Автобус. Подвижной состав. БАЗ-2215 "Дельфин"

ОписаниеПригородные маршрутыФотогалерея (411)Новости по теме (23)

Работает на пригородных маршрутах: 1649. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ПП "Еліс К"

История модели

Микроавтобус БАЗ-2215 ("Дельфин") был впервые представлен в мае 2003 года в Киеве на автосалоне SIA’2003. Необходимость в такой машине созрела давно, ведь с конца 90-х годов в Украине большое развитие получили маршрутные такси, в качестве которых использовались преимущественно российские микроавтобусы "ГАЗель", изначально не предназначенные для работы на городских маршрутах.

Первые машины БАЗ-2215 собирались на Бориспольском автозаводе, но производственных мощностей этого предприятия, где к тому времени уже выпускались автобусы БАЗ-А079 "Эталон", было недостаточно для выпуска новой модели. Поэтому в августе 2003 года на базе предприятия "Черниговавтодеталь" был создан Черниговский автомобильный завод, где в сентябре того же года началось производство микроавтобусов БАЗ-2215. Некоторое время машины собирались на двух заводах одновременно, сейчас же их производство ведется только в Чернигове.

В 2003-2004 годах помимо стандартной модификации Бориспольским автозаводом выпускались также машины на шасси дорестайлинговой "Газели". Эти микроавтобусы получили индекс БАЗ-22151.

С 2006 года вместо БАЗ-2215 стала выпускаться его модификация БАЗ-22154. На ней был установлен двигатель ЗМЗ-405.22, соответствующий принятым в Украине нормам экологической безопасности Евро-2. Кроме того, обновленные "Дельфины" комплектовались системой ABS немецкой фирмы Wabco. Основная масса этих машины отличалась от БАЗ-2215 отсутствием передних индикаторов поворота на крыльях: с 2006 года на базовом шасси ГАЗ-3221 их стали монтировать в боковые зеркала заднего вида. Лишь самые первые БАЗ-22154 2006-го года выпуска (а это порядка двух сотен машин) имели индикаторы поворота на крыльях и, следовательно, внешне не отличались от БАЗ-2215.

В сентябре 2008 года автобусы Бориспольского автозавода получили новые наименования моделей, происходящие от названий распространенных в Украине цветов. Так, БАЗ-2215 получил имя "Вьюнок" (укр. - "Кручений панич"). Однако новое название не прижилось, в народе машины и далее называли "Дельфинами".

Разразившийся осенью 2008 года экономический кризис серьезно ударил по объемам продаж БАЗа. Как следствие, выпуск микроавтобусов БАЗ-2215 был существенно снижен в 2009 году, а в 2010 году и вовсе прекращен. Последние несколько десятков машин были оборудованы двигателями УМЗ-4216, соответствующими нормативам экологической безопасности Евро-3. Такие машины, носящие индекс БАЗ-22155, внешне ничем не отличаются от предыдущей модификации, БАЗ-22154. Большинство микроавтобусов БАЗ-22155 работает в Ужгороде и Макеевке.

Техническое описание

БАЗ-2215 создан на шасси российской "Газели", однако отличается от нижегородской "маршрутки" в лучшую сторону. Стандартное шасси ГАЗ-3302 удлинено на 300 мм, усилена задняя подвеска. Высота крыши относительно пола составляет 1.90 м, что намного превышает высоту ГАЗели и позволяет пассажирам стоять в салоне в полный рост. Благодаря этому, а также благодаря наличию поручней в салоне, допускается проезд стоячих пассажиров (максимальное количество стоячих пассажиров, предусмотренное заводом-изготовителем - 4).

Салон оборудован четырнадцатью креслами и отгорожен от кабины водителя перегородкой. Пассажирская дверь, расположенная в передней части кузова, автоматическая, также имеется аварийная ручная дверь в задней части салона. Широкие окна обеспечивают хороший обзор; вентиляция салона осуществляется посредством одного люка в крыше и форточек в боковых окнах.

БАЗ-2215 в Харькове

В Харьков первые машины пришли в конце 2003 года. 4 микроавтобуса приобрел один из харьковских перевозчиков, который уже имел опыт в эксплуатации Бориспольских машин - ООО "Джерела". Интересно, что две машины из этой партии имели передок от ГАЗели старого образца.

В течение 2004-2005 годов микроавтобусы БАЗ-2215 закупались харьковскими перевозчиками не слишком активно. Однако в 2006 году началась замена отработавших свое "Газелей" на более новые машины и многие перевозчики предпочли приобрести именно "Дельфины". В 2007-2008 годах парки харьковских перевозчиков пополнились значительным количеством этих микроавтобусов, количество которых в городе и области достигло нескольких сотен.

Вплоть до 2011 года БАЗ-2215 были основным подвижным составом на многих городских маршрутах. После укрупнения коммерческих перевозчиков, произошедшего в декабре 2010 года, подвижной состав харьковского автобуса стал меняться в пользу более крупных машин. В течение 2011-2013 годов практически все БАЗ-2215, работавшие в Харькове, были проданы в другие регионы Украины. По состоянию на начало 2018 года в Харькове на регулярных городских маршрутах остался лишь один микроавтобус данной модели, который работает на маршруте 280 (район ХТЗ). Также несколько микроавтобусов БАЗ-2215 работает на пригородных маршрутах и выполняет роль развозок торговых центров.

БАЗ-2215 работают в некоторых райцентрах Харьковской области, в первую очередь, в Купянске и Изюме. Также четыре микроавтобуса были закупленные в 2004 году Харьковской областью в рамках программы "Школьный автобус".

© Андрей Бутковский, 2018

Источники:



Техническая характеристика микроавтобуса БАЗ-2215:

Габаритные размеры
Длина, мм 5680
Ширина, мм 2070
Высота, мм 2630
Колесная база, мм 3150
Колея передних колес, мм 1710
Колея задних колес, мм 1570
Высота потолка в салоне, мм 1900
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 2620
Полная масса автобуса, кг 3980
Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг 1400
Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг 2580
Количество мест для сидения 14
Общее количество мест 18
Двигатель и КПП
  БАЗ-2215 БАЗ-22154
Марка двигателя ЗМЗ-406 ЗМЗ-405.22
Тип карбюраторный инжекторный
Количество и расположение цилиндров 4 R 4 R
Рабочий объем, л 2,400 2,464
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 66 (90) 106,6 (145)
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 5
 
Рулевое управление винт-гайка-рейка-сектор
Подвеска колес
передняя: зависимая, рессорная, на 2 полуэллиптических
рессорах с телескопическими амортизаторами
даухстороннего действия и стабилизатором
поперечной устойчивости
задняя: зависимая, рессорная, на 2 полуэллиптических
рессорах с дополнительными рессорами и
стабилизатором поперечной устойчивости
Тормозная система
рабочая: гидравлическая, двухконтурная с вакуумным
усилителем
запасная: один из контуров рабочей тормозной системы
стояночная: механический привод на колодки
 
Вентиляция естественная, через люки и форточки боковых
окон
Система отопления воздушная, использующая тепло системы
охлаждения двигателя и независимого отопителя
 
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 90
Расход топлива при полной загрузке, л/100 км 10-12
Шины радиальные 175 R16C, 185 R16C