Трамвай. Подвижной состав. ВПРС-500 и вспомогательный подвижной состав

ОписаниеФотогалерея (17)Новости по теме (1)

Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина ВПРС-500 предназначена для выправки пути с рельсами Р65 и легче, с деревянными и железобетонными шпалами и на различного рода балластах при строительстве, всех видах ремонта и текущем содержании пути. Машина способна выполнять выправку пути в продольном и поперечном профилях и в плане, а также уплотнять балласт под шпалами, брусьями стрелочных переводов и крестовин. ВПРС-500 производились серийно с 1978 года Кировским машиностроительным заводом им. 1-го мая по лицензии австрийской фирмы Plasser & Theurer (Плассер и Тойрер).

ВПРС-500 представляет собой самоходную железнодорожную единицу. Основу ее составляет рама, на которой размещены кабины машиниста и оператора, силовая установка, рабочие органы (подбивочный блок блок, уплотнитель балласта и подъемно-рихтовочное устройство), контрольно-измерительные системы и вспомогательные органы, обеспечивающие их работу. Сварная рама машины опирается на две двухосные тележки, из которых первая – приводная. Передача вращения от силовой установки к тяговой тележке осуществляется при помощи трансмиссии. Все оси оборудованы тормозами. Привод рабочих орагнов – гидравлический. Торможение машины и привод вспомогательных механизмов и тележек контрольно-измерительной системы осуществляется пневмосистемой. Привод перемещения машины в транспортном режиме – механический, в рабочем – гидравлический.

Выправочно-подбивочно-рихтовочные машины используются преимущественно на железной дороге, так как их эксплуатация оправдана лишь при значительных объемах ремонтных работ. Последнее обстоятельство сделало обоснованной их эксплуатацию в крупных трамвайных хозяйствах, в частности, таких городов как Санкт-Петербург и Харьков, а также в Киевском метрополитене.

Две машины ВПРС-500 (## 205 и ???) были приобретены Харьковским трамвайно-троллейбусным управлением в конце 80-х годов. Машинам оставили их железнодорожные восьмизначные номера (19542059 и ????????), при этом пятая, шестая и седьмая цифры обозначали порядковый номер машины (для всех построенных ВПРС-500 сохранялась общая нумерация). Являясь полноценной железнодорожной ремонтной машиной, ВПРС-500 не вписывается в трамвайные пути. Поэтому для транспортировки ВПРС-500 понадобилась специальная вспомогательная техника – платформы для перевозки машины и вагоны-тягачи. Тягач ВТ-1 (ВТ – сокращение от «Вагон-Транспортер») был построен ВАРЗом в 1989 году на базе вагона КТВ-55-2, переданного для этих целей из Киева. По конструкции КТВ-55-2 во многом напоминали МТВ-82, но в Харькове трамваи этой модели никогда не эксплуатировались. В процессе переоборудования вагон получил новую кабину, а в его заднем торце были прорезаны двери для погрузки и выгрузки различного вспомогательного оборудования. Также сохранились обе двери по правому борту (вместо автоматических установлены ручные). Для буксировки второй машины ВПРС в 1990 году поступил вагон КТМ-5М3, специально построенный Усть-Катавским вагоностроительным заводом для подобной работы. Перед этим вагон некоторое время испытывался в качестве буксира машины ВПРС-500 в Москве. В Харькове вагон получил номер ВТ-2. Испытания показали, что вагон не справляется с нагрузкой, поэтому спустя год ВАРЗ ХТТУ переоборудовал в транспортер ВТ-2 служебный вагон МТВ-82 # 831. Оба тягача были оборудованы двумя пантографами для беспрепятственного проезда секционов и прочих спецчастей, где возможна возможна потеря контакта пантографа с контактным проводом.

Платформы для транспортировки ВПРС-500, буксируемые тягачами, оборудованы двухосными железнодорожными тележками с одной стороны, и четырьмя колесными парами с колесами малого диаметра с другой стороны. При погрузке ВПРС-500 затягивается лебедкой на платформу и фиксируется. После этого край платформы поднимается, платформа принимает горизонтальное положение, в котором и происходит транспортировка машины.

Обе машины ВПРС-500 и вспомогательная техника базировались в Салтовском трамвайном депо. Одна из ВПРС-500 (# ???) была списана в начале 2000-х годов, после чего ВТ-1 стал использоваться в качестве служебного вагона службы пути, и второй пантограф на нем был демонтирован. ВПРС-500 #205 экспуатировалась до конца 2000-х годов. На данный момент эта машина, а также тягач ВТ-2 и обе платформы для транспортировки ВПРС-500, списаны. Сейчас функции ВПРС выполняет универсальная путевая машина УПМ-1М на базе колесного трактора Т-150.

(c) Андрей Бутковский, 2012

Источники:

  1. Данилкин И.Е., Башарин А.И., Ершова К.Б. Устройство и эксплуатация рихтовочных и выправочных машин. Издательство: «ТРАНСПОРТ», 1986 г., 205 c.
  2. Железнодорожный информационный портал Rail Info;


Техническая характеристика выправочно-подбивочно-рихтовочной машины ВПРС-500

Длина по осям автосцепок, мм 17690
Ширина, мм 3140
Высота, мм 3420
Масса, т. 41,2
Марка дизель-генератора ЯМЗ-238
Мощность дизель-генератора, л.с. 240
Производительность, шпал/ч, не менее 500
Минимальны радиус проходимых кривых, м 160
Транспортная скорость (самоходом), км/ч 70