Автобус. Подвижной состав. Karosa-Skoda SD11

История автобусного завода "Кароса" начиналась еще в конце XIX века, когда в 1895 году Йозеф Соломка в западночешском городе Высоко Мыто основал экипажную фабрику. К концу 30-х годов она переросла в известную на всю Европу кузовную фирму. "Соломка" в основном изготовляла элегантные заказные кузова на шасси разных легковых автомобилей, чехословацких и иностранных. Но не брезговала она постройкой автобусных и троллейбусных кузовов.

Когда в конце сороковых годов в Чехословакии началась волна национализации заводов, бывшая фирма И. Соломки превратилась в "Каросу" - завод специализированных автомобилей и автобусов на грузовых шасси "Шкода".

Автобусы модельного ряда Skoda 11 стали первыми машинами, которые стали выпускться заводом крупными партиями. До этого "Кароса" уже выпускала автобусы нескольких моделей, но они производились лишь мелкосерийно. Но к середине 60-х годов Чехословакия стала испытывать значительную нехватку пассажирских автобусов, поэтому в 1967 году на заводе было организовано крупносерийное производство. Для этого была разработана принципиально новая панельная конструкция машины - автобус состоял из 6 частей (шасси, левый и правый борт, передняя и задняя стенки, крыша), которые соединялись в единое целое посредством обыкновенных болтов. Такая конструкция была недолговечной, но тем не менее получила распространение, так как в чешских автопарках наблюдалась значительная нехватка подвижного состава. Karosa-Skoda 11 выпускались вплоть до 1981 года, когда завод сменил модельный ряд на принципиально новую серию Karosa 700.

Впрочем, несмотря на недостатки конструкции, автобусы Karosa-Skoda 11 были достаточно комфортабельными и имели ряд новшеств, таких как автоматическая коробка передач и гидравлический усилитель руля. Они выпускались в трех различных модификациях - городской (SM-11), пригородной (SL-11), и междугородной (SD-11). У этих автобусов была обтекаемая форма кузова, характерная для 60-х годов, дополнительное остекление крыши. Различие между модификациями заключалось в основном в количестве дверей и оборудовании салона. Так, SM-11 имел три автоматических двери, из которых первая была несколько уже других и 31 сидение в салоне, мест для стояния было 59, SL-11 - две двери (передняя и средняя) 45 мест для сидения и 40 - для стояния. Автобус SD-11 был междугородной модификацией Karosa-Skoda, соответственно он был оборудован комфортабельными креслами, усатновленными в четыре ряда в салоне, багажными отсеками и полками, системой вентиляции. Единственная дверь, открываемая вручную, находилась спереди.

Именно междугородный автобус Karosa-Skoda SD11 работал в Харькове в 2001-2002 годах на 234-ом маршруте. Это довольно странно, так как автобусы модельного ряда Karosa-Skoda никогда не поставлялись в Советский Союз. Скорее всего, автобус попал в наш город в начале 90-х, когда в страны бСССР массово поставлялись б/у машины из стран Восточной Европы. Возможно, это единственная подобная машина на территории СНГ. К сожалению, осенью 2002 года автобус перестал выходить на маршрут и дальнейшая его судьба неизвестна.

© Андрей Бутковский, 2003


Техническая характеристика автобуса Karosa-Skoda SD11:

Габаритные размеры, мм 10985x2500x2955
Полная масса, кг 13745
Снаряженная масса, кг 9200
Коробка передач Praga 5P 80S
Число ступеней КПП 5
Максимальная скорость, км/ч 100
Двигатель LIAZ ML634
Крутящий момент, Нм 800
Объем двигателя, куб.см. 11940
Мощность, л.с. 200
Расход топлива при 65 км/ч, л/100 км 32,1
Колесная база, мм 5500
Дорожный просвет, мм 270
Число мест 47+1
Количество дверей для пассажиров 1