Автобус. Подвижной состав. МАЗ-256

ОписаниеФотогалерея (24)Новости по теме (1)

История модели

После распада СССР Минский автомобильный завод стал одним из немногих предприятий автомобильной отрасли бывшего Союза, сумевших в короткие сроки адаптироваться к реалиям рыночной экономики. Более того, завод существенно расширил ассортимент продукции за счет открытия собственного автобусного производства (Автобусный филиал МАЗа или, сокращенно, АМАЗ). Минские городские автобусы большой и особо большой вместимости не только вытеснили зарубежные аналоги на внутреннем рынке, но также приобрели большую популярность в странах СНГ. В то же время рынок автобусов малой и средней вместимости в самой Беларуси был полностью занят автобусами российского производства в связи с отсутствием собственных моделей подобного класса.

Эту ситуацию АМАЗ решил исправить с разработкой и появлением на рынке среднетоннажного грузовика МАЗ-4370 "Зубренок". Минчане пошли проверенным путем - использовали готовое шасси для сборки автобуса переднеприводной компоновки на его основе. Опытный экземпляр автобуса, получившего индекс МАЗ-106, появился в 2000 году. По своей конструкции автобус более напоминал "вахтовку": на готовом грузовом шасси с водительской кабиной был смонтирован автобусный кузов. Эта машина изначально рассматривалась как экспериментальная и не планировалась для серийного производства.

Вместо нее МАЗ приступил к разработке другой модели, на том же шасси но с полностью оригинальным кузовом. Спустя три года, в августе 2003-го, автобус второго поколения МАЗ-256 был впервые представлен публике на московском Мотор-Шоу. К серийному выпуску приступили в начале 2005-го года. МАЗ-256 стал прямым конкурентом российского ПАЗ-4230 и украинских Богдан-А092 и Эталон-А079, но объемы выпуска белорусского автобуса были скромнее: несколько сотен автобусов в год. В 2012 году производство автобусов МАЗ-256 было прекращено в пользу новой модели, МАЗ-241. Всего за 8 лет серийного выпуска было собрано более 3000 автобусов МАЗ-256. Автобусы МАЗ-256 широко распространены в Беларуси, России и Украине. Отдельные экземпляры этой модели также эксплуатируются в Литве, Польше и Молдавии.

Техническое описание

МАЗ-256 - автобус среднего класса, предназначенный для пригородных, междугородных и туристических перевозок, а также для работы в качестве маршрутного такси. Каркас кузова автобуса - сварной конструкции из стальных труб прямоугольного сечения. Кузовные панели, изготавливаемые российской фирмой TechnoArt, выполнены из стеклопластика, окрашенного "в массе" и, вместе со стеклопакетами, вклеены в каркас. Таким образом, исключается коррозия кузова и необходимость окраски царапин и вмятин, возникающих в процессе эксплуатации. Этим автобус отличается от других аналогов производства СНГ, обшивка которых выполнена из оцинкованного стального листа. Автобус также заметно выделяется на фоне своих аналогов обтекаемыми формами кузова и большой площадью остекления.

Кузов автобуса установлен на шасси среднетоннажного грузовика МАЗ-4370 переднемоторной компоновки. В зависимости от модификации, автобус комплектуется дизельными двигателями ММЗ-Д245.30 (Евро-2) или Deutz BF4M1013 (Евро-3) и КПП СААЗ-695Д или ZF S5-42. Доступ к моторному отсеку осуществляется из кабины водителя, а к КПП - через люк в пассажирском салоне. Электрооборудование (коммуникационный блок реле и предохранителей) расположено в ящике за спинкой водительского кресла, что значительно облегчает доступ к нему.

Салон автобуса предусмотрен в трех различных вариантах: туристический, междугородный (для служебных перевозок), а также маршрутное такси. В зависимости от модификации, в салон ведет одна или две сдвижные двери. В кабину водителя ведет отдельная дверь по левому борту.

Модификации

МАЗ-256.000 - однодверный туристический автобус. Оборудован мягкими регулируемыми сиденьями, аудио- и видеосистемой, багажными полками и системой индивидуального освещения и вентиляции. Двигатель - ММЗ-Д245.30, КПП - СААЗ-695Д.

МАЗ-256.070 - однодверный туристический автобус. Оборудован мягкими регулируемыми сиденьями, аудио- и видеосистемой, багажными полками и системой индивидуального освещения и вентиляции. Двигатель - Deutz BF4M1013, КПП - ZF S5-42.

МАЗ-256.100 - двухдверный автобус, предназначен для междугородных маршрутов средней дальности и заказных перевозок. Оборудован мягкими регулируемыми сиденьями, багажными полками и системой индивидуального освещения и вентиляции. Двигатель - ММЗ-Д245.30, КПП - СААЗ-695Д.

МАЗ-256.170 - двухдверный автобус, предназначен для междугородных маршрутов средней дальности и заказных перевозок. Оборудован мягкими регулируемыми сиденьями, багажными полками и системой индивидуального освещения и вентиляции. Двигатель - Deutz BF4M1013, КПП - ZF S5-42.

МАЗ-256.200 - двухдверный автобус для пригородных перевозок и работы в режиме маршрутного такси. Двигатель - ММЗ-Д245.30, КПП - СААЗ-695Д.

МАЗ-256.270 - двухдверный автобус для пригородных перевозок и работы в режиме маршрутного такси. Двигатель - Deutz BF4M1013, КПП - ZF S5-42.

МАЗ-256 в Харькове

В Харькове, как и в Украине в целом, автобусы МАЗ-256 не получили широкого распространения. Два автобуса этой модели работают на пригородном маршруте № 192 Харьков-Стрелечья. Первый из них был приобретен летом 2007, а второй - весной 2008 года. Интересно, что хотя автобусы приобретались в разное время, их регистрационные знаки отличаются лишь двумя последними буквами (АХ9675АХ и АХ9675ВI). МАЗ-256 работает на междугородном маршруте "Ромны- Харьков"; последний автобус принадлежит перевозчику из Сумской области.

Также несколько автобусов МАЗ-256 принадлежать различным харьковским предприятиям и организациям. Например, ЮЖД использует МАЗ-256 в качестве служебных автобусов, а Харьковский национальный автодорожный университет (ХНАДУ) эксплуатирует передвижную лабораторию на базе этой модели.

© Андрей Бутковский, 2018

Источники:

  1. Борисов Г. "Мазик" - конкурент "Пазика"? // Грузовики и автобусы, № 6, 2004;
  2. Гладкий Д. "Пластиковая бомба" в огород ПАЗа, или выстрел по "Авроре" // Автобизнес Weekly, № 429, 2004;
  3. Макович В. "МАЗ" въезжает в рынок на автобусе // Автобизнес Weekly, № 422, 2004;
  4. "Пластиковый мазик" пошел в серию // Грузовики и автобусы, № 3, 2005;
  5. Ушанов К. Был 106, стал 256 // Грузовик-Пресс, № 8, 2006;
  6. Официальный сайт Минского автомобильного завода;
  7. Модификации автобусов производства Минского автомобильного завода.


Техническая характеристика автобуса МАЗ-256:

Габаритные размеры
Длина, мм 7000
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3100
Колесная база, мм 4200
Передний свес, мм 1395
Задний свес, мм 2495
Передняя колея, мм 2002
Задняя колея, мм 1982
Наружный радиус поворота, мм 8000
Ширина прохода между сиденьями, мм 615
Масса и наполняемость автобуса
  МАЗ-256.100/170 МАЗ-256.200/270
Масса снаряженного автобуса, кг 7500 7150
Полная масса автобуса, кг 9550 10200
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 3600 3980
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 5950 6220
  МАЗ-256.000/070 МАЗ-256.100/170 МАЗ-256.200/270
Количество мест для сидения 28 24 27
Общее количество мест 28 24 42
Объем багажного отделения, м3 1,8 1,4 0,7
Двигатель и КПП
  МАЗ-256.000/100/200 МАЗ-256.070/170/270
Марка двигателя ММЗ-Д245.30 Deutz BF4M1013FC
Тип дизельный дизельный
Количество и расположение цилиндров 4 R 4 R
Рабочий объем, л 4,75 4,764
Мощность, кВт (л.с.) 114 (155) при 2400 об/мин 125 (170) при 2300 об/мин
Крутящий момент, Нм 520 570
Соответствие нормам токсичности Euro-2 Euro-3
КПП СААЗ-695Д ZF S5-42
Тип КПП механическая механическая
Количество ступеней КПП 5 5
Максимальная скорость, км/ч 110 118
 
Подвеска зависимая, рессорная с двумя амортизаторами и
стабилизаторами поперечной устойчивости
Рулевое управление с гидроусилителем
Тормозная система пневматический двухконтурная с разделением на контуры
по осям, тормозные механизмы всех колес - барабанные, AB.
 
Вентиляция естественная, через люки и форточки боковых окон;
возможна установка кондиционера
Система отопления двухконтурная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя
 
Емкость топливного бака, л 130
Колеса дисковые, 6.75х17.5
Шины 235/75R17.5