Трамвай. Подвижной состав. Путеизмеритель

ОписаниеФотогалерея (4)Новости по теме (1)

Для более эффективного контроля за состоянием рельсового пути и выявления отклонений, способных снизить безопасность движения, используются специальные путеизмерительные вагоны.

В 1971 году по чертежам и при непосредственном участии ученых Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта с доработкой чертежей конструкторским отделом Харьковского вагоноремонтного завода был построен трамвай - путеизмеритель, автоматически анализирующий техническое состояние путей. Вагон проектировался для Москвы, но там отказались его строить. В.В. Ведерников, бывший в те годы Директором ХТТУ, забрал чертежи из Москвы, и решил строить вагон в Харькове. Это был первый (и возможно единственный) трамвайный путеизмеритель в тогдашнем СССР. В отличие от железных дорог и метрополитена для большинства трамвайных систем такой вагон был непозволительной роскошью. Посмотреть на работу этого аппарата приезжали представители других трамвайных хозяйств.

При изготовлении за основу был взят пассажирский вагон МТВ-82 с парковым номером 844. Этот номер так и остался на обшивке вагона. Пол вагона был поднят на 20 см (кроме площадок). На задней площадке вагона находился аккумуляторный отсек, отделенный от кузова перегородкой с герметичной дверью. В следующем отделении находился регистрирующий стол. Потом шли помещения механической мастерской, силовой, начальника путеизмерительного вагона, шифровальной. В ходе реконструкции вагона тяговые электродвигатели остались лишь на первой тележке. На второй тележке были установлены измерительные механизмы. Результаты всех измерений записывались на двух расчерченных шифровальных лентах, расположенных на регистрирующем столе. Для создания нормальных условий для работы вагон был равномерно загружен балластом. Скорость движения путеизмерителя равнялась скорости обычных линейных пассажирских вагонов. Сбоку на вагоне имелась надпись «Путеизмеритель». был изначально оборудован двумя полупантографами, которые позже были заменены пантографами. В салон вела единственная передняя дверь со створками от вагона Tatra-Т3.

Вагон выполнял сразу несколько операций: замерял ширину пути, прямолинейность рельсов в вертикальной плоскости, определял неровность в горизонтальной плоскости, замерял уровень рельсов и сопротивление в стыках. Проверке подлежли все участки рельсового пути, по которым осуществлялось движение пассажирских трамваев. Путеизмеритель был спроектирован с применением самых передовых на тот момент технологий, вагон даже оснастили компьютером. В 1980 году вагон был модернизирован и получил индекс «ПВ-2».

С началом экономического кризиса 90-х годов путеизмеритель перестал использоваться и долгое время стоял на территории Службы Пути. К 100-летию трамвайного движения в Харькове старенький МТВ-82 получил новую жизнь. Трамвай был реконструирован в качестве экскурсионного вагона 055. Бывший путеизмеритель стал перевозить пассажиров, работая в летний период на экскурсионном трамвайном маршруте.

(c) Андрей Бутковский, 2012