Автобус. Подвижной состав. ГАЗ-3221/ГАЗ-2705

ОписаниеФотогалерея (279)Новости по теме (70)

Горьковский автозавод долгое время был известен во всем Советском Союзе как лидер производства грузовиков средней тоннажности. Эти машины были незаменимы для советских грузовых АТП: крупные советские предприятия сферы торговли и бытовых услуг требовали перевозок больших партий грузов. Ну а если и нужно было перевезти несколько мешков картошки, то для этого спокойно можно было воспользоваться все тем же трехтонным грузовиком - благо, все расходы по его содержанию оплачивало государство.

С возникновением в конце 80-х годов мелких частных кооперативов возник вопрос о создании небольшого отечественного грузовичка, ведь содержать ГАЗ-53 было под силу далеко не каждому частнику. В результате в конструкторском бюро Горьковского автозавода началось зарождение нового семейства автомобилей - будущих "Газелей". Все началось как инициатива группы заводских энтузиастов: первоначально планировалось создание только бортового грузовичка, да и то необходимость работ по его проектированию и проведению полноценных испытаний приходилось доказывать.

Но в 1991 году, с распадом Советского Союза ситуация изменилась коренным образом. Спрос на грузовики средней тоннажности резко упал и ГАЗ лишился практически всех своих заказчиков. Предприятие стояло на гране банкротства. В этих условиях всего за три года с помощью электронной системы проектирования было разработано новое семейство полуторатонных грузовиков. Уже в середине 1994 года началась конвейерная сборка бортового грузовика и шасси ГАЗ-3302 с кабиной современного уровня комфорта и дизайна, да к тому же вполне доступного по цене.

Непривередливый отечественный потребитель быстро наловчился ставить на популярное шасси самые разнообразные кузова. С 1997 года авторемонтный завод в городе Часов Яр (Донецкая область) освоил выпуск микроавтобусов ГАЗ-33021. Они пользуются спросом по сей день и более известны под торговой маркой Рута. В Пскове АО "Псковавто" с 1995 года собирает микроавтобусы Псковавто-2214, тоже на базе "Газели". Ну а цельнометаллические фургоны ГАЗ-2705 переделывались в микроавтобусы в мелких автомастерских.

В 1996 году Горьковский автозавод начал выпускать собственную модель микроавтобуса ГАЗ-32213. Так же как и грузовые "полуторки" ГАЗ-3302, микроавтобус ГАЗ-32213 сразу же приобрел огромную популярность. С конвейера "ГАЗа" стали сходить микроавтобусы в двух вариантах по высоте салона, в трех вариантах по его пассажировместимости и в трех вариантах по устанавливаемым бензиновым двигателям.

Следует отметить, что микроавтобус создавался горьковскими конструкторами в первую очередь для корпоративных поездок небольших групп пассажиров, но не для работы в режиме городского маршрутного такси. Но невысокая стоимость и неприхотливость машины сразу же привлекла к себе внимание частных перевозчиков и "Газели", не соответствующие требованиям, предъявляемым к пассажирским автобусам, буквально наводнили города бывшего Союза.

Справедливости ради, нельзя не отметить положительные качества "Газелей": маневренность, легкое управление (несмотря на отсутствие усилителя "руля"), мягкое и четкое включение передач, хороший доступ к двигателю и шасси, комфортабельная кабина с хорошей обзорностью, регулируемая по высоте рулевая колонка, удачные по конструкции весьма эффективные дисковые передние тормоза (если нет бракованных деталей). Недостатками микроавтобуса является низкое качество сборки, недолговечность сцепления, неудачная конструкция сдвижной двери, плохая вентиляция салона, низкое качество пластиковых деталей кабины и облицовки салона. Летом у "Газелей" хронически перегревается двигатель; в преддверии холодов водители заклеивают скотчем дефлекторы системы отопления.

Для пассажиров серьезным неудобством стала сдвижная дверь, которая требует больших усилий при открывании и слишком громко хлопает при закрывании. Чтобы избежать этого, на большинстве машин сдвижную дверь переделывают в распашную, а предприятия, собирающие маршрутные такси на шасси "Газели" изначально отказались от сдвижной двери, заменив ее более узкой распашной. В заводской комплектации предусмотрено от 8 до 13 пассажирских мест (из них два - рядом с водителем), в то же время большинство маршруток имеют по 15-17 мест для сидения (некоторые из которых - приставные ящики и полки) и очень неудобную планировку салона. Вентиляция салона естественная, но двух небольших форточек в боковых окошках и узкого люка в крыше недостаточно для проветривания в жаркую погоду, а в "маршрутках", переделанных из грузовых ГАЗ-2705, форточки в салоне зачастую вообще отсутствуют. Аварийный выход предусмотрен через заднюю распашную двухстворчатую дверь, которая во многих машинах заблокирована дополнительными сидениями. Естественно, все вышеперчисленное отрицательно сказывается на комфортабельности и безопасности маршруток "Газель".

В конце 1998 года было принято решение о проведении рестайлинга семейства "Газелей". Дизайнеры разработали четыре различных варианта, и на конкурсной основе был выбран наиболее подходящий. Рестайлинг должен был разрешить целый ряд назревших конструктивных проблем и в первую очередь повысить качество машины. На горизонте появились новые требования по безопасности и экологии. А вместе с ними — перспектива установки более «габаритных» двигателей и дополнительных устройств, которые потребуют своего места в подкапотном пространстве (а его у Газели и так было немного). Вдобавок, общий выпуск машин и количество модификаций росли из года в год — что, естественно, повышало требования к точности изготовления деталей и «собираемости». А старые штампы уже изрядно поизносились и все равно потребовали бы замены.

Тем не менее, новая "Газель" увидела свет только в начале 2003 года. В конструкции изменилась вся передняя часть автомобиля: машина получила новый передний бампер, крылья, капот, облицовку радиатора, внутренние кузовные детали и каплевидные фары нового образца. При этом взаимозаменяемость деталей, которых коснулся рестайлинг полностью отсутствует, то есть детали от старой "Газели" не подходят к новой.

Новая панель приборов проектировалась отдельно (без привязки к внешнему виду), но в конечном итоге тоже оказалась в «рестайлинговом пакете»; одновременно была переработана система отопления и вентиляции В моторном отсеке лонжероны кабины удалось развести на целых полметра. За счет измененного капота высота моторного отсека увеличилась примерно на 60 мм, а длина — на 20 мм при почти тех же внешних габаритах для того чтобы можно было устанавливать более крупные двигатели, и прежде всего — дизельные. Впрочем, выпуск дизельного двигателя Steyr для "Газели" наладить так и не удалось из-за его высокой себестоимости.

Рестайлинг 2003 года внес улучшения в конструкцию маршруток - повысилось качество сборки, а вместе с ним и надежность машины, была также значительно улучшена система отопления в зимний период, пассажирский салон получил новые, более удобные и безопасные кресла. С июня 2004 года ГАЗ начал выпускать специальную модель ГАЗ-322132, предназначенную для работы в качестве маршрутного такси. Она отличается от других микроавтобусов ГАЗ-32213 новой планировкой салона, разработанной с учетом требований пассивной безопасности и антиблокировочной системой тормозов. Горьковское маршрутное такси получило "фирменную" желтую окраску, которая выделяет "маршрутку" на фоне других транспортных средств. По желанию заказчика маршрутное такси может также комплектоваться высокой пластиковой крышей.

ГАЗ-32213 в Харькове

Первые микроавтобусы "Газель" появились в Харькове в 1997 году на маршрутах сразу нескольких городских перевозчиков. При этом первыми "Газелями" в нашем городе стали часовярские ГАЗ-33021, а нижегородские маршрутки появились немногим позже.

В 1997-2002 годах перевозчики приобретали как ГАЗ-32213, так и ГАЗ-2705, дооборудованные на украинских автосборочных предприятиях. Нередко на городских маршрутах попадались микроавтобусы, кустарно переоборудованные из грузовых фургонов ГАЗ-2705 с многочисленными нарушениями нормативов пассажироперевозок. С 2003 года перевозчики стали приобретать сертифицированные микроавтобусы российского производства либо же "Газели", дооборудованные Кременчугским автосборочным заводом и прошедшие сертификацию в Украине. В то же время, продолжалась эксплуатация более старых машин.

Использование микроавтобусов "ГАЗель" на городских и пригородных маршрутах достигло своего пика в 2005-2006 годах, когда "ГАЗели" стали основным типом подвижного состава на большинстве маршрутов как Харькова, так и райцентров Харьковской области. Замена автобусов средней и большой вместимости 13-местными микроавтобусами вызывала значительные неудобства для пассажиров. Так, на многих маршрутах было практически невозможно уехать с промежуточных остановок в "час пик". Для увеличения вместимости водители зачастую устанавливали дополнительные самодельные сидения, а также брали стоячих пассажиров в неприспособленные для этого "маршрутки", что снижало безопасность поездок.

С 2006 года "ГАЗели" стали постепенно вытеснятся микроавтобусами большей вместомости - БАЗ-2215 и Рута. Эти машины, также собранные на шасси ГАЗелей, имели ряд преимуществ: высокую крышу, которая позволяла стоять пассажирам в полный рост, более удобный салон, автоматическую дверь. На ряде маршрутов на смену ГАЗелям пришли автобусы Богдан, Эталон и ПАЗ. Последние микроавтобусы ГАЗель ушли с городских маршрутов в 2011 году. Последними маршрутами, на которых работали эти машины, были 110т (Ул. Одесская - Пос. Победа) и 291т (Ст. м. "Пушкинская" - Центральный рынок). На некоторых пригородных маршрутах "ГАЗели" продержались чуть дольше. Так, на маршруте 682т (Харьков - Федорцы) эти микроавтобусы проработали до 2012 года, а на маршруте 664т (Харьков - Нескучное) одна машина работала до начала 2013 года.

В области микроавтобусы "ГАЗель" появились на маршрутах чуть позже, чем в областном центре, а именно, в начале "нулевых". Соответственно, медленнее в райцентрах идет и переход к более вместительным пассажирским автобусам. Так, по состоянию на начало 2016 года микроавтобусы "ГАЗель" до сих пор работают в ряде райцентров, таких как Купянск, Балаклея и Кегичевка. В то же время в Лозовой, Чугуеве и Краснограде весь парк микроавтобусов ""ГАЗель" был заменен более вместительными машинами Рута-20, Рута-22 и Рута-25.

Микроавтобусы ГАЗель широко используются в городе и области для заказных и служебных поездок. Многие небольшие предприятия используют эти машины для перевозки своих сотрудников. Автомобили скорой помощи ГАЗ-32214 стали поступать в Харьков и область в конце 90-х годов, и оставались основным типом подвижного состава на подстанциях Харькова и области в "нулевые". Значительное количество микроавтобусов "ГАЗель" было приобретено в 2004-2008 годах в рамках программы "Школьный автобус". Также в 2006-2008 годах муниципальными властями Харькова было приобретено несколько микроавтобусов ГАЗ-32213 приспособленных для перевозки инвалидов.

© Андрей Бутковский, 2016.

Источники:

  1. Официальный сайт Горьковского автозавода
  2. Статья "Модернизированные Газели" // Авторевю, №5, 2003 г.
  3. Статья "АБС для желтой Газели" // Авторевю, №7, 2004 г.
  4. http://www.catalog.auto.ru

Техническая характеристика микроавтобуса ГАЗ-32213:
(источник - http://www.gaz.ru)

Габаритные размеры автомобиля:
Длина, мм 5500
Ширина, мм 1966
Высота, мм 2200
Колесная база, мм 2900
Колея передних/задних колес, мм 1700/1560
Дорожный просвет, мм 170
Пассажировместимость, чел. 10/13
Масса автомобиля, кг:
Снаряжённая 2400-2500
Полная 3250-3500
Коробка передач механическая
Количество ступеней 5
Подвеска колёс:
Передняя Зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами
Задняя Зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными рессорами, со стабилизатором поперечной устойчивости (по заказу), с гидравлическими телескопическими амортизаторами
Тормоза:
Рабочая тормозная система Двухконтурная со схемой разделения перед-зад, с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем
Передние Дисковые
Задние Барабанные
Колеса:
Диски, размерность 5,5J x 16
Шины, размерность 175R16C или 185R16C
Двигатель:
ЗМЗ-4063.10
Карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, 4-тактный, 16-клапанный
Система зажигания микропроцессорная
Рабочий объём, л 2,287
Степень сжатия 9,5
Мощность "нетто", кВт (л.с.)/об/мин 72,2 (98) / 4500
Максимальный крутящий момент, кГс*м (Н*м)/об/мин 17,5 (172) / 2400-2600
Топливо А-92
Эксплуатационные показатели:
Максимальная скорость, км/ч 115
Время разгона до 60 км/ч, с 14
Расход топлива, л/100 км (по ГОСТ 20306-90) при 60 км/ч 11,5