Автобус. Подвижной состав. КАвЗ-3976

ОписаниеФотогалерея (27)Новости по теме (1)

История модели

Конструкция капотных автобусов Курганского автобусного завода была всегда жестко привязана к базовым шасси серийных грузовых автомобилей Горьковского автозавода. Поэтому когда в конце 80-х годов на ГАЗе началась подготовка к производству нового грузовика ГАЗ-3307, конструкторское бюро КАвЗа развернуло работы по адаптации автобуса к новому шасси. Серийный выпуск ГАЗ-3307 был начат в 1989 году, а уже в 1992 году появились первые серийные машины КАвЗ-3976, созданные на специальном автобусном шасси ГАЗ-33074. С 1993 года Курганский автозавод полностью переключился на выпуск автобусов КАвЗ-3976.

В отличие от предыдущих моделей, КАвЗ-3270 и КАвЗ-3271, новый автобус получил индекс, обычно присваиваемый спецмашинам - 3976. Это было связано с ужесточением требований ГОСТ в этот период. КАвЗ-3976 не был оборудован соответствующей системой отопления салона отвечающей требованиям СанПиН, не соответствовал требованиям ВНИИТЭ к эргономике пассажирского пространства и, соответственно, не был приспособлен для массовых городских и пригородных перевозок. Но и сам завод в то время не стремился довести машину до нормативов, принятых для городских и пригородных автобусов, ведь основным предназначением капотных КАвЗов были служебные перевозки. К тому же на автобус, сертифицированный как спецтранспорт, в случае изготовления другой спецтехники на его базе, достаточно было получить лишь одобрение на уровне производителя, что делало новую модель привлекательной для потенциальных заказчиков, которым был нужен спецтранспорт.

Внешне КАвЗ-3976 отличается от старых капотных моделей Курганского завода передней частью автобуса, которая была заимствована у грузовика ГАЗ-3307. Само шасси по многим параметрам унифицировано с предыдущей моделью, ГАЗ-53-12, на базе которой в Кургане выпускались автобусы КАвЗ-685М, КАвЗ-3270 и КАвЗ-3271. Пассажирский салон КАвЗ-3976 практически не изменился, по сравнению с КАвЗ-3271. Панель приборов унифицирована с грузовиком ГАЗ-3307, а дополнительные клавишные переключатели, часы АЧЖ-4 и некоторые другие электроприборы перенесены на пластиковый кожух, закрывающий передний отопитель рядом с водителем. У автобуса появились постоянные наружные ручки с кнопочным управлением на обе боковые двери, а вот пассажирскую дверь, которая на старых моделях открывалась водителем при помощи специального рычажного привода, стали открывать сами пассажиры. Для повышения безопасности замок пассажирской двери оборудован электромагнитным фиксатором, управляемым водителем с помощью выключателя.

В начале 90-х годов автобусы КАвЗ-3976 пользовались спросом как служебный автотранспорт для предприятий. Но с усугублением экономического кризиса в России объемы производства значительно упали. Это заставило предприятие осваивать новые типы автобусов, в частности, городские автобусы малого класса, вахтовые автобусы и даже крупноузловую сборку Икарус-283. Вместе с тем была существенно расширена гамма модификаций КАвЗ-3976, в частности, появился дизельный вариант автобуса, варианты с удлиненной колесной базой.

В 2000 году Курганский автобусный завод вошел в состав холдинга "РусПромАвто". В том же году с конвейера была снята базовая модель КАвЗ-3976 - вместо нее стала выпускаться более комфортабельная модификация КАвЗ-39762. В последующие годы на ее основе было создано еще несколько новых модификаций. Но производство морально устаревших капотных автобусов рано или поздно должно было закончиться. Толчком к этому послужило начало сборки автобусов ПАЗ-4230 Павловского автобусного завода, также входящего в состав "РусПромАвто", на Курганском автозаводе, что произошло в 2003 году. С 2006 года автобусы модели 4230 стали выпускаться исключительно в Кургане, где также было освоено производство удлиненной модели КАвЗ-4238. А 18 января 2008 года на Курганском автозаводе сошел с конвейера последний автобус КАвЗ-3976. Он был куплен властями Курганской области и передан областному госпиталю ветеранов войн. Прекращение массового производства автобусов капотной компоновки совпало с празднованием 50-летия завода.

Модификации автобуса КАвЗ-3976

КАвЗ-39761 - газобаллонный автобус, работающий на сжиженном газе. Оснащаен газовой аппаратурой и газовым баллоном, закрепленным слева на раме. Справа на раме установлен бензиновый бак емкостью 60 л. Таким образом, снаряженная масса автобуса увеличена до 4215 кг.

КАвЗ-39762 - Модернизированный автобус с двигателем ЗМЗ-513.10, выпускавшийся с 2000 года. На нем может быть установлена как 4-х ступенчатая, так и 5-ступенчатая коробки передач производства ГАЗ. В передней подвеске стал использоваться стабилизатор поперечной устойчивости. На автобус также установлен дополнительный глушитель, значительно снизивший уровень шума, независимый подогреватель, регулятор тормозных сил в заднем контуре тормозов. Число мест в пассажирском салоне уменьшено до 20 (вместо 5-местного заднего сиденья установлены два двухместных), обновлен интерьер. В салоне по заказу стали монтировать багажные полки, шторы на окнах, удобные сиденья с подголовниками.

КАвЗ-39763 - Модификация с дизельным двигателем, созданная в 1996 году на шасси дизельного грузовика ГАЗ-3309, выпуск которого был освоен Горьковским автозаводом двумя годами ранее. Автобус оснащен рядным 4-цилиндровым двигателем ГАЗ-5441.10. Так как этот мотор имеет воздушное охлаждение, конструкторам пришлось применить систему отопления салона независимого типа, работающую от установленных на автобусе подогревателей. Для повышения надежности использовано электрооборудование напряжением 24 В с двумя аккумуляторными батареями 6-СТ-110.

К 1998 году ГАЗ свернул программу выпуска дизельных грузовиков ГАЗ-3309, поэтому Курганский автозавод, оставшись без базового шасси, был вынужден прекратить сборку автобусов КАвЗ-39763. Выпуск дизельной модификации был возобновлен в 2005 году: она стала комплектоваться минским двигателем ММЗ Д-245.7Е2, отвечающим нормативам Евро-2.

КАвЗ-39765 - Модификация с удлиненной колесной базой (4550 мм) и удлиненным задним свесом. Увеличение колесной базы заставило конструкторов применить карданную передачу, состоящую из трех карданных валов с промежуточными опорами. Передняя и задняя подвески получили стабилизаторы поперечной устойчивости. По сравнению с базовым автомобилем ГАЗ-3307 также увеличен объем вакуумных баллонов тормозной системы - вместо 10 л. каждый контур имеет 20-литровые баллоны. Кроме того, разделение контуров построено не по осям, а по диагонали, что повысило надежность работы системы и эффективность торможения. Изначально автобус имел 28 пассажирских сидений, но в последние годы выпуска его стали оборудовать комфортабельными креслами, количество которых было уменьшено до 22.

КАвЗ-39766 - модификация на полноприводном шасси грузовика ГАЗ-3308 ("Садко") выпускалась в 2004-2005 годах как вахтовые автобусы для нефтяников. Автобусы выпускались в трех вариантах - с карбюраторными двигателями ЗМЗ-513.10, ЗМЗ-5233.10 и дизельным двигателем ММЗ Д-245.7.

КАвЗ-39767 - Модификация с удлиненной колесной базой (4550 мм) и удлиненным задним свесом. В отличие от КАвЗ-39765 этот автобус оборудован дизельным двигателем ММЗ-245.7.

КАвЗ-39768 - Модификация, оборудованная японским дизельным двигателем HINO-W04CT мощностью 138 л.с. Выпускалась под заказ небольшими партиями.

КАвЗ-39769 - Модификация с колесной базой, удлиненной до 5440 мм. Попытка создать сверхдлинный автобус на базовом шасси ГАЗ-3307 была предпринята в 90-е годы. Этот автобус имел 34 пассажирских места в салоне, внешне же от длиннобазной модификации КАвЗ-39765 он отличался наличием дополнительной оконной секции, так как КАвЗ-39769 был на метр длиннее. В серийное производство эта модификация не пошла из-за недостаточной жесткости шасси на кручение. Тем не менее, пять произведенных опытных образцов нашли своих покупателей и стали успешно эксплуатироваться в России.

КАвЗ-397601 - Северная модификация автобуса имеет утепленный салон с двойным остеклением и перегородкой, отделяющей рабочее место водителя от салона. Для более эффективного отопления салона под четвертым сиденьем слева помещен дополнительный зависимый отопитель с радиатором от автомобиля КамАЗ. Две независимые отопительные установки типа ОЗО расположены под полом кузова. В заднем свесе установлен дополнительный топливный бак емкостью 56 л.

КАвЗ-3976-012 - Горная модификация автобуса имеет электродинамический тормоз-замедлитель, объединенный с карданной передачей, и противоскатное устройство типа "горный упор". Сиденья автобуса оборудованы ремнями безопасности, а система электрооборудования снабжена увеличенной аккумуляторной батареей 6-СТ-132 и генератором Г-287к. В заднем свесе установлен дополнительный топливный бак. Для повышения плавности хода задняя подвеска оборудована четырьмя телескопическими амортизаторами.

КАвЗ-3976-014 - Грузопассажирская модификация автобуса с 4 пассажирскими местами и грузовым отсеком, рассчитанным на 2 тонны груза.

КАвЗ-3976-016 - Автобус повышенной комфортабельности, оборудованный сиденьями с высокими подголовниками.

КАвЗ-3976-018 - Модификация автобуса, предназначенная для южных районов страны, с повышенной термоизоляционной защитой кузова и тонированными стеклами. В заднем свесе установлен дополнительный топливный бак.

КАвЗ-39762-023, 39765-023 и 39767-023 - Школьный автобус, разработанный для перевозки детей в сельской местности, созданный на базе соответствующих модификаций КАвЗ-3976. От машин со стандартной комплектацией он отличается рядом деталей, связанных со спецификой предназначения автобуса. В салоне возле задней аварийной двери располагается полка для ранцев и место для двух детских колясок в сложенном виде. Впрочем, довольно часто вместо них устанавливаются дополнительные сидения для увеличения вместимости машины. Сидения раздельные, с убирающимися подлокотниками и нерегулируемыми спинками. Каждый ряд сидений оборудован кнопками для сигнала водителю. Пассажирская дверь оснащена выдвижной подножкой с пневмоприводом, которая автоматически выдвигается при открывании двери. Для обзора подножки с правой стороны установлено дополнительное зеркало.

САРЗ-3976

Автобусы САРЗ-3976, внешне абсолютно идентичные КАВЗ-3976, выпускались АО "Семар" (г. Семенов, Нижерогодская обл., РФ) с 1993 года. Помимо пассажирского автобуса, АО "Семар" выпускало также грузопассажирскую модификацию с частичным остекелнием кузова. С 1995 года, в связи с приостановкой сборки шасси ГАЗ-3307, Семеновский завод стал самостоятельно изготавливать шасси для своих автобусов. При этом индекс модели сменился с САРЗ-3976 на САРЗ-3280. В 2003 году автобус был модернизирован: крыша была приподнята на 100 мм, улучшен салон, изменился дизайн маршрутного окна над лобовым стеклом. Производство автобуса САРЗ-3280 было прекращено в 2005 году.

КАвЗ-3976 и САРЗ-3976 в Харькове

Поскольку серийный выпуск автобусов КАвЗ-3976 начался уже после распада СССР, в Харькове эти машины не получили особого распространения. Несколько десятков автобусов КАВЗ-3976 и порядка десяти САРЗ-3976 было приобретено различными предприятиями и организациями города и области в начале 90-х годов для работы в качестве служебного автотранспорта. В конце 90-х и в 2000-х годах единичные экземпляры использовались на городских маршрутах в Дергачах и Купянске, в Харькове же эти автобусы на городские и пригородные маршруты не выходили.

Около двух десятков школьных автобусов КАвЗ-39765-023 было закуплено в рамках всеукраинской программы "Школьный автобус" для школ Харьковской области в 2005-2006 годах. Периодически эти машины можно увидеть в областном центре, куда они привозят детей из районов на областные соревнования либо экскурсии. Также шесть автобусов КАвЗ-39765 были приобретены отделениями бурового управления "Укрбургаз" в Харьковской области для развозки своих сотрудников.

(с) Андрей Бутковский, 2016.

Источники:
  1. Автобусы АО КАвЗ. Материал из Википедии;
  2. ГАЗ-3307. Материал из Википедии;
  3. Группа ГАЗ. Русские автобусы;
  4. Ерохин А., Раллиев М. Уральское "солнышко" для российских детей - Грузовик-Пресс, № 4, 2005;
  5. Зауральский календарь;
  6. КАвЗ-3976. Материал из Википедии;
  7. КАвЗ выиграл тендер Министерства образования Украины;
  8. Колеватов А. История Курганского автобусного завода (1988-2001 гг.) - Автомобильный моделизм, № 4, 2002;
  9. Неофициальный сайт ООО "КАвЗ";
  10. Ушанов К., Петров Ю. Школьна принадлежность - Основные средства, № 11, 2005;
  11. Марков, Н, Дементьев, Д. «Коробочки» всея Руси - Комтранс, № 5, 2008;
  12. Информация от пользователей www.rcforum.ru.


Техническая характеристика автобуса КАвЗ-3976:

Габаритные размеры
  КАвЗ-3976/39762 КАвЗ-39765/39767
Длина, мм 6915 8470
Ширина, мм 2380 2380
Высота, мм 3030 3030
Передний свес, мм 950 950
Задний свес, мм 2195 2970
База, мм 3770 4550
Колея передних колес, мм 1630 1630
Колея задних колес, мм 1690 1690
Минимальный дорожный просвет, мм 265 265
Высота подножки, мм 430 430
Уровень пола, мм 940 940
Высота потолка в салоне, мм 1820 1835
Шаг сидений, мм 745 830/1000
Угол переднего свеса 39° 36°
Угол заднего свеса 16° 11°
Наименьший радиус поворота, м 9 9,9
Масса и наполняемость
  КАвЗ-3976  
Снаряженная масса, кг 4450  
Полная масса, кг 5870  
Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг 1700  
Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг 4170  
Количество мест для сидения 21  
Общее количество мест 29  
Двигатель
  КАвЗ-39762/39765 КАвЗ-39763/39767
Модель ЗМЗ-513.10 ММЗ-245.7 (Euro-2)
Тип карбюраторный дизельный
Количество цилиндров 8 4
Расположение цилиндров V-образное рядное
Рабочий объем, л 4,25 4,75
Степень сжатия 7,6 15,1
Максимальная мощность, кВт (л.с.) 92(125) при 3300 об/мин86,2(117,2) при 2400 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм 294 при 2250 об/мин 424 при 1300 об/мин
Максимальная скорость, км/час 90 90
Контрольный расход топлива, л/100 км 19,1 18
Емкость топливного бака, л 105 105
Трансмиссия
  КАвЗ-3976  
Сцепление гидравлическое  
Тип КПП механическая  
Количество ступеней КПП 4  
Органы управления
Рулевой механизм типа "винт-шариковая гайка", с гидравлическим
усилителем
Рабочий тормоз двуконтурный, с пневмогидравлическим приводом,
с диагональным разделением контуров и четырьмя
пневмоусилителями
Запасной тормоз каждый контур рабочей тормозной системы
Стояночный тормоз с механическим приводом на задние колеса
Тормозные механизмы колодочные, барабанного типа
 
Шины 8,25R20