Автобус. Подвижной состав. Ikarus-250

ОписаниеФотогалерея (150)Новости по теме (1)

Для человека, выросшего в СССР, венгерская промышленность ассоциируется в первую очередь с автобусами марки "Икарус", в большом количестве поставляемыми к нам с заводов в Секешфехерваре и Будапеште. За четыре десятилетия в СССР было ввезено 143 тысячи этих машин. Многие из них работают и по сей день.

До наших дней дожили, главным образом, машины Ikarus 200-й серии, которые начали выпускаться с конца 60-х годов. Это хорошо знакомые автобусы с угловатым, по моде тех лет, кузовом. Из этого семейства в СССР крупными партиями поставлялось лишь ограниченное количество моделей - междугородные Ikarus 250,255,256 и городские Ikarus 260,263,280,283. Из них в Харькове работали все, кроме 283-ей.

Прототип модели Ikarus 250 был выпущен в 1967 году, а с 1970 года началось серийное производство этой машины. В 1968-1971 гг. автобус был отмечен многочисленными наградами. Среди них - Большая серебряная ваза Союза Французских Кузовостроителей, Серебряная ваза княжества Монако, бронзовая медаль международной автобусной недели.

Междугородные автобусы Ikarus, поставляемые в СССР, красились в светло-красный цвет с белой полосой внизу. Для всех остальных стран применялись другие, более разнообразные схемы окраски. Отличительными чертами автобуса является большая, по сравнению с 255-ой и 256-ой моделью, длина кузова, более широкие окна, форточки в 1/4 окна расположенные через окно и наличие двух воздухозаборников на крыше автобуса.

В отличии от городских моделей, у междугородных (Ikarus 250,255,256) спереди расположены две пары фар. При необходимости на них вручную устанавливаются противотуманные светофильтры зеленого цвета. Над лобовым стеклом у некоторых автобусов крепится дополнительный прожектор. У более поздних модификаций автобуса Ikarus 250 двери открываются автоматически, а не вручную и в нижней части двери расположено дополнительное стекло.

Салон автобуса оборудован удобными креслами междугородного типа. Угол наклона сиденья управляется ручкой слева или справа от низа сиденья. Над каждым сиденьем расположено индивидуальное освещение и вентиляция. Уровень пола под сидениями несколько приподнят относительно прохода. Длинная полка по всей длине салона даёт возможность разместить мелкие вещи, а крупный багаж хранится во вместительном багажнике, расположенном под полом. В некоторых автобусах на окнах предусмотрены жалюзи.

При входе в автобус слева от передней двери расположено откидное место второго водителя, которое также часто используется экскурсоводами (в экскурсионных автобусах). В задней части автобуса может быть установлен холодильник, туалет или даже минибар. Впрочем, в большинстве работающих у нас автобусов вместо подобных "излишеств" находятся 5 дополнительных кресел.

Модификации автобуса Ikarus-250

Изначально в Советский Союз поставлялись автобусы Ikarus-250.04 и Ikarus-250.12. Эти машины имели лишь одну переднюю дверь, открывающуюся вручную, двигатель имел рабочий объем 10,4 л. и обладал мощностью 192 л.с.

С 1980 года в производство была запущена следующая модификация - 250.58. Внешним отличием стало появление задней двери (также открывавшейся вручную). Гораздо больше изменений было внесено в конструкцию машины. Рабочий объем двигателя был увеличен до 10,7 л, а мощность его составила 220 л.с. К тому же 5-ти ступенчатая коробка передач была заменена 6-ти ступенчатой новой конструкции.

В 1984 году автобус перетерпел еще одну модификацию. Мощность двигателя была доведена до 250 л.с. Вместо механических дверей появились автоматические, которые открываются наружу, передвигаясь параллельно стенке автобуса. Машина получила индекс 250.59. Сначала автоматической была лишь первая дверь, но у более новых машин вторая дверь (механическая) также заменена на автоматическую. А в 1991 году начался выпуск улучшенных модификаций 250.93 и 250.95.

Автобусы Ikarus-250 выпускались на протяжении 28 лет. Лишь в 1998 году их производство, как и многих других машин 200-й серии, было прекращено.

Ikarus-250 в Харькове

Автобусы этой модели впервые попали в Харьков в начале 70-х годов. С тех пор уже в течении 30 лет эти машины обслуживают многие междугородные маршруты, связывающие наш город с райцентрами Харьковской области и соседними областями. Ikarus-250 преимущественно используется на длинных междугородных маршрутах. Более половины рейсов, выполняемых с харьковского автовокзала, осуществляется автобусами этой модели, а также его более коротким "собратом" - Ikarus-256. Впрочем, в конце 90-х, когда ситуация с городскими пассажирскими перевозками была критической, междугородные "Икарусы" можно было увидеть и на некоторых городских маршрутах.

Помимо работы на междугородных маршрутах, многие машины этой модели являются служебными и заказными автобусами. Некоторые автобусы Ikarus-250 переделаны под грузопассажирские путем демонтажа большей части сидений в салоне. В основном это старые машины, которые уже отработали свой ресурс и в силу тех или иных причин не могут эксплуатироваться на пассажирских линиях. Такие автобусы используются для перевозки оптовых партий товара рыночными торговцами.

© Андрей Бутковский, 2005.

Автобусы Ikarus. Техническое описание...


Техническая характеристика автобуса Ikarus-250:

Габаритные размеры
Длина, мм: 12000
Ширина, мм: 2500
Высота, мм: 3200
База, мм: 6330
Передний свес, мм: 2460
Задний свес, мм: 3180
Дорожный просвет, мм: 350
Масса и наполняемость автобуса
Снаряженная масса, кг: 11000
Полная масса, кг: 16000
Количество мест: 51
Объем багажный отсеков, м.куб: 5,2
Масса багажа, кг: 1150
Двигатель
  250.04/12 250.58 250.59
Тип двигателя: Raba-D2156HM6U Raba-D2156HM6UT Raba-D2156MT6UT
Мощность, л.с.: 192 220 250
Объем, л: 10,349 10,349 10,349
Степень сжатия топлива, л: 17 17 17
Крутящий момент, Нм: 696 820 883
 
Объем топливного бака, л: 250
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км: 26,5
 
Тип КПП: ZF S6-90U
Число ступеней КПП: 6
Максимальная скорость, км/час: 106
Радиус поворота, м: 10,9
Максимальный угол подъема, %: 20
Тормозной путь при скорости 60 км/ч, м: 36,6