Автобус. Подвижной состав. Рута СПВ-15/16 (ГАЗ-33021)

ОписаниеФотогалерея (49)Новости по теме (6)

История модели

На улицах украинских городов до сих пор ездит большое количество различных микроавтобусов на шасси российской "Газели". Многие из них произведены в небольшом городке Часов Яр Донецкой области. Часовярский ремонтный завод (ЧРЗ) был основан в 1958 году как авторемонтное предприятие. В советский период здесь проводили капитальный ремонт грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИЛ, выпускали специальные машины на шасси УАЗ. Несмотря на кризис в автомобилестроении Украины в постсоветское время, завод не только сохранил свое производство, но даже увеличил объемы и расширил номенклатуру выпускаемой техники. В 1995 году, впервые в Украине, здесь стали изготавливать микроавтобусы и автомобили скорой помощи на шасси ГАЗ-33021 "Газель". Часовярские микроавтобусы появились раньше, чем нижегородские маршрутки - ГАЗ выпускал в то время лишь грузовые "Газели".

Первенцем Часовярского завода стал микроавтобус СПВ-15 (СПВ-33021.01.15) на 14 посадочных мест. Его кузов оригинальной конструкции представляет собой сварной каркас из прямоугольных труб, обшитый снаружи стальными и стеклопластиковыми панелями. Каркасный принцип построения дал возможность существенно повысить жесткость кузова, обеспечить высокий уровень пассивной безопасности и при необходимости быстро внести изменения в его конструкцию.

У первых СПВ-15 в заднем торце была двухстворчатая распашная дверь, но из-за недостаточной жесткости кузова от нее пришлось отказаться, заменив ее большим квадратным окном. В 1998 году в связи с ужесточившимися требованиями к маршрутным такси в заднем торце вновь появилась дверь аварийного выхода, на этот раз одностворчатая. Приблизительно в это же время была немного увеличена по высоте основная дверь пассажирского салона. С 2000 года на микроавтобусы стали устанавливать пластиковую крышу вместо металлической, а с 2002 года на СПВ-15 стали устанавливать маршрутоуказатель над лобовым стеклом по желанию заказчика.

В 2002 году на заводе была запущена в производство новая модель - СПВ-16. От СПВ-15 она отличалась увеличенной высотой салона, благодаря чему, согласно сертификату ГосавтотрансНИИпроекта в СПВ-15 была разрешена перевозка трех стоячих пассажиров. Над боковыми окнами установлены дополнительные узкие продолговатые окошки со сдвижными форточками. По заказу на СПВ-16 над лобовым стеклом могут устанавливать маршрутоуказатель двух типов - для таблички с номером маршрута или более широкий - для таблички с указанием конечных остановок.

В 2003 году ГАЗ провел рестайлинг базовой модели ГАЗ-3302, что отразилось и на дизайне часовярских маршруток. В том же году был окончательно прекращен выпуск модели СПВ-15, а микроавтобусы СПВ-16 стали выпускать под торговой маркой "Рута". С появлением более вместительных микроавтобусов СПВ-17 объемы выпуска СПВ-16 стали снижаться и в итоге их производство было также прекращено.

Помимо микроавтобусов ЧРЗ изготавливал также грузовые и грузопассажирские фургоны на базе модели СПВ-15. Автомобили разных годов выпуска отличались выштамповками на кузове и формой крыши, которая как и на СПВ-15 сначала изготавливалась из металла. Более поздние фургоны имели пластиковую надстройку. В начале 2000-х годов производство фургонов на базе СПВ-15 было свернуто.

Рута СПВ-15/16 в Харькове

Первые микроавтобусы СПВ-15 появились в Харькове весной 1997 года. Тогда второй таксопарк (ныне - ООО "ФИН") закупил крупную партию этих микроавтобусов (60 машин). Эти машины стали первыми маршрутными ГАЗелями в нашем городе. СПВ-15 работали практически на всех маршрутах таксопарка. Позже СПВ-15 (правда, в меньшем количестве) закупил и 1-й таксопарк для работы на маршрутах 75т,219т,241т. Следует отметить, что до 2002 года эти микроавтобусы регистрировались как ГАЗ-33021, по имени нижегородского шасси, на котором они были собраны.

С появлением на рынке микроавтобусов ГАЗ-32213 харьковские перевозчики предпочли российский вариант маршрутной ГАЗели. Лишь единичные экземпляры часовярских маршруток попадали в наш город после 1998-го года. Не получила распространения в Харькове и более поздняя модель СПВ-16 - в городе и области имеются считанные ее экземпляры.

С 2005 года ООО "ФИН" начало избавляться от устаревших микроавтобусов СПВ-15. Некоторые из них были порезаны, другие - проданы. Последние в большинстве своем переоборудованы под грузопассажирские машины. В конце 2007 года ООО "ФИН" окончательно прекратило эксплуатацию микроавтобусов СПВ-15. Еще раньше эти машины ушли с маршрутов бывшего 1-го таксопарка. Сейчас в Харькове насчитывается незначительное количество микроавтобусов СПВ-15 и СПВ-16 принадлежащих частникам.

© Андрей Бутковский, 2011.

Источники:

  1. Раздел "ООО "Часовоярский ремонтный завод"" на сайте "Автомодельное бюро";
  2. Знакомые незнакомки. "Маршрутки" из Донецка // Автоцентр, №3, 2003;
  3. "Центргаз" - автомобили Горьковского автозавода;
  4. Каталог сертифицированных автобусов общего назначения на сайте Государственного департамента автомобильного транспорта.


Техническая характеристика микроавтобусов Рута СПВ-15/16:

Габаритные размеры
  СПВ-15 СПВ-16
Длина, мм 5350 5500
Ширина, мм 2050 2050
Высота, мм 2450 2730
Высота потолка в салоне, мм 1630 1910
Колесная база, мм 2900 2900
Передняя колея, мм 1700 1700
Задняя колея, мм 1560 1560
Дорожный просвет, мм 170 170
Масса и наполняемость автобуса
Полная масса автобуса, кг 3400 3531
Количество мест для сидения 13 13
Общее количество мест 13 16
Двигатель и КПП
Марка двигателя ЗМЗ-4026.10
Тип карбюраторный, 4-х тактный, 8-клапанный
Количество и расположение цилиндров 4 R
Рабочий объем, л 2,445
Система зажигания электронная бесконтактная
Степень сжатия 8,2
Максимальная мощность, л.с. 100 (при 4500 об/мин)
Максимальный крутящий момент, кгс*м 18,4 (при 2400-2600 об/мин)
КПП и сцепление
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 5
Сцепление однодисковое, сухое, фрикционное,
привод - гидравлический
Главная передача гипоидная с передаточным числом 5,125
 
Рулевое управление типа "винт-шариковая гайка"
 
Подвеска колес  
передняя: зависимая, рессорная с гидравлическими
телескопическими амортизаторами
задняя: зависимая, рессорная, со стабилизатором
поперечной устойчивости и гидравлическими
телескопическими амортизаторами
 
Тормозная система  
рабочая: гидравлическая двухконтурная с вакуумным
усилителем
запасная: каждый контур рабочей тормозной системы
стояночная: тросовый привод к тормозным механизмам
задних колес
 
Максимальная скорость, км/ч 115
Время разгона до 60 км/ч, с 17
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 11,5
Шины 175R15С или 185R16С