Автобус. Подвижной состав. МАЗ-256
Описание | Фотогалерея (24) | Новости по теме (1)
История модели
После распада СССР Минский автомобильный завод стал одним из немногих предприятий автомобильной отрасли бывшего Союза, сумевших в короткие сроки адаптироваться к реалиям рыночной экономики. Более того, завод существенно расширил ассортимент продукции за счет открытия собственного автобусного производства (Автобусный филиал МАЗа или, сокращенно, АМАЗ). Минские городские автобусы большой и особо большой вместимости не только вытеснили зарубежные аналоги на внутреннем рынке, но также приобрели большую популярность в странах СНГ. В то же время рынок автобусов малой и средней вместимости в самой Беларуси был полностью занят автобусами российского производства в связи с отсутствием собственных моделей подобного класса.
Эту ситуацию АМАЗ решил исправить с разработкой и появлением на рынке среднетоннажного грузовика МАЗ-4370 "Зубренок". Минчане пошли проверенным путем - использовали готовое шасси для сборки автобуса переднеприводной компоновки на его основе. Опытный экземпляр автобуса, получившего индекс МАЗ-106, появился в 2000 году. По своей конструкции автобус более напоминал "вахтовку": на готовом грузовом шасси с водительской кабиной был смонтирован автобусный кузов. Эта машина изначально рассматривалась как экспериментальная и не планировалась для серийного производства.
Вместо нее МАЗ приступил к разработке другой модели, на том же шасси но с полностью оригинальным кузовом. Спустя три года, в августе 2003-го, автобус второго поколения МАЗ-256 был впервые представлен публике на московском Мотор-Шоу. К серийному выпуску приступили в начале 2005-го года. МАЗ-256 стал прямым конкурентом российского ПАЗ-4230 и украинских Богдан-А092 и Эталон-А079, но объемы выпуска белорусского автобуса были скромнее: несколько сотен автобусов в год. В 2012 году производство автобусов МАЗ-256 было прекращено в пользу новой модели, МАЗ-241. Всего за 8 лет серийного выпуска было собрано более 3000 автобусов МАЗ-256. Автобусы МАЗ-256 широко распространены в Беларуси, России и Украине. Отдельные экземпляры этой модели также эксплуатируются в Литве, Польше и Молдавии.
Техническое описание
МАЗ-256 - автобус среднего класса, предназначенный для пригородных, междугородных и туристических перевозок, а также для работы в качестве маршрутного такси. Каркас кузова автобуса - сварной конструкции из стальных труб прямоугольного сечения. Кузовные панели, изготавливаемые российской фирмой TechnoArt, выполнены из стеклопластика, окрашенного "в массе" и, вместе со стеклопакетами, вклеены в каркас. Таким образом, исключается коррозия кузова и необходимость окраски царапин и вмятин, возникающих в процессе эксплуатации. Этим автобус отличается от других аналогов производства СНГ, обшивка которых выполнена из оцинкованного стального листа. Автобус также заметно выделяется на фоне своих аналогов обтекаемыми формами кузова и большой площадью остекления.
Кузов автобуса установлен на шасси среднетоннажного грузовика МАЗ-4370 переднемоторной компоновки. В зависимости от модификации, автобус комплектуется дизельными двигателями ММЗ-Д245.30 (Евро-2) или Deutz BF4M1013 (Евро-3) и КПП СААЗ-695Д или ZF S5-42. Доступ к моторному отсеку осуществляется из кабины водителя, а к КПП - через люк в пассажирском салоне. Электрооборудование (коммуникационный блок реле и предохранителей) расположено в ящике за спинкой водительского кресла, что значительно облегчает доступ к нему.
Салон автобуса предусмотрен в трех различных вариантах: туристический, междугородный (для служебных перевозок), а также маршрутное такси. В зависимости от модификации, в салон ведет одна или две сдвижные двери. В кабину водителя ведет отдельная дверь по левому борту.
Модификации
МАЗ-256.000 - однодверный туристический автобус. Оборудован мягкими регулируемыми сиденьями, аудио- и видеосистемой, багажными полками и системой индивидуального освещения и вентиляции. Двигатель - ММЗ-Д245.30, КПП - СААЗ-695Д.
МАЗ-256.070 - однодверный туристический автобус. Оборудован мягкими регулируемыми сиденьями, аудио- и видеосистемой, багажными полками и системой индивидуального освещения и вентиляции. Двигатель - Deutz BF4M1013, КПП - ZF S5-42.
МАЗ-256.100 - двухдверный автобус, предназначен для междугородных маршрутов средней дальности и заказных перевозок. Оборудован мягкими регулируемыми сиденьями, багажными полками и системой индивидуального освещения и вентиляции. Двигатель - ММЗ-Д245.30, КПП - СААЗ-695Д.
МАЗ-256.170 - двухдверный автобус, предназначен для междугородных маршрутов средней дальности и заказных перевозок. Оборудован мягкими регулируемыми сиденьями, багажными полками и системой индивидуального освещения и вентиляции. Двигатель - Deutz BF4M1013, КПП - ZF S5-42.
МАЗ-256.200 - двухдверный автобус для пригородных перевозок и работы в режиме маршрутного такси. Двигатель - ММЗ-Д245.30, КПП - СААЗ-695Д.
МАЗ-256.270 - двухдверный автобус для пригородных перевозок и работы в режиме маршрутного такси. Двигатель - Deutz BF4M1013, КПП - ZF S5-42.
МАЗ-256 в Харькове
В Харькове, как и в Украине в целом, автобусы МАЗ-256 не получили широкого распространения. Два автобуса этой модели работают на пригородном маршруте № 192 Харьков-Стрелечья. Первый из них был приобретен летом 2007, а второй - весной 2008 года. Интересно, что хотя автобусы приобретались в разное время, их регистрационные знаки отличаются лишь двумя последними буквами (АХ9675АХ и АХ9675ВI). МАЗ-256 работает на междугородном маршруте "Ромны- Харьков"; последний автобус принадлежит перевозчику из Сумской области.
Также несколько автобусов МАЗ-256 принадлежать различным харьковским предприятиям и организациям. Например, ЮЖД использует МАЗ-256 в качестве служебных автобусов, а Харьковский национальный автодорожный университет (ХНАДУ) эксплуатирует передвижную лабораторию на базе этой модели.
© Андрей Бутковский, 2018
Источники:
- Борисов Г. "Мазик" - конкурент "Пазика"? // Грузовики и автобусы, № 6, 2004;
- Гладкий Д. "Пластиковая бомба" в огород ПАЗа, или выстрел по "Авроре" // Автобизнес Weekly, № 429, 2004;
- Макович В. "МАЗ" въезжает в рынок на автобусе // Автобизнес Weekly, № 422, 2004;
- "Пластиковый мазик" пошел в серию // Грузовики и автобусы, № 3, 2005;
- Ушанов К. Был 106, стал 256 // Грузовик-Пресс, № 8, 2006;
- Официальный сайт Минского автомобильного завода;
- Модификации автобусов производства Минского автомобильного завода.
Техническая характеристика автобуса МАЗ-256:
Габаритные размеры | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Длина, мм | 7000 | |||||
Ширина, мм | 2500 | |||||
Высота, мм | 3100 | |||||
Колесная база, мм | 4200 | |||||
Передний свес, мм | 1395 | |||||
Задний свес, мм | 2495 | |||||
Передняя колея, мм | 2002 | |||||
Задняя колея, мм | 1982 | |||||
Наружный радиус поворота, мм | 8000 | |||||
Ширина прохода между сиденьями, мм | 615 | |||||
Масса и наполняемость автобуса | ||||||
МАЗ-256.100/170 | МАЗ-256.200/270 | |||||
Масса снаряженного автобуса, кг | 7500 | 7150 | ||||
Полная масса автобуса, кг | 9550 | 10200 | ||||
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг | 3600 | 3980 | ||||
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг | 5950 | 6220 | ||||
МАЗ-256.000/070 | МАЗ-256.100/170 | МАЗ-256.200/270 | ||||
Количество мест для сидения | 28 | 24 | 27 | |||
Общее количество мест | 28 | 24 | 42 | |||
Объем багажного отделения, м3 | 1,8 | 1,4 | 0,7 | |||
Двигатель и КПП | ||||||
МАЗ-256.000/100/200 | МАЗ-256.070/170/270 | |||||
Марка двигателя | ММЗ-Д245.30 | Deutz BF4M1013FC | ||||
Тип | дизельный | дизельный | ||||
Количество и расположение цилиндров | 4 R | 4 R | ||||
Рабочий объем, л | 4,75 | 4,764 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 114 (155) при 2400 об/мин | 125 (170) при 2300 об/мин | ||||
Крутящий момент, Нм | 520 | 570 | ||||
Соответствие нормам токсичности | Euro-2 | Euro-3 | ||||
КПП | СААЗ-695Д | ZF S5-42 | ||||
Тип КПП | механическая | механическая | ||||
Количество ступеней КПП | 5 | 5 | ||||
Максимальная скорость, км/ч | 110 | 118 | ||||
Подвеска | зависимая, рессорная с двумя амортизаторами и
стабилизаторами поперечной устойчивости | |||||
Рулевое управление | с гидроусилителем | |||||
Тормозная система | пневматический двухконтурная с разделением на контуры
по осям, тормозные механизмы всех колес - барабанные, AB. | |||||
Вентиляция | естественная, через люки и форточки боковых окон;
возможна установка кондиционера | |||||
Система отопления | двухконтурная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя | |||||
Емкость топливного бака, л | 130 | |||||
Колеса | дисковые, 6.75х17.5 | |||||
Шины | 235/75R17.5 |