Трамвай. Подвижной состав. Хоппер-дозаторы
Описание | Фотогалерея (23)
Хоппер-дозаторы – специальные грузовые вагоны, которые используются при строительстве новых линий и ремонте существующих для укладки щебневого балласта на рельсовые пути. Аналогичные вагоны используются на железной дороге.
Первые хоппер-дозаторы в ХТТУ появились в 1963 году. Тогда в Ленинграде было изготовлено 30 безмоторных двухосных хоппер-дозаторов типа ТК1-1: двенадцать из них для трамвайного хозяйства Ленинграда, остальные – для других городов СССР. Несколько таких вагонов попали и в Харьков. Любопытно, что хоппер-дозаторы ТК1-1 имели общую для всей серии нумерацию вагонов. Последние харьковские ТК1-1 (##Д-7 и Д-25) были списаны в 1990-1992 годах.
В 1987-1989 годах на смену старым прицепным хоппер-дозаторам на ВАРЗе ХТТУ было построено 6 новых моторных вагонов (ХД-1 – ХД-6). Основой двух первых хоппер-дозаторов послужил вагон модели МТВ-82, скорее всего из числа переданных из Киева, так как своих вагонов этой модели в Харькове уже давно не было. Остальные четыре хоппер-дозатора были построены на базе вагонов КТМ-5 производства Усть-Катавского Вагоностроительного Завода. Переделка пассажирских вагонов заключалась в установке емкости для щебня в средней части кузова с усилением последнего. Кроме того, пуско-тормозные реостаты были выведены на крышу. Отверстие для выгрузки щебня находится внизу емкости и перекрывается заслонкой. В качестве токоприемника используется пантограф.
Хоппер-дозаторы, как правило, работают парами. Загрузившись щебнем, они направляются к месту проведения работ, где на небольшой скорости высыпают его в межрельсовое пространство в необходимом количестве. Объем высыпаемого щебня регулируется заслонкой внизу емкости. Этим хоппер-дозаторы выгодно отличаются от саморазгружающихся платформ СП, которые также могут подвезти щебень к месту ремонта, однако выгрузка его возможна только на соседний путь, и без точного дозирования балласта. Стационарный пункт загрузки находится на территории открытого парка Службы пути. Также возможна загрузка при помощи экскаватора непосредственно на месте проведения работ.
Раскраска хоппер-дозаторов стандартна для специального подвижного состава харьковских трамваев – белый верх и синий или голубой низ. Базируются данные вагоны в Салтовском трамвайном депо, куда были переданы из Участка грузовых перевозок Депо №1 (бывшее Ленинское депо) после закрытия последнего. По состоянию на начало 2018 года в эксплуатации находится один хоппер-дозатор – ХД-5.
© Константин Марков, Андрей Бутковский, 2018