Автобус. Подвижной состав. Aabenraa

ОписаниеФотогалерея (89)Новости по теме (7)

История производителя

Небольшое кузовное предприятие в датском городе Обенро (датская транскрипция - Aabenraa) было основано в 1930 году. После Второй мировой войны оно стало специализироваться на постройке городских и пригородных автобусов, преимущественно на шасси шведской компании Volvo. В 1953 году был выпущен первый автобус с алюминиевым кузовом; в дальнейшем автобусы с кузовами, выполненными на 100% из алюминия, стали «визитной карточкой» предприятия.

Автобусы Aabenraa никогда не имели отдельных обозначений моделей. Впрочем, это было понятно, ведь предприятие выполняло индивидуальные заказы транспортных фирм, поэтому зачастую каждый следующий произведенный автобус имел незначительные отличия от предыдущих. Volvo оставалось основным поставщиком шасси на протяжении всей истории фирмы Aabenraa. Большинство автобусов в 70-е и 80-е года были произведены на шасси Volvo-B58 и Volvo-B10M с двигателем в базе машины, а также Volvo-B10R c двигателем в заднем свесе. Реже использовались шасси Scania, DAF, Mercedes-Benz. Компания ориентировалась преимущественно на внутренний датский рынок, где была одним из лидеров поставок автобусов. Но поскольку Дания — страна небольшая, то и объемы производства были весьма скромными. Пик производства пришелся на 1985 год: тогда было построено 240 экземпляров. Отсносительно крупные партии автобусов поставлялись также в Швецию, незначительно количество машин были приобретены норвежскими и финскими операторами, а в начале 90-х Aabenraa построило партию специальных библиотечных автобусов для Германии.

С 1976 года совладельцем фабрики Aabenraa стала датская компания Skandia. В 1986 году на коротко время фабрика была переименована в Ascan Bus, но уже в 1988 году Skandia продала фабрику в Обенро немецкой компании Setra-Kassbohrer. Спустя семь лет фабрика вновь сменила владельца: с 1995 года она стала принадлежать шведской компании Volvo. Надо отметить, что уже с конца 80-х фабрика Aabenraa начала испытывать трудности с заказами. Укрупнение транспортных компаний в Дании вызвало изменение на рынке автобусов: если ранее мелкие перевозчики предпочитали автобусы, выполненные по индивидуальным заказам, то крупные компании предпочли иметь парк максимально унифицированных автобусов, построенных по единому проекту. С приходом на фабрику в 1995 году менеджмента Volvo закончилось производство оригинальных автобусов Aabenraa: уже с 1996 года здесь началось производства автобусов концепции System 2000, внедренной ранее Volvo в 1991 году на своей кузовной фабрике Saffle. Но эти изменения все равно не спасли автобусную фабрику в Обенро от закрытия в 2003 году. А спустя еще три года, после закрытия другой автобусной фабрики DAB в Силкеборге, Дания полностью лишилась собственного автобусного производства.

С начала 90-х годов б/у автобусы Aabenraa стали активно продаваться в страны бывшего соцлагеря, которые не могли позволить себе закупки нового подвижного состава. Некоторое количество этих машин попало и в украинские города, преимущественно в Киев, Винницу, Луганск, Кировоград, Харьков, Полтаву. В 2002 году, в связи с ужесточением законодательства касательно ввоза б/у машин в Украину, б/у автобусы Aabenraa стали завозить в нашу страну в виде машкомплектов, которые в дальнейшем собирались в Виннице предприятием ООО «Винбус». Однако с 2005 года сборка автобусов в Виннице также была прекращена.

Описание модели

Городской автобус Aabenraa имеет широкие плантерные передние и средние двери, широкий "козырек" над лобовым стеклом с большим маршрутным окном, удобную планировку салона с большой накопительной площадкой напротив средней двери. До 1982 года автобусы имели более выпуклые формы лобового стекла и передка, выделялись верхние указатели поворота. С 1982 года передняя часть автобусов стала более плоской, а указатели поворота были «утоплены» под одно стекло вместе с маршрутным окном. В зависимости от пожелания заказчика, автобусы могли иметь третью узкую одностворчатую заднюю дверь. Также встречаются автобусы с двумя одностворчатыми узкими дверями.

Автобусы, работавшие в шведском Мальме, имели также три двери – широкие двухстворчатые переднюю и среднюю, а также узкую одностворчатую заднюю. В отличие от автобусов, предназначенных для датского рынка, между передней и средней дверью у них было два, а не три окна. Также эти машины были традиционно окрашены в зеленый цвет, характерный для городских автобусов Мальме.

Автобусы Aabenraa в Харькове

В нашем городе и области эксплуатировалось более двух десятков машин датского производства. Первые три автобуса Aabenraa на шасси Volvo B10R-59 заднемоторной компоновки поступили в Харьков в начале 1995 года. Эти машины 1980 года выпуска эксплуатировались ранее в столице Дании, Копенгагене. Все три автобуса имели две двери (переднюю и среднюю) и были выкрашены в белый и желтый цвета. Автобусы были закуплены горисполкомом, тендер же на их эксплуатацию выиграла коммерческая фирма «Старт». Автобусы стали работать на маршруте 80п (Проспект Победы – Центральный рынок), который вскоре был продлен до Южного вокзала, полностью дублируя 20-й трамвайный маршрут. В 1997 году эти же машины работали и на маршруте 96п (Пл. Конституции – Пятихатки). К сожалению, век самых первых харьковских автобусов Aabenraa оказался недолгим, и уже в конце 90-х они были отстранены от эксплуатации.

Следующие три машины Aabenraa, также на шасси Volvo B10R-59, поступили в Харьков в августе 1995 года. Несмотря на то, что они были построены на том же шасси, что и предыдущие три автобуса, и также были произведены в 1980 году, эти машины имели значительные отличия от автобусов предыдущей партии по оформлению салона, расположению и оформлению светотехники, остеклению, форме маршрутоуказателя. Также автобусы имели третью узкую дверь в заднем свесе и были окрашены в зеленый цвет. Объяснялось это тем, что вновь прибывшие автобусы были сделаны по индивидуальному заказу для компании Malmo Lokaltrafik шведского города Мальмё, они были окрашены в цвета компании и носили ее символику. Автобусы также стали эксплуатироваться фирмой «Старт-ЛТД» на 80-ом и 96-ом коммерческих маршрутах. Проработали они дольше чем машины из предыдущей партии: последний «зеленый автобус» Aabenraa можно было встретить на маршрутах 36 и 223 в 2004-ом году. Также эти автобусы эксплуатировались на маршруте 253п в 2000-2001 годах.

В июле 1996 года в Харьков пришло пять б/у автобусов Aabenraa (гос. н. 1747ХIА - 1751ХIА), а в феврале 1997-го года к ним прибавились еще семь машин (гос. н. 1765ХIА - 1771ХIА). На сей раз автобусы были на шасси Volvo B10M-55 (4 автобуса) и Volvo B10M-60 (8 автобусов). Они были выпущены в период с 1981 по 1985 год и работали ранее в Копенгагене и его окрестностях, за исключением одного автобуса, который работал в городке Брондерслев на севере датского полуострова Ютландия. Все автобусы были полностью окрашены в желтый цвет, три из них были трехдверными, остальные – двухдверными. Пять машин, пришедшие летом 1996 года, открывали движение по маршруту 87п (Институт низких температур – Проспект Жуковского; позднее - 287), причем первые пару месяцев автобусы работали с датскими гос.номерами. Поначалу в автобусах вместо талонов использовались карточки, которые, очевидно, достались вместе с автобусами. При входе через переднюю дверь пассажиры оплачивали проезд и получали карточку, а при выходе они ее возвращали. Через какое-то время кондукторы перешли на обычные отрывные талоны - очевидно, большую часть карточек пассажиры разобрали в качестве сувениров.

Из семи автобусов, поступивших в 1997 году, шесть стали работать на открытом тогда же маршруте 34 (Институт низких температур – 28-й микрорайон; позднее - 234), один же был добавлен на 287-ой маршрут. Все 12 автобусов были переданы для эксплуатации ООО «Арктур», которое было основано в июле 1996 года, а весной 1997 года было переименовано в ООО "Щедар".

К сожалению, в связи с нехваткой запчастей и специалистов по обслуживанию иностранной техники, автобусы довольно часто выходили из строя и подолгу простаивали в ожидании ремонта. Из-за этого часто срывался выпуск на оба маршрута, в особенности на 34-й, так как замена выбывшей из эксплуатации машины 87-го маршрута зачастую осуществлялась за счет исправной машины 34-го. В марте 1998 году автобусы ООО "Щедар" были разделены между двумя отдельными фирмами - ООО "Авитан", эксплуатирующее 287-ой маршрут и ООО "Спика", (234-й маршрут). При этом большинство машин (10 единиц) получило ООО "Авитан", ООО "Спика" досталось лишь две машины (1750ХIА и 1770 ХIА). Из 10 автобусов ООО "Авитан" три (1765ХIА, 1766ХIА и 1767 ХIА) были вскоре разобраны на запчасти и списаны.

В 1999 году непродолжительное время (с февраля по май) все 9 автобусов, находившихся в эксплуатации, работали на 234-ом маршруте, после чего машины ООО "Авитан" вновь вернулись на 287-ой маршрут. В 2001-ом году было списано еще два автобуса "Авитана" (1747ХIА и 1749ХIА). Остальные машины работали на маршрутах города до 2005-го года (2 на 234-ом и 4 на 287-ом). В 2005 году 4 оставшихся автобуса ООО "Авитан" были списаны, а два автобуса с 234-го маршрута были выкуплены частным предпринимателем. С осени 2009 года один из них стал эксплуатироваться на маршрутах ДП "Автосервис" ЗАО КДСК.

Весной 2008 года два автобуса Aabenraa, собранные ООО «Винбус» в 2003-ем году из ввезенных в Украину машкомплектов, были приобретены чугуевским АТП-16350. Ранее автобусы работали в Виннице, а до поступления в Украину - в датских городах Ольборг (АХ8129ВІ) и Вейле (АХ8130ВІ). Обе машины работали в Чугуевском районе до августа 2011 года, когда АТП лишилось лицензии на большинство своих маршрутов.

На маршрутах ДП "Автосервис" ЗАО КДСК, помимо уже упомянутого автобуса, принадлежавшего ранее ООО "Спика", с 2010 по 2012 год эксплуатировались еще три машины Aabenraa, работавшие ранее в других регионах Украины. Так, с весны 2010 года на маршрутах ДП "Автосервис" работал автобус сборки ООО «Винбус», эксплуатировавшийся ранее в Виннице. От остальных машин Aabenraa, работавших в Харькове, он отличался более узкими одностворчатыми дверьми. До поступления в Украину автобус работал в датских городах Хольбек и Хейлсминде. Еще два автобуса, работавшие до 1996 года в Копенгагене, а после - в украинском Кировограде, вышли на маршруты ДП "Автосерис" в ноябре 2010 года.

Помимо вышеупомянутых автобусов Aabenraa с харьковской регистраций, с августа 1998 по апрель 1999 года на маршруте 287п работали автобусы Aabenraa на шасси Scania BR112 с номерными знаками Луганской области. Ранее эти автобусы эксплуатировались в шведском городе Мальмё и внешне практически не отличались от харьковских автобусов Aabenraa зеленого цвета. Автобусы приходили из Луганска в количестве 3-4 единиц и, после двух-трех месяцев эксплуатации, отправлялись обратно. Таким образом, за 1998-1999 годы в Харькове успело поработать около полутора десятков Луганских машин. В августе и сентябре 1998 года автобусы Aabenraa из Луганска работали также на существовавшем непродолжительное время маршруте 273п (Ст. м. Барабашова – ул. Светлая).

© Андрей Бутковский, 2013

Авторская группа интернет-проекта "Харьков транспортный" благодарит за предоставленную для статьи информацию Кирилла Левина и Кима Лёвенскольда.

Источники:

  1. Veerkamp J., Loevenskjold K. Danish Bus Builders;
  2. Olsson J.C. Volvo buses then and now. Norden Media, 2001 – 144 p.
  3. Информация, предоставленная Кимом Лёвенскольдом
  4. Информация, предоставленная Кириллом Левиным
  5. Danskebusser.dk;
  6. Город раскошелился на «Вольво». Для нас с вами. // Вечерний Харьков, 17.02.1995;
  7. И на новых автобусах от старых проблем не уехать. // Вечерний Харьков, 04.07.1995;
  8. Утром – автобусы, вечером – деньги. // Вечерний Харьков, 30.07.1996;
  9. К частнику – по госцене. // Вечерний Харьков, 05.09.1996;
  10. «Обходные маневры» транспортников? // Вечерний Харьков, 13.03.1997
  11. Подборка фотографий "Харьковские Aabenraa. В Дании и в Харькове"...