Автобус. Подвижной состав. Богдан-А091

ОписаниеГородские маршрутыПригородные маршрутыФотогалерея (272)Новости по теме (25)

Работает на городских маршрутах: , 9, 42э, 65э, 71э, 75э, 147э, 209э, 223, 278э, 294э, б/н (ФБ). [ Подробный перечень... ]
Работает на пригородных маршрутах: 354, 1152, 1629, 1648. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ООО "Авто-ОВИ", ООО "Али-Автотранс", ООО "Нэмо, ЛТД", ООО "Фрегат-К", ООО "Червоный сердолик", ФЛ-П Бабунц К.Г., ЧП "С-Аурум", ЧП "Транс-сервис"

История модели

Малый городской автобус А-091 «Богдан» был разработан специалистами АО «Укравтобуспром» (бывший Всесоюзный институт автобусо-троллейбусостроения, г. Львов).

С 1999 года автобус Богдан-А091 стал производится на АО «Черкасский автобус», созданном на базе авторемонтного предприятия, существовавшего в Черкассах еще в советские времена. Организация абсолютно нового производства на Черкасском автобусоремонтном заводе характеризовалась беспрецедентной динамикой роста - объемы производства на заводе в 2001-2004 годах ежегодно увеличивались в два-три раза. Сложилась довольно редкая для отечественного автобусостроения ситуация, когда объемы сбыта ограничивались производственными возможностями завода. Объединение научно-технического потенциала конструкторского бюро с 50-летним опытом работы (начиная от легендарного ЛАЗ-695 и заканчивая ЛиАЗ-5256) с новым менеджментом в рыночных условиях позволило промышленно-финансовой группе "Укрпроминвест" создать наиболее мощное в СНГ производство среди новых производителей автобусов.

Автобусы "Богдан" появились на украинском рынке как раз в нужный момент - практически десятилетие автобусный парк не обновлялся и назрела острая необходимость в новых автобусах. В то же время тяжелая экономическая ситуация поставила автоперевозчиков в такие условия, когда закупать дорогие автобусы большой вместимости было невыгодно. Агрегатная комплектация японского концерна ISUZU и применение новых кузовных технологий, увеличивших срок службы кузова в полтора-два раза определили успех автобусов Богдан-А091 на украинском рынке, несмотря на их более высокую стоимость по сравнению с другими отечественными автобусами такого класса.

Принципиальным отличием автобусов "Богдан" является отказ от традиционного в этом классе использования переднемоторного рамного шасси и переход на более долговечную несущую конструкцию. Кузов автобуса выполнен из многокомпонентного стеклопластика. Машина имеет очень комфортабельную пневморессорную заднюю подвеску, что значительно улучшает плавность движения. Пониженный уровень пола (в салон автобуса ведет всего одна ступенька) облегчает и ускоряет посадку в автобус, а также существенно улучшает стойкость и маневренность автобуса за счет снижения центра масс.

Богдан-А091 может перевозить 45 пассажиров, имеет 20 сидячих мест и удобное место кондуктора. Салон оборудован эффективной системой автономного отопления, большая площадь остекления обеспечивает хорошую обзорность как водителю, так и пассажирам. Усилители руля, привода сцепления и тормозов создают хорошие условия труда для водителя. Небольшие габаритные размеры автобуса (7,19 м в длину и 2,37 м в ширину) позволяют очень уверенно маневрировать на переполненных другим автотранспортом улицах города. Существенным преимуществом является минимальный расход дизтоплива при большой мощности двигателя.

Первые машины 1999-2000 годов выпуска отличались от последующих вклееными стеклами, иной формой боковых окон в кабине и компоновкой салона. Вместо трехрядной компоновки сидений была применена четырехрядная, а возле задней двери имелась небольшая накопительная площадка. В дальнейшем компоновка сидений в салоне была изменена на трехрядную, а стекла стали крепиться при помощи резиновых уплотнителей. Изначально силовой агрегат и КПП для автобусов Богдан концерн Isuzu поставлял непосредственно из Японии, но с 2002 года эти узлы стали выпускаться польским отделением концерна - Isuzu Motors Polska. Также до 2002 года автобусы Богдан выпускались с гофрированными бортами, после гофрированные борта были заменены ровными.

Помимо базовой городской модификации была также создана междугородная версия А091.1. У этого автобуса увеличено число сидений до 26, задняя дверь заменена на аварийную (открывается вручную). Богдан-А091.1 оборудован дополнительным багажником в заднем свесе с дверью в задней панели, системой индивидуальной вентиляции, интегрированной с багажными полками салона, новым интерьером салона и мягкими сидениями.

В конце 2002 года концерн «Укрпроминвест» и харьковское производственное предприятие «Квант» разработали и запустили в производство на «Черкасском автобусе» подвижную рентгено-флюорографическую лабораторию «Индиарс-П» на базе автобуса А091. Мобильный рентгено-флюорографический кабинет предназначен для обслуживания удаленных объектов. По своему оснащению «Индиарс-П» на базе «Богдан» А-091 не уступает стационарным рентгено-флюорографическим кабинетам. Такие мобильные лаборатории уже включены в автопарки больниц и диспансеров многих украинских городов.

В 2005 году на базе АО "Черкасский автобус" было создано предприятие "Богданспецавтотехника", которое, помимо производства автомобильных кузовов, фургонов и прицепов также занимается капитальным ремонтом автобусов Богдан-А091 и изготовдением автобусов специального назначения.

Тенденция роста нормативных ограничений по экологии и безопасности движения привела к появлению новой модели А092, которая в 2004 году окончательно заменила собой А091. В А092 были устранены недостатки, присущие А091 и учтены пожелания перевозчиков по модернизации модели А091.

Богдан-А091 в Харькове

Первые 6 автобусов Богдан-А091 появились на улицах Харькова в июне 2002 года. К этому времени в таких городах как Киев и Днепропетровск они уже не были новинкой. Новые машины были закуплены ООО "Эллакс" и вышли на 278-ой маршрут (Пос. Жуковского - Центральный рынок). В дальнейшем этот автоперевозчик полностью заменил старые ЛАЗ-695 на автобусы Богдан-А091 - теперь автобусы этой модели работают на маршрутах 240,278,286.

Большое количество автобусов Богдан-А091 пришло в Харьков в конце 2002 года. 40 машин было закуплено ЗАО АТП-16330. Они вышли на маршруты, принадлежащие АТП в октябре 2002 года. Автобусами Богдан-A091 были полностью укомплектованы 107 и 152 маршруты, также они вышли и на другие городские и пригородные маршруты, обслуживаемые предприятием. Тогда же, в октябре 2002 года, 10 автобусов было закуплено АО "Герц". Все они вышли на 285-ый маршрут, где работают и ныне.

В ноябре 2003 года 10 автобусов Богдан-091 стали работать на 296-ом маршруте (Пл. Конституции - Пятихатки), заменив старые ЛАЗы. В начале 2004 года 8 автобусов приобрело ООО "Парк-Авто" для работы на 57-ом маршруте (Метро "Пушкинская" - Проспект Победы). В мае 2004 года ООО "Парк-Авто" вошло в состав ОАО "АТП-16330", туда же были переданы и 8 Богданов. 9 автобусов А091 открыли движение по 304-ому маршруту в апреле 2004 года. Эти машины приобрело ООО "Фрегат-К". В августе 2004 года 6 машин стали работать на 287-ом маршруте - они были куплены ООО "Авитан".

В 2006 году на 267-ом маршруте был замечен необычный Богдан-А091 синего цвета. Это один из наиболее ранних автобусов 2000 года выпуска с вклееными стеклами и четырехрядной компоновкой сидений в салоне, работавший ранее в другом городе (скорее всего, в Киеве). В 2006 году эта машина прошел капремонт на предприятии "Богданспецавтотехника" в Черкассах.

В 2007 - 2009 годах на маршрутах Харькова появилось порядка двух десятков автобусов Богдан-А091, эксплуатировавшихся ранее в других городах Украины (преимущественно в Киеве). В то же время с 2008 года харьковские перевозчики начинают списывать и продавать автобусы Богдан-А091. Так были частью распроданы, а частью разобраны на запчасти автобусы Богдан-А091, принадлежавшие ООО "Авитан" и ООО "Эллакс" после ухода этих фирм с рынка пассажирских автоперевозок в декабре 2010 года. ОАО "АТП-16330" еще в 2008 году реализовало две машины в Одессу. После того, как в мае 2011 года предприятие лишилось обслуживаемых им городских маршрутов, количество выпускаемых им на линию автобусов Богдан-А091 значительно сократилось. Практически не осталось автобусов Богдан-А091 в парке ООО "Гортранс" (бывшее АО "Герц").

Помимо автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, несколько Богданов принадлежат различным организациям - "Укртелекому", ЮЖД и т.д. Два Богдана-А091 ЮЖД осуществляют развозку пассажиров "Столичного экспресса" и других поездов от вокзала Харьков-Пассажирский в различные районы Харькова. На их борта нанесены логотипы "Столичный экспресс". Эти же автобусы работают на экскурсионном маршруте, который предоставляет гостям города "Укрзалізниця". Он начинается и заканчивается на Привокзальной площади. Вместо того, чтобы ожидать несколько часов свой поезд на вокзале, пассажиры могут ознакомиться в это время с достопримечательностями Харькова. Еще один Богдан-А091, ранее также выполнявший функцию экскурсионного, переведен в служебные автобусы ЮЖД.

В Харькове также работают рентгено-флюорографические лаборатории «Индиарс-П» на базе автобусов Богдан-А091. Такие лаборатории имеют в своем распоряжении областная клиническая больница и больница ЮЖД.

© Андрей Бутковский, 2011.

Источники:

  1. Официальный сайт Промышленно-инвестиционного холдинга "Богдан";
  2. Автобус "Богдан" - прорив на ринку перевезень // Газета "Автопрофи", №6, 2004;
  3. История автомобилей марки Isuzu.

Техническая характеристика автобуса Богдан-А091:

Габаритные размеры:
Длина, мм 7205
Ширина, мм 2370
Высота, мм 2740
Колесная база, мм 3815
Передняя колея, мм 1665
Задняя колея, мм 1650
Высота пола, мм 610
Масса снаряженного автобуса, кг 4600
Полная масса автобуса, кг 8100
Пассажировместимость
Количество мест для сидения 21
Всего мест (+ место водителя) 45+1
Двигатель дизель атмосферный ISUZU 4HG1,
вертикальный, четырехцилиндровый
Рабочий объем, см3 4600
Максимальная мощность, л.с. 121
Максимальный крутящий момент, кгс 304
Коробка переключения передач MXA5R
Тип КПП механическая, с синхронизатором на
всех передачах
Количество ступеней КПП 5
Подвеска колес
Передняя зависимая, рессорная со стабилизатором
поперечной устойчивости и с телескопическими
амортизаторами двустороннего действия
Задняя зависимая, рессорно-пневматическая
Тормозное управление
Рабочая тормозная система двухконтурная, с гидравлическим приводом
и вакуумным усилителем
Запасная тормозная система один из контуров рабочей тормозной системы
Стояночная тормозная система механическая, трансмиссионная
Вспомогательная тормозная система на выпускном тракте двигателя
Показатели маневренности
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 95
Расход топлива на трассе, л/100 км 15-16
Расход топлива в городском цикле при полной загрузке, л/100 км 21
Способность автобуса преодолевать подъем, % 20
Минимальный радиус поворота, м 7,7
Электрооборудование
Номинальное напряжение, В 24
Генератор, В/А 24/60
Стартер S25-308 24V91C HITACHI
Аккумуляторная батарея 6СТ90