Новости. Быть или не быть трамваям в центре города?
Газета "Новый день", 14.02.2006.
Через четверть века Харьков будет выглядеть иначе. В центре города не увидишь трамваев, появятся магистрали непрерывного движения и пешеходные зоны… Такой видят первую столицу специалисты из киевского проектного института «Гипроград», которые представили местным архитекторам схему «красных линий» магистральных улиц Харькова.
По мнению архитекторов как столичных, так и харьковских, одна из главных проблем мегаполиса, требующая оперативного вмешательства, — это транспорт. Ежегодно в городе количество автомобилей увеличивается на 10-15 тысяч. Если сейчас на 1 000 жителей приходится 180 индивидуальных транспортных средств, то уже к 2010 году уровень автомобилизации может достичь 240-270 единиц. Стоит ли удивляться, что за последние 16 лет на магистральных улицах города интенсивность движения автотранспорта увеличилась в среднем в 2,2 раза, а, например, на ул. Клочковской, пр. Ленина, ул. Плехановской, пр. 50-летия ВЛКСМ, – более чем в три раза. Специалисты отмечают, что уже сегодня интенсивность движения на дорогах, особенно в центральной части города, превышает теоретическую пропускную способность магистралей. А тут еще трамваи «отравляют» жизнь автомобилистам. Мало того, что электротранспорт «забирает» несколько метров и без того неширокой проезжей части, так еще водителям авто приходится останавливаться на каждой трамвайной остановке, ожидая, пока закончится посадка-высадка пассажиров.
Правда, у водителей трамваев и у пешеходов другая точка зрения по поводу того, кто кому мешает. Они считают, что «потесниться» должен именно автотранспорт. Например, можно запретить транзитникам въезжать в исторический центр города и построить для них так называемую малую кольцевую дорогу. Или отказаться от коммерческих маршрутов на тех участках, где они дублируются наземным электротранспортом или метро. А еще следует запретить несанкционированные стоянки, и вместо традиционных «плоских» парковок построить многоэтажные. Справедливости ради стоит сказать, что все эти варианты разгрузки центра киевские проектировщики тоже предусматривают. Но настаивают и на ликвидации трамвайных линий в центральной части Харькова.
Генеральным планом развития Харькова до 2026 года, который, к слову сказать, также разрабатывали специалисты киевского института «Гипроград», предусмотрен демонтаж трамвайных путей на спуске Пас- сионарии, пер. Пискуновском, ул. Котлова, ул. Красноармейской, ул. Полтавский Шлях, ул. Грековской, пл. Пролетарской, пл. Розы Люксембург, пл. Конституции, пр. Московский (до ул. Академика Павлова), ул. Шевченко, ул. Матюшенко, спуске Веснина, ул. Пушкинской, ул. Тринклера.
Всего предлагается ликвидировать 23,9 км трамвайных линий в центре, а в качестве «компенсации» проложить 22,3 км путей в отдаленных районах города. В частности, пустить трамвай вдоль ул. Кривомазовской с выходом на ул. Нариманова до ул. Полтавский Шлях, и таким образом соединить Новоселовку с Холодной Горой. Еще один будущий маршрут – от ул. Морозова через Новые Дома до ул. Косиора. Намечено также продолжение трамвайного пути по ул. Плиточной до Роганского жилого массива. Кроме этого, планируется проложить новую линию от Белостокского переулка до ул. Веснина, а также по ул. Культуры (с ограничением движения других видов транспорта). Для увеличения пропускной способности Московского проспекта предлагается перенести трамвайную линию на ул. Броненосца Потемкина, а с ул. Красноармейской – на ул. Ма-линовского.
Стоит ли говорить, что харьковчане воспринимают предложение киевлян далеко не однозначно. Например, мэр Харькова Владимир Шумилкин неоднократно высказывался за сохранение электротранспорта на центральных улицах: «Мы приняли решение трамвайное движение в городе не сворачивать, а развивать. Оно имеет будущее. Другой вопрос, что нужны трамваи нового поколения. От них нельзя отказываться, потому что это экологически чистый электротранспорт. И многие города его пускают в центре».
Кстати, сегодня трамвай эксплуатируется почти в 300 странах мира. Там считают, что при решении транспортных проблем городов приоритетным должно быть развитие городского электротранспорта, который не загрязняет воздух и перевозит большое количество пассажиров. В последнее время новые трамвайные и троллейбусные сети появляются в больших городах Великобритании, Франции, Германии.
А вот в Харькове новые трамвайные линии не вводились уже полтора десятилетия. Более того, за последние пять лет сняты трамвайные пути по Московскому проспекту в сторону Новых Домов, по ул. Петровского и ул. Мироносицкой (от ст. метро «Пушкинская» до ул. Маяковского) и по ул. Шевченко (от Московского проспекта до ст. метро «Киевская»).
Особенно болезненно отнеслись харьковчане к «угрозе» лишиться трамваев на ул. Пушкинской. Специалисты института «Харьковпроект», которые разрабатывали проект ее реконструкции, пришли к мнению, что трамвайные линии здесь можно оставить, но тогда надо организовать автомобильное движение на соседних улицах. По большому счету, сделать это крайне сложно. А по мнению заместителя начальника городского управления градостроительства и архитектуры Олега Ткаченко, решение проблемы «быть или не быть трамваям» на ул. Пушкинской — это вопрос времени: «Сейчас для людей преклонного возраста, которые живут в центре, трамвай необходим. Для них поездки в метро, особенно с пересадками, — это непривычно, неудобно и тяжело. Но демографический анализ показывает, что население центральной части города резко уменьшается. Первые этажи жилых зданий заняты под офисы и магазины, квартиры в домах выкупают обеспеченные люди, которые услугами трамвая не пользуются. Лично мое мнение – через 5-10 лет трамвай станет не нужен там совершенно, он просто будет ходить пустой». Как считает Олег Ткаченко, можно снять трамваи с некоторых направлений, например с ул. Клочковской, где «сегодня ходят полупустые вагоны». Но на некоторых маршрутах наземный электротранспорт следует оставить. Скажем, на ул. Полтавский Шлях, где, по словам Олега Ткаченко, «трамваи никому не мешают».
Естественно, у руководства «Горэлектротранса» идеи киевлян энтузиазма не вызывают. В частности, заместитель генерального директора Харьковского коммунального предприятия «Горэлектротранс» Юрий Кость заявил: «Моя личная позиция, позиция нашего коллектива и руководства предприятия однозначна — мы за сохранение и развитие городского электротранспорта. Потому что он нужен большинству харьковчан. Эту полезную миссию харьковский трамвай выполняет уже сотню лет — в следующем году мы будем отмечать вековой юбилей со дня появления в Харькове первого электрического трамвая». По мнению сотрудников «Гор- электротранса», о популярности наземного электротранспорта свидетельствуют такие цифры: предприятие ежесуточно перевозит около 800 тысяч пассажиров по 18-ти трамвайным маршрутам и 31-му троллейбусному. Всего же в прошлом году услугами наземного электротранспорта воспользовались около 269 миллионов пассажиров, а доходы от перевозок пассажиров составили 55,25 млн. грн.
В общем, судьба трамваев в центре Харькова, по крайней мере, на некоторых маршрутах, пока остается под вопросом. И хотя на заседании городского архитектурно-градостроительного совета схема «красных линий» магистральных улиц Харькова была утверждена (правда, с незначительными замечаниями), разработка столичных проектировщиков еще должна быть рассмотрена на сессии горсовета.
Впрочем, создание схемы «красных линий» — это первая часть подготовки градостроительной документации для воплощения в жизнь Генерального плана развития Харькова. Теперь предстоит разработать комплексную транспортную схему города, чем и занимается Харьковская национальная академия городского хозяйства. Как подчеркивает Олег Ткаченко, «именно комплексная транспортная схема должна нам показать, на каких улицах трамвайное движение может быть снято, а где его следует оставить». Правда, когда будет готова документация, неизвестно, все зависит от финансирования. Для разработки транспортной схемы необходимо 700 тыс. грн. Если деньги будут выделены в ближайшее время, то комплексная транспортная схема города будет разработана к концу 2006 года.
Елена ДОСПЕХОВА
Разделы по теме: | |
---|---|
Рубрики: | Трамвай |
Добавить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, Вам нужно зарегистрироваться и/или авторизоваться на форуме.