Автобус. Подвижной состав. Karosa-Skoda 706RTO

История автобусного завода "Кароса" начиналась еще в конце XIX века, когда в 1895 году Йозеф Соломка в западночешском городе Высоко Мыто основал экипажную фабрику. К концу 30-х годов оно переросло в известную на всю вропу кузовную фирму. "Соломка" в основном изготовляла элегантные заказные кузова на шасси разных легковых автомобилей, чехословацких и иностранных. В 1928 году был создан первый 16-местный автобус на шасси автомобиля Skoda-125 с деревянным кузовом. В дальнейшем "Соломка" выпускала подобные автобусы на шасси Praga, Skoda, Tatra и Walter. В 1939 году "Соломка" выпустила свой первый городской автобус, а в годом спустя в сотрудничестве с фирмами MAN и Siemens были построены 14 троллейбусов, которые проработали на улицах Братиславы вплоть до 1961 года.

Когда в конце сороковых годов в Чехословакии началась волна национализации заводов, бывшая фирма И. Соломки превратилась в "Каросу" - завод специализированных автомобилей и автобусов на грузовых шасси "Шкода" (слово "кароса" в переводе с чешского означает "карета"). Первой послевоенной моделью завода стал городской автобус Skoda-706RO, выпускавшийся с 1946 по 1957 год.

В 1956 году Кароса представила новую модель автобуса Skoda-706RTO, на шасси LIAZ (Либерецкий автомобильный завод) с новым двигателем "Шкоды" серии RT. Сначала существовали два варианта кузова - один от Каросы, другой был разработкой Либерецкого завода и по многим деталям оформления походил на грузовой автомобиль LIAZ 706 RT. Однако предпочтение было отдано именно кузову Каросы.

Skoda-706RTO выпускали в модификациях LUX (туристская), CAR (пригородная), MTZ (городская), а позже и MEX (экспортный вариант городской модификации). Кроме того, на базе автобуса изготавливали различные специальные автомобили.

Автобус Skoda-706RTO имел цельнометаллический кузов вагонной компоновки, расположенный на раме на вулканизированных резиновых блоках. При монтаже кузова отдельно собирали верхнюю и нижнюю часть, в конечном итоге соединяя их вместе. Такая технология позволила снизить трудоемкость сборочного процесса. Стальные листы наружной обшивки кузова крепились к арматуре. Позже стальную обшивку заменили алюминиевой, для снижения веса кузова. Передняя и задняя части закругленные, с большими панорамными окнами, разделенными пополам. Передние фары были расположены в небольших углублениях по бокам от овальной облицовки радиатора, над ними были указатели поворота; последние располагались также по бокам автобуса в передней трети кузова. Задние фонари были сделаны в одном блоке с указателями поворота и сигналами торможения.

Шестицилиндровый карбюраторный двигатель Skoda 706 OHV с прямым впрыскиванием и жидкостным охлаждением находился в передней части автобуса, справа от рабочего места водителя. Поэтому передняя дверь во всех модификациях был смещена к центру автобуса, как и в советских моделях ЗИС-155 и ЗИЛ-158. Рулевое управление было оснащено гидроусилителем.

Отопление пассажирского салона осуществлялось воздуховодом, шедшим от двигателя. Вентиляция обеспечивалась четырьмя потолочными вентиляторами, включавшимися из кабины водителя, в боковых окнах были предусмотрены форточки. Запасное колесо располагалось горизонтально в задней части салона.

Междугородная модификация LUX имела большую площадь остекления, единственную механическую дверь и 38 комфортабельных пассажирских сидений в салоне. Сидения были раздельными и располагались парами вдоль бортов автобуса. Они имели крепкую пружинную основу, обшивку из искусственной кожи, откидные подлокотники и высокие спинки с подголовниками. На спинке сидений были сетки для мелких вещей. Внутренняя обшивка салона также была из искусственной кожи. В солнечную погоду окна закрывали жалюзи.

Пригородная модификация CAR имела одну складную электропневматическую дверь, четырехрядную компоновку сидений. Автобус был рассчитан на 71 пассажира, 41 из которых могли ехать сидя, 30 - стоя. Сидения имели трубчатую конструкцию и были обшиты искусственной кожей. В проходах можно было установить 7 дополнительных сидений. Над рядами сидений располагались полки для вещей.

Городская модификация MTZ была оборудована двумя складными электропневматическими дверьми. В салоне было 20 мест для сидения и 58 - для стояния. Неполная перегородка отделяла рабочее место водителя от салона, возле задней двери было оборудовано место для кондуктора. Внутренняя облицовка боковых стен была из прессованного картона, крыши - из искусственной кожи.

В 1971 году Кароса остановила выпуск модели Skoda 706RTO, перейдя к более современному модельному ряду SD-11. Всего за 15 лет (1956-1971) было произведено 14451 автобус Skoda 706RTO различных модификаций.

С начала 60-х годов авторемонтный завод в чешском городе Голишов производил капитальный ремонт старых автобусов Skoda 706RО. При этом на шасси 706RО ставили новый кузов модели 706RTO и новый двигатель. С 1967 года на заводе стали самостоятельно изготавливать новые автобусы Skoda 706RTO на шасси LIAZ. Это мелкосерийное производство продолжалось до 1974 года.

В польском городе Ельча автобусы Skoda 706RTO изготавливались по лицензии с 1960 по 1974 год. Помимо стандартных модификаций здесь изготавливали и собственные - некоторые автобусы укомплектовывали автоматической коробкой передач, также выпускали прогулочную версию без крыши.

В Болгарии еще с 1952 года изготавливали автобусы на чешских шасси Skoda, а в 1968 году в Ботевграде было начато производство городских автобусов Chavdar-11G5, которые внешне отличались от Skoda 706RTO лишь передком, характерным для моделей Chavdar. Эти болгарские автобусы производили вплоть до падения коммунистического режима.

Однако все эти модели, прототипом для которых послужила Skoda 706RTO, изготавливались лишь для стран Центральной Европы. Skoda 706RTO также не экспортировалась в Советский Союз. Большинство городских машин этой модели были списаны в Чехословакии уже в конце 70-х годов, но пригородные и междугородные модификации просуществовали дольше. В начале 90-х годов некоторые из них стали продавать в страны бывшего СССР, где они в основном переделывались в грузовые или использовались мелкими частными перевозчиками.

В Харькове автобус Skoda 706RTO в 2003-2004 годах работал на одном из пригородных маршрутов, отправляющихся от станции метро "Холодная Гора"

© Андрей Бутковский, 2005

Источники:

  1. http://kamim.host.sk/technika.htm
  2. Официальный сайт завода "Кароса"
  3. Galerie obrazku autobusu Skoda 706RTO a Skoda 706RO

Техническая характеристика автобуса Karosa-Skoda 706RTO:

Габаритные размеры
длина, мм: 10810
ширина, мм: 2500
LUX CAR MTZ
высота, мм: 2980 3180 2900
Масса снаряженного автобуса, кг 8950 8700 8590
Полная масса, кг 12800 14400 14400
Пассажирских мест, всего: 38 71 78
для сидения: 38 41 20
для стояния: 0 30 58
Дорожный просвет, мм 260
Двигатель Skoda 706 OHV
Количество цилиндров 6
Рабочий объем, см3 11781
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин, кВт: 117,8
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1200 об/мин, нМ: 700
Степень сжатия 16,5
Максимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин: 1900
Емкость топливного бака, л 175
Количество ступеней КПП: 5
Передаточные числа: 7,64 - 4,62 - 2,6 - 1,59 - 1,0
LUX CAR MTZ
Контрольный расход топлива на 100 км при 60 км/ч, л 22 25 28
Максимальная скорость, км/час 85 75 65