сколько положено. Лишние налоги платить не надо. Это мое глубокое убеждение.
— Что значит «лишние налоги»?
— Больше, чем предусмотрено планом. Кому нужно перевыполнение этих налогов? Лучше бы мы эти деньги направили на повышение заработной платы или на обновление основных фондов или на решение других каких-то вопросов. Они бы все равно в бюджет возвратились, только через подоходный налог, через пенсионный фонд. Но фон социальный был бы другой. Для нас нормой было при Георгии Николаевиче — повышение заработной платы. Многие простые люди, машинисты, слесари, когда им рассказывают, что при Кирпе украли столько-то денег, говорят: мы не знаем, кто где крал, но знаем, что зарплата во время его руководства отраслью повысилась в четыре раза, вот это мы знаем. Понимаете, сегодня должна быть система управления отраслью, которая будет способствовать и развитию отрасли, и созданию соответствующего социального климата, а этой системы, к сожалению, сегодня нет... До прихода Георгия Николаевича, железная дорога была, как записано во всех учебниках, инфраструктурой. Пришел Кирпа и показал, что это не инфраструктура, это локомотив экономики Украины.
— Что Вы имеете в виду?
— Ну, например, когда заканчивали строить автобан, Кирпа говорил: «Витя, после этого мы забираем всех строителей и переезжаем к вам в Харьков, и начинаем строить скоростную абсолютно новую скоростную железную дорогу на 200 километров в час: Киев-Гребенка-Полтава-Харьков». Мы бы начали класть новые пути, новые скрепления, новые железобетонные шпалы. У нас их нет — значит, надо было бы построить, сделать реконструкцию своих заводов. Пришли бы инвесторы, это новые рабочие места. Крюковский завод или какой-нибудь другой, начал бы делать новые вагоны, новые локомотивы, это подтолкнуло бы всю экономику страны.
— Вы все время говорите о Кирпе. Партия «ВЁдродження», которую он возглавлял, заявила о намерении провести собственное расследование обстоятельств его смерти. Почему? Вам, как зам-председателя партии, известно что-то, чего не знают другие?
— Я сегодня знаю то, что знают все. Конечно, это был сильный человек. И знаете, как всегда слабо верится, что такие люди уходят сами из жизни. Но факт остается фактом. Я как законопослушный человек, верю той версии, которая есть сегодня у государства. Да, политсовет партии принял решение провести расследование, но думаю, сейчас мы к этому не готовы и вернемся к этому вопросу после выборов.
— После смерти Кирпы «ВЁдродження» осталось без лидера...
— Вопросы о его избрании возникали. Я, как зампредседателя партии предложил и, думаю, что на ближайшем политсовете будет принято решение, чтобы до выборов у нас был исполняющий обязанности лидера партии Анатолий Франчук, а после выборов вернуться к этому вопросу. Почему? Потому что есть один кандидат — Богдан Петрович Пих, бывший начальник Львовской железной дороги, представитель западного региона, есть другой кандидат — я, представитель Восточной Украины. И сегодня сталкиваться лбами Востоку и Западу не стоит. Мы уже имеем опыт печальный «Собора», «Трудовой Украины». Это первое. А второе. Я считаю избирать лидера сегодня безнравственно. Еще и года не прошло со дня смерти Георгия Николаевича, и, по-моему, ни я, ни Пих еще не доросли, чтобы возглавить его партию.
— С кем будете блокироваться на выборах?
— Это решит съезд.
— В облсовете Вы входите в пропрезидентскую фракцию «Народный Союз «Наша Украина». Это значит, что «ВЁдродження» может войти в блок с НСНУ?
— Не может быть руководитель железной дороги или железнодорожного предприятия против власти. Железная дорога — это государственная структура. Я считаю, что по нам, по железнодорожникам, судят о власти, и мы всегда сотрудничали со всеми структурами, которые поддерживают власть. Поэтому и сегодня я — проректор академии железнодорожного транспорта — в областном совете состою во фракции «Нашей Украины». Я бы хотел в союзниках видеть такую партию, которая во главу угла ставит благополучие простого человека, заботится о нашем будущем. И которая не на словах, а на деле делает много для этого. Как она будет называться... У нас сегодня сложно в государстве разобраться, кто за красных, кто за белых, потому что декларировать — это одно, а делать — это другое. Могу сказать только, что на уровне Верховной Рады будет один блок, на уровне областного совета, городского, районных — другой.
— Вы сами куда собираетесь баллотироваться?
— Коллеги настаивают, чтобы я хотя бы в пятерку вошел в списке в Верховную Раду. Но я человек такой, что для меня главное — это работа. Я не честолюбивый человек. Я не политик. Я человек команды, привыкший работать на общее дело, на благо страны. Для меня как пример Георгий Николаевич. Он прошел по спискам «За ЕдУ» в Верховную Раду, но на следующий день отказался от мандата, сказал, что больше пользы принесет, работая там, где доверит государство. Поэтому если даже я пойду в Верховную Раду и пройду, то освобожу там место человеку, который действительно принесет пользу в парламенте. А я хотел бы приносить пользу на том рабочем месте, которое мне доверит государство и та команда, с которой мне, может быть, придется работать.
— На ЮЖД вернулись бы, если бы предложили?
— Если это не ущемляет интересы сегодняшнего руководства, конечно же, вернулся бы.
— Вы имеет в виду интересы министерства?
— Начальника дороги назначает Кабинет министров. Если будет угодно правительству, я вернусь на железную дорогу. Если не угодно, буду работать здесь. Но я еще раз говорю, что никого не расталкиваю локтями и не стою в очереди ни за какой должностью. Я работаю там, где могу в данный момент принести пользу как специалист. Для меня неприемлемо кого-то подсиживать и заниматься какими-то ин-тригами.
— Я поставлю вопрос иначе: Вы хотели бы вернуться на ЮЖД?
— Провокационный вопрос.
— Не ответите?
— Нет.
*Во вторник Виктор Остапчук получил научное звание профессора.
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | ЖД транспорт |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.