Автобус. Подвижной состав. ЗИЛ-3250

ОписаниеФотогалерея (11)

История автобусостроения на ЗИЛе

Завод имени Лихачева (АМО "ЗИЛ") - старейшее предприятие российского автомобилестроения. Оно было основано еще в 1916 году, однако революция и гражданская война помешали закончить строительство предприятия в срок. С 1919 года завод выполнял многочисленные заказы по ремонту автомобилей и мотоциклов, а в 1924 году из его ворот вышел первый советский грузовик - АМО-Ф15.

Спустя 10 лет завод, уже носивший к тому времени имя "вождя народов", выпустил первенца отечественного автобусостроения - городской автобус ЗИС-8. Производство автобусов на ЗИСе (с 1956 года - ЗИЛ) продолжалось вплоть до 1960 года, когда было принято решение перенести производство выпускавшегося здесь автобуса ЗИЛ-158 на Ликинский завод в Подмосковье. Решение это было вполне оправданным - завод имени Лихачева был одним из немногочисленных производителей грузовых автомобилей в СССР и его мощностей в конце 50-х уже не хватало для одновременного производства грузовиков и автобусов.

Впрочем, на этом история ЗИЛа как автобусного завода не закончилась. Буквально в следующем году здесь был создан опытный 17-местный микроавтобус ЗИЛ-118 с автоматической коробкой передач. Современные конструкторские решения, футуристический дизайн позволили этой модели достичь того, чего не удалось ни одному отечественному автобусу ни до, ни после нее. На Международной Неделе Автобусов в Ницце (Франция) в 1967 г. "Юность" завоевала 12 призов, в том числе Большой Приз Президента Французской Республики. К сожалению, автобус так и не пошел в серийное производство - в период с 1961 по 1970 год было выпущено всего 7 экземпляров этой машины.

После распада Советского Союза спрос на прежнюю продукцию ЗИЛа - грузовые автомобили средней грузоподъемности - значительно упал. Поэтому в середине 90-х годов завод освоил производство малотоннажного грузовика собственной конструкции ЗИЛ-5301 ("Бычок"). А в 1999 году на шасси "Бычка" начали выпускать автобусы ЗИЛ-3250.

Модель 3250

Как и его ближайший родственник - цельнометаллический фургон ЗИЛ-5301СС, автобус представляет собой модульную конструкцию: оригинальный сварной кузов из штампованных панелей, посаженный на раму. Подобная рамная конструкция обладает хорошей прочностью и пространственной жесткостью. Крыша автобуса и некоторые элементы нижнего яруса его кузова выполнены из пластмассы. Дизельный двигатель (минский турбодизель Д-245.12) обеспечивает приемлемые динамику разгона и топливную экономичность.

Салон ЗИЛ-3250 достаточно просторен для автобуса малой вместимости, пассажиры могут стоять в нем, не нагибаясь. Достаточно широкая дверь и низкая подножка делает посадку в автобус удобной и быстрой. Боковые и задние окна остеклены безопасными стеклами, однако недостатком автобуса является небольшая площадь остекления пассажирского салона. Впрочем, в кабине водителя высокое ветровое тонированное стекло с трехщёточным стеклоочистителем, наружные зеркала с электроподогревом обеспечивают хороший обзор. Кабина водителя такая же, как и на цельнометаллических фургонах.

Модификации автобуса ЗИЛ-3250

Сейчас Завод имени Лихачева выпускает две основные модификации автобуса ЗИЛ-3250:

1) ЗИЛ-3250 - двадцатиодноместный автобус с удлиненной базой (4,505м). Выпускаются машины с двумя дверьми (одна в кабину и одна в салон) без перегородки и задней двустворчатой двери, а также с 4 дверьми (две в кабину, одна - автоматическая - в салон и одна двустворчатая задняя) и отделенной от салона кабиной.

2) ЗИЛ-32501 - пятнадцатиместный автобус с базой 3,65 м, имеющий 4 двери и перегородку кабины, причём дверь салона может быть как автоматической, так и ручной.

ЗИЛ-3250 в Харькове

Первые автобусы ЗИЛ-3250 появились на улицах Харькова еще в конце 1999 года. Тогда был организован автобусный маршрут № 212, который обслуживало около десятка "Бычков". Но уже через несколько месяцев маршрут прекратил свое существование, а автобусы, работавшие на нем, исчезли из города. В течении последующих трех лет автобусы ЗИЛ-3250 не появлялись на городских маршрутах.

Лишь в мае 2003 года один автобус это модели появился на маршруте №140, связывающем Центральный рынок с Сортировкой. Это машина модели ЗИЛ-32501 с короткой базой и автоматической дверью салона. Онаработала долгое время на маршруте № 140, а позже - на маршрутах № 200 (Ст. м. "Центральный рынок" - Новоселовка) и № 168 (Ст. м. "Холодная Гора" - Солоницевка). С 2007 года автобус прекратил работу на регулярных маршрутах. Сейчас автобусы ЗиЛ-3250 не работают на городских, пригородных и междугородных маршрутах Харькова.

© Андрей Бутковский, 2011

Источники:

1) Газета пассажирского транспорта "Омнибус"
2) Интернет-сайт 10-го автопарка г. Москва


Техническая характеристика автобуса ЗИЛ-3250:

Габариты, мм 6670х2210х2787
Колесная база, мм 3650
Полная масса, кг 6950
Снаряженная масса , кг 4550
Двигатель ММЗ Д-245.12
Рабочий объем, л 4,75
Характеристика двигателя Р4 Д
Мощность, л.с. 109
Крутящий момент, Hм 350
КПП ЗИЛ-130
Число ступеней КПП 5/1
Контрольный расход топлива при скорости 90 км/ч, л/100 км 12,0
Дорожный просвет, мм 180
Шины 225/75R16С
Колеса 6,5Jх16Н2
Сцепление 6,5Jх16Н2
Максимальная скорость, км/ч 95
Количество дверей для пассажиров2
Число сидячих мест 15+1