Ж.д. транспорт. Подвижной состав. Электровозы ВЛ82 и ВЛ82м

ОписаниеФотогалерея (309)Новости по теме (5)

История создания электровозов ВЛ82 и ВЛ82м

Во второй половине 50-х годов ХХ века на железных дорогах СССР началось внедрение электрической тяги на переменном токе. К тому времени достаточно большое количество линий уже были электрифицированы постоянным током, к тому же в дальнейшем электрификация проводилась как постоянным, так и переменным током. Неизбежным последствием применения двух систем тока для электрификации железных дорог стало возникновение пунктов стыкования этих систем.

Наиболее распространенным на территории бывшего СССР способом организации движения поездов через пункт стыкования является оборудование станции стыкования переключателями, позволяющими подавать на отдельные секции контактной сети тот или иной род тока. На путь приема поезда подается ток, однородный с током прилегающего к станции участка, откуда ожидается прием поезда. После прибытия поезда, отцепки электровоза от состава и его ухода с данного пути в секцию контактной сети, расположенную над этим путем, подается другой род тока, затем к составу подгоняется электровоз другого рода тока и поезд уходит на участок с этой системой тока.

Такой способ стыкования несколько удорожает стоимость электрификации и требует обязательной смены электровоза. В тех случаях, когда по экономическим соображениям и эксплуатационным условиям (например, при небольшой длине участка, электрифицированного одним из родов тока) нецелесообразно оборудование станций стыкования переключателями рода тока, применяют так называемые электровозы двойного питания. Эти электровозы могут работать как на переменном токе 25 кВ, так и на постоянном токе 3000 В и проходить разделы питания без остановки.

Первые советские двухсистемные электровозы были созданы в 1963-1964 годах путем переоборудования для работы на двух родах тока первых серийных отечественных электровозов переменного тока ВЛ61 (до января 1963 г. имевших обозначение НО), выпускавшихся Новочеркасским электровозостроительным заводом в 1952-1958 годах. Электровозы получили обозначение серии ВЛ61д и поступили на участок Минеральные Воды - Кисловодск Северо-Кавказской железной дороги.

Но переоборудование электровозов ВЛ61 не могло удовлетворить потребностей железных дорог бСССР в двухсистемных электровозах - они были выпущены в ограниченных количествах, к тому же они были шестиосными, а для вождения тяжелых грузовых поездов требовались более мощные восьмиосные электровозы.

В 1964 году Всесоюзный научно-исследовательский институт электровозостроения (ВЭлНИИ) разработал технический проект восьмиосного грузового электровоза двойного питания ВЛ82. Постройка первых двух опытных образцов (001,002) нового электровоза была закончена на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ) в июле 1966 года. Они испытывались на Северо-Кавказской железной дороге и экспериментальном кольце ЦНИИ МГТС. С учетом опыта их работы НЭВЗ в 1967-1968 годах выпустил партию из 22 электровозов ВЛ82 (003-024), в конструкцию которых были внесены некоторые изменения, касавшиеся в основном, электрооборудования и тяговых двигателей.

ВЛ82 - двухсекционный восьмиосный электровоз двойного питания. Механическая часть этих локомотивов имеет много однотипных элементов с электровозом ВЛ80 (кабины управления, элементы кузова и тележек); длина электровоза, общая колесная база и колесная база тележек такие же, как и у электровозов ВЛ80с и ВЛ80т. С точки зрения электрической схемы ВЛ82 представляет собой обычный электровоз постоянного тока, на котором дополнительно установлены трансформаторно-выпрямительные устройства для питания силовых цепей постоянным током при работе на участках, электрифицированных на переменном токе. При питании постоянным током энергия подается непосредственно в цепь тяговых электродвигателей. На обеих системах тока регулирование напряжения на двигателях осуществляется реостатами, также электрическая схема электровоза позволяет производить реостатное торможение. Секции электровоза имеют одинаковые электрические схемы и могут работать по системе многих единиц.

В конце 1972 года, используя опыт эксплуатации электровозов ВЛ82, Новочеркасский электровозостроительный завод построил первые два электровоза ВЛ82м (025,026), обладавшие по сравнению с ВЛ82 большой мощностью (7640 л.с. против 6720 л.с. у ВЛ82), уменьшенным передаточным числом редуктора, более совершенной конструкцией и незначительно измененным кузовом. Электровоз ВЛ82м-025 прошел в 1973 г. испытания на экспериментальном кольце ЦНИИ МПС, после чего НЭВЗ продолжил строить электровозы ВЛ82м. Выпуск ВЛ82м был прекращен в 1979 году. Всего был построен 91 электровоз ВЛ82 (001-024) и ВЛ82м (025-091).

История эксплуатации электровозов ВЛ82 и ВЛ82м

После постройки электровозы ВЛ82 поступали в депо Буй Северной дороги для обслуживания поездов на участке Свеча - Буй - Данилов - Ярославль (который в то время не имел станции стыкования переменного и постоянного тока) и в депо Минеральные воды Северно-кавказской дороги для обслуживания участка Минеральные воды - Кисловодск, электрифицированного постоянным током.

После оборудования станции Данилов переключателями рода тока электровозы ВЛ82 депо Буй в 1971 году были переданы в депо Купянск Южной дороги. Туда же с 1972 года начали поступать новые электровозы ВЛ82м. Все они работали на участке Купянск - Харьков, а с 1977 года - также на участке Купянск - Красный лиман. В 1977-1980 годах большинство электровозов ВЛ82 и несколько ВЛ82м депо Купянск были переданы в депо Минеральные воды.

Летом 1977 года в депо Выборг Октябрьской дороги поступили новые электровозы ВЛ82м для работы на участке Выборг - Вайниккала (Финляндия). Всего в депо Выборг поступило 5 ВЛ82м (062, 065, 069, 070). ВЛ82м-066 был списан в конце 1995 года. Остальные 4 ВЛ82м в начале 2000-х годов были переданы из депо Выборг в депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский ОЖД, а летом 2004 - в депо Волховстрой ОЖД. Но обслуживаемое этими электровозами плечо не изменилось.

Несколько электровозов ВЛ82м работали в депо Красноуфимск Горьковской дороги с начала 80-х годов и до оборудования станции Дружинино Свердловской дороги переключателями рода тока.

В мае 2006 года участок Минеральные воды - Кисловодск был переведен на переменный ток. Все электровозы ВЛ82 и ВЛ82м депо Минеральные воды были отставлены от работы. ВЛ82-005, 006, 018 и ВЛ82М-028 были переданы на Октябрьскую дорогу. ВЛ82-011 сначала был передан на экспериментальное кольцо ВНИИЖТ в Щербинке, но позже его передали на Ростовский электровозоремонтный завод для извлечения колесно-моторных блоков (предположительно их использовать при создании нового экспериментального образца газотурбовоза ГТ1-001). Вместо ВЛ82-011 в Щербинку летом 2007 года был передан ВЛ82м-033. ВЛ82-016 был передан в музей железнодорожной техники Северо-кавказской дороги на станция Гниловская. Судьба остальных ВЛ82 и ВЛ82м депо Минеральные воды пока не ясна. Скорее всего, они будут списаны.

По состоянию на лето 2007 года в поездной работе задействовано около 50-60 электровозов ВЛ82 и ВЛ82м. Большинство из них эксплуатируется в депо Купянск ЮЖД, еще несколько работает на участке Выборг - Вайниккала. Но эксплуатация последних, по всей видимости, продлиться недолго, так как в ближайшее время планируется заменить их новыми двухсистемными электровозами ЭП10 производства НЭВЗ.

Электровозы ВЛ82 и ВЛ82м на ЮЖД

В 60-х годах активно велись работы по окончанию электрификации южно-уральского хода транссибирской магистрали, проходящего от Омска через Челябинск, Уфу, Самару, Пензу Балашов, Валуйки и Купянск до Харькова. Участок от Пензы до Купянска было решено электрифицировать переменным током. В 1967 году электрификация участка Валуйки - Купянск была окончена и с 1 января 1968 года на этом участке начали работать электровозы ЧС4, ВЛ60 и ВЛ80.

Но прежде чем приступать к электрификации линии Харьков - Купянск, и, в дальнейшем, линии Купянск - Славяногорск, необходимо было определить, каким образом будут состыковываться две системы тока, - ведь Харьковский узел и линия Основа - Красный лиман (на которой находится станция Славяногорск) к тому времени уже были электрифицированы постоянным током. В целях уменьшения стоимости электрификации было принято решение отказаться от сооружения "стандартных" станций стыкования и применить на этих линиях электровозы двойного питания. Места стыкования двух систем в тока планировалось обустроить на станциях Граково (59-й км. 125-ти километровой линии Харьков - Купянск) и Славяногорск.

В 1971 году в депо Купянск поступили первые электровозы ВЛ82. Они были переданы из депо Буй Северной железной дороги, где необходимость их эксплуатации отпала. С 1972 года в депо с завода начали приходить новые электровозы ВЛ82м. В том же году была окончена электрификация линии Харьков - Купянск, и электровозы ВЛ82 и ВЛ82м начали водить по ней грузовые и пассажирские поезда. С окончанием в 1977 году электрификации участка Купянск - Славяногорск ВЛ82 и ВЛ82м также начали ходить и между станциями Купянском и Красный лиман. Поставки ВЛ82м в Купянск продолжались до окончания их производства в 1979 году. Последним, пришедшим в депо, и одновременно последним построенным электровозом этого типа стал ВЛ82м-091.

В 1977-1980 годах большинство электровозов ВЛ82 и несколько ВЛ82м были переданы из депо Купянск в депо Минеральные воды СКЖД. Остальные ВЛ82 были списаны, но основная часть поступивших в Купянск электровозов ВЛ82м работает и сейчас. Всего их на ЮЖД (по состоянию на конец 2008 года) 50 единиц и все они приписаны к депо Купянск.

ВЛ82м Южной дороги водят поезда на участках Харьков-Пассажирский - Купянск (пассажирские), Основа - Купянск (грузовые), Купянск - Красный лиман и Купянск - Валуйки (с середины 90-х). Кроме того, они были замечены на участке Харьков - Белгород с пассажирскими поездами (во время взрыва военных складом в районе станции Федоровка ПриднЖД) , а также на станции Красноград.

В ближайшее время возможно расширение "ареала обитания" электровозов ВЛ82м на ЮЖД - осенью 2007 года должна быть окончена электрификация участка Люботин - Полтава, выполняемая частично постоянным (от Люботина до Огульцов) и частично переменным (от Огульцов до Полтавы) током. Станция стыкования с переключателями родов тока сооружаться не будет. В связи с этим руководство ЮЖД озвучивало планы использовать на линии Харьков - Полтава электровозы ВЛ82м до того, как будут получены новые двухсистемные электровозы и электропоезда.

Источники:

  1. Раков В.А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955. - М, Транспорт, 1995 г.;
  2. Раков В.А. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза. 1956-1965. - М, Транспорт, 1966 г.;
  3. Раков В.А. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза. 1966-1975. - М, Транспорт, 1979 г.;
  4. Раков В.А. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза. 1976-1985. - М, Транспорт, 1990 г.;
  5. Статья "Электровоз ВЛ-82" в Википедии;
  6. Форум сайта "Российские электропоезда".