Автобус. Подвижной состав. ЛАЗ-А183 "СитиЛАЗ"

ОписаниеГородские маршрутыПригородные маршрутыФотогалерея (407)Новости по теме (49)

Работает на городских маршрутах: 202э, б/н (Лоск). [ Подробный перечень... ]
Работает на пригородных маршрутах: 354. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ООО "АТП "Автотранс", ООО "Фрегат-К"

В мае 2004 года на автосалоне SIA-2004 был представлен первый украинский низкопольный автобус ЛАЗ-А183 ("СитиЛАЗ"). Разработка львовских конструкторов нигде не анонсировалась, поэтому представленный на автосалоне автобус, не уступавший по качеству лучшим европейским образцам, вызвал всеобщее удивление.

За основу нового автобуса конструкторы взяли проекты ведущих европейских фирм. Но не следует забывать, что именно специалисты львовского ГСКБ по автобусам еще в конце 60-х годов разработали и внедрили концепцию низкопольного автобуса в экспериментальных моделях ЛАЗ-360Э и ЛАЗ-360ЭМ - задолго до того, как первые "низкопольники" появились в Европе. К сожалению, страну Советов больше интересовала гонка вооружений, проект не получил поддержки со стороны властей, и уникальные автобусы вошли в историю всего лишь как незавершенный эксперимент советских конструкторов. Лишь спустя три с половиной десятилетия ЛАЗ стал выпускать машины этого класса.

ЛАЗ-А183 стал родоначальником целой линейки различных моделей автобусов и троллейбусов. Среди них автобус для обслуживания аэропортов ЛАЗ-АХ183, пригородный автобус ЛАЗ-А191, 10-метровый автобус ЛАЗ-А152, 18-метровый сочлененный автобус ЛАЗ-А292; одинарный и сочлененный троллейбусы - ЛАЗ-Е183 и ЛАЗ-Е301.

В 2007-ом году были изменены наименования всей линейки автобусов львовского производства, при этом ЛАЗ-А183 получил название CityLAZ-12. В том же году предприятие поставило один автобус в столицу Болгарии, Софию, а в 2008-2009 годах - еще 4 автобуса в польский город Кельце. Автобус CityLAZ-12 (ЛАЗ-А183) в 2005-2006 годах проходил испытания в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, однако сильная конкуренция со стороны российских производителей не позволила этой модели пробится на рынок "северного соседа". В Украине же помимо Киева небольшое количество автобусов CityLAZ-12 закупили муниципалитеты Донецка, Винницы и Черновцов, а также ряд государственных предприятий (ГП "Украэрорух", "Укрбургаз", Параолимпийский центр "Украина" и т.д.) и отдельные коммерческие перевозчики Киева и Харькова.

Кризис 2008-2009 годов сказался и на производстве львовских автобусов - в это время завод практически остался без заказов и оказался на грани банкротства. Ситуацию спасло участие Украины в чемпионате Евро-2012. 30 марта 2010 года вице-премьер-министр Украины по вопросам подготовки к Евро-2012 Борис Колесников и руководство ООО "Львовский автобусный завод" подписали меморандум о сотрудничестве, в рамках которого завод обязался до 2012 года поставить четырем городам, принимающим Евро-2012, 1500 автобусов и 500 троллейбусов различных моделей. 28-го октября состоялась передача первых 49 автобусов CityLAZ-12 представителям Киева, Харькова, Донецка и Львова. Помимо этого, 2010 год был отмечен первым серьезным международным контрактом - ЛАЗ заключил договор о поставке 84 автобусов в столицу Македонии, Скопье. В 2011-2012 годах завод продолжил исполнение контракта по поставке автобусов к Евро-2012. Правда, объемы этого контракта в дальнейшем значительно сократились из-за снижения объемов госфинансирования.

Помимо Львовского автобусного завода автобусы ЛАЗ-А183 выпускаются также Днепровским автобусным заводом (г. Днепродзержинск) входящим в холдинг ЛАЗ. С 2007-го года предприятие занимается производством "бюджетной" модификации автобуса - ЛАЗ-А183F0. Правда, из-за отсутсвия заказов в 2007-2009 годах на предприятии было собрано всего несколько машин, а после производство было вообще остановлено в связи с кризисом 2009-2010 гг. В 2011 году Винница заказала у ЛАЗ Финанс" поставку автобусов ЛАЗ-А183F0 в лизинг. Изготовление этих машин было начато на ДАЗе. Первые два A183F0 были отправлены в Винницу в июле того же года, однако заказчик к тому времени изменил свои планы на Богдан А701 и отказался брать машины на баланс, вследствие чего они были возвращены заводу. Позже одну из изготовленных машин продали в Бровары, а еще несколько автобусов обслуживали аэропорт Донецка во время Евро-2012. Помимо ЛАЗ-А183F0 Днепровским заводом была также изготовлена партия из пяти автобусов ЛАЗ-А183D1 для Харькова.

Описание модели

ЛАЗ-А183 разработан как полностью низкопольный автобус, с одинаковым уровнем пола (350 мм) по всей длине салона, что соответствует уровню тротуара, к которому подъезжает автобус. Пневматическая подвеска автобуса дополнена системой подъема и опускания кузова (kneeling), делающей вход в автобус и выход на тротуар еще более удобными.

В новый автобус пассажиров приглашают три широкие (1200 мм) двустворчатые двери, управляемые пневматикой. Напротив средней двери создана широкая накопительная площадка. Автобус оборудован трапом для инвалидной коляски, а в салоне имеется специально отведенное для нее место. Огромные боковые окна делают салон еще более просторным, визуально увеличивая объем. Тонированные стекла немного "приглушают" яркость дневного света.

Для освещения салона в вечернее время с обеих сторон прохода над поручнями установлены два ряда люменисцентных светильников (в автобусе модификации A183F0, а также в автобусах A183D1 2007-2010 гг. выпуска они заменены более дешевыми лампами накаливания). Отопление салона - жидкостное от системы охлаждения двигателя и независимого обогревателя Webasto - осуществляется посредством бортовых конвекторов (бесшумное отопление), отопителей салона и переднего отопителя. По желанию заказчика, в автобусе может быть установлен кондиционер. Кондиционированный воздух поступает сквозь множество отверстий фальшпотолка, подвешенного над центральным проходом. Таким образом, даже сильный поток воздуха равномерно рассеивается, не доставляя неудобств пассажирам автобуса.

Рабочее место водителя обладает удобным креслом на пневматической подушке с возможностью раздельных регулировок спинки и сидения, регулируемой "под водителя" рулевой колонкой и даже возможностью настройки положения панели приборов.

Все контрольные выводы эксплуатационных систем сосредоточены внутри автобуса. Обеспечен удобный и оперативный доступ к двигателю и сопряженным с ним агрегатам из салона автобуса и через крышку моторного отсека. После рабочей смены в салоне автобуса несложно сделать уборку. Кроме того, что пол ровный, он еще и абсолютно свободен - за счет оригинальной системы крепления сидений к боковинам кузова.

Для увеличения срока службы автобуса применяются современные технологии антикоррозийной защиты: фосфатируется каркас кузова, внутренние поверхности труб кузова обрабатываются антикоррозийным покрытием "Movidan", боковые панели кузова из оцинкованного металла. Применяемые технологии клейки боковых панелей и вклейки окон существенно повышают прочностные характеристики и антикоррозийную стойкость кузова. Для нанесения грунта и лакокрасочного покрытия применяются специальные технологии и материалы, которые гарантируют защиту кузова от сквозной коррозии.

Опытный ЛАЗ-А183

Первый опытный автобус ЛАЗ-А183, представленный на SIA-2004 отличался от последующих серийных машин расположением средней двери, которая была смещена к заднему мосту автобуса. Также автобус имел нестандартную "лимонную" заводскую окраску.

После SIA-2004 автобус некоторое время проработал в качестве эксперимента на таксобусном маршруте 69т в Киеве. Затем он был показан на нескольких выставках, в том числе в Москве, после чего вернулся на завод. Сейчас эта машина прододжает работать в одном из киевских автопарков, но уже в стандартной для Киева желтой окраске.

ЛАЗ-А183D1 (CityLAZ-12LF)

Серийный выпуск автобусов ЛАЗ-А183 был налажен в 2005 году. Это стало возможным благодаря крупному заказу, поступившему от Киева. Столица заказала себе сразу 140 машин новой модели; первые три из них прибыли в Киев в мае 2005 года. Остальные машины были поставлены в течение 2005-2006 гг. Желтый цвет стал стандартной окраской для киевских ЛАЗ-А183, в то же время в 2007 году в город поступило несколько белых машин.

Автобусы модификации ЛАЗ-А183D1, поставленные в Киев, оснащены современным двигателем Deutz мощностью 265 л.с., благодаря которому автобус легко преодолевает крутые киевские подъемы. Двигатель соответствует нормативам безопасности Euro-3.

Количество мест и компоновка салона во многом зависит от пожеланий заказчика и варьирует между 24 и 31. У первых серийных автобусов отсутствовала сплошная перегородка между салоном и рабочим местом водителя, что вызывало немало нареканий со стороны водителей автобусов. В последующем завод устранил этот недостаток.

Значительным недостатком киевских автобусов ЛАЗ-А183D1 является отсутствие кондиционеров. Для удешевления стоимости автобусов город отказался от этой опции, в то же время ЛАЗ-А183 не имеет вентиляционных люков в крыше, форточки же в окнах слишком малы. Из-за этого в летнее время в автобусе слишком жарко и душно.

ЛАЗ-А183N1

Модификация автобуса ЛАЗ-А183 оснащена немецким дизелем MAN мощностью 280 л.с. В 2007 году автобус ЛАЗ-А183N1 поступил в столицу Болгарии - Софию.

ЛАЗ-А183F0 (CityLAZ-12LE)

Низкопольный автобус ЛАЗ-А183 на сегодняшний день является одной из наиболее удачных разработок отечественной автобусной промышленности. В то же время из-за применения комплектующих европейских производителей стоимость стандартной модификации ЛАЗ-А183D1 оказалась слишком высока для подавляющего большинства потенциальных заказчиков. Из всех городов Украины только Киев смог позволить себе закупки большого количества новых автобусов.

Поэтому в 2007 году на ЛАЗе была выпущена бюджетная модификация автобуса - ЛАЗ-А183F0, стоимость которой значительно ниже базовой модификации ЛАЗ-А183D1. Для удешевления стоимости машины пришлось отказаться от дорогого немецкого двигателя - ЛАЗ-А183F0 укомплектован китайским двигателем YuChai. Также львовяне отказались от портальных мостов, из-за чего пришлось пожертвовать стопроцентной низкопольностью автобуса - задняя часть автобуса имеет высокий уровень пола. Автоматическая коробка передач у автобуса была заменена механической. Удешевлены и некоторые детали салона - так в ЛАЗ-А183F0 отсутствуют кнопки сигнала водителю на поручнях, а вместо цельной линии светильников установлены дешевые одинарные. Отсутствует фальшпотолок, но, к сожалению, вентиляционные люки в автобусе так и не появились, за исключением двух небольших аварийных люков в передней и задней частях салона. В отличие от ЛАЗ-А183D1, в салоне ЛАЗ-А183F0 34 места для сидения, а общее количество мест - 100. Кабина водителя отделена от салона полной перегородкой.

ЛАЗ-А183F0 предназначен, в первую очередь, для областных центров Украины, которые не в состоянии позволить себе закупки дорогостоящих ЛАЗ-А183D1. Производство этой модификации налажено на Днепровском автобусном заводе, входящем в состав холдинга ЛАЗ.

ЛАЗ-А183 в Харькове

Первый автобус ЛАЗ-А183 появился в Харькове в начале 2006 года. Это был автобус модификации ЛАЗ-А183D1 белого цвета, который стал работать развозкой харьковского отделения Государственного предприятия обслуживания воздушного движения Украины (ГП "Украерорух"). В том же году два автобуса ЛАЗ-А183D1 были приобретены Балаклейским районным отделением ДК "Укрбургаз".

В то же время перевозчики Харькова не могли позволить себе купить столь дорогие машины в 2006 году. Ситуация изменилась лишь в 2007 году, когда ЛАЗ представил "бюджетную" модификацию "СитиЛАЗа" - ЛАЗ-А183F0. В октябре 2007 года первые три машины этой модификации приобрел один из харьковских перевозчиков - ООО "Фрегат-К". В январе этот же перевозчик закупил еще два автобуса той же модификации. При этом четыре машины окрашены в белый цвет, а еще одна - в желтый.

Изначально автобусы ЛАЗ-А183F0 эксплуатировались на городских маршрутах №№ 147э (Кинотеатр "Зирка" - м/рн "Горизонт") и 304э (Костюринский переулок - ст. Рогань). Однако уже в начале 2008-го года часть автобусов стала работать на пригородых маршрутах №№ 176 (Ст. м. "Холодная гора" - Южный) и 193 (Ст. м. "Холодная гора" - Буды). Сейчас ЛАЗ-А183F0 ООО "Фрегат-К" работают преимущественно на городском маршруте № 304 и пригородном № 354.

В 2008-ом году ДК "Укрбургаз" приобрела еще два автобуса ЛАЗ-А183 для своих отделений в Харьковской области, но на сей раз уже модификации ЛАЗ-А183F0. Одна машина поступила в Балаклейское, вторая - в Красноградское районное отделение.

Проведение в Украине Чемпионата Европы по футболу "Евро-2012" положительно сказалось на развитии городского транспорта в Харькове, который попал в число четырех украинских городов, принимающих матчи чемпионата. В рамках обновления парка автобусов и троллейбусов этих городов, Харьков до начала 2012 года должен был получить 300 автобусов и столько же троллейбусов производства ООО "Львовский автобусный завод". Предполагалось, что 250 из них будут именно CityLAZ-12LE. Первую партию из 16 автобусов Харьков получил осенью 2010 года. 8 ноября 2010 года на площади Конституции состоялась презентация первых 8 автобусов. Эти машины окрашены в зеленый цвет, традиционный для нашего города; на одном из автобусов нанесена символика "Евро-2012". Все машины оборудованы кондиционерами; также, учитывая отрицательный опыт предыдущих поставок автобусов в Киев, в автобусах, поставляемых в украинские города накануне "Евро-2012", увеличены количество и размеры форточек. Оставшиеся 8 машин поступили в наш город до конца ноября 2010 года.

Долгое время автобусы, зачисленные на баланс коммунального предприятия "Харьковпасс" не работали на городских маршрутах по банальной причине - все автобусные маршруты в нашем городе еще в конце 90-х были отданы частникам и вновь созданное КП не имело своих автобусных линий. С 18 сентября 2011 года восемь машины вышли на 119-й маршрут (Проспект Победы - Аэропорт), где дополнили менее вместительные Богдан-А601. С 12 октября автобусы ЛАЗ-А183 стали работать также и на 305-м маршруте (Проспект Победы - Гипермаркет "Эпицентр").

В начале 2012 года в Харьков поступили еще десять автобусов CityLAZ-12LE, пять из которых были собраны на Днепровском автобусном заводе. К этому времени первоначальные планы по закупке 250 машин были значительно скорректированы в меньшую сторону - до 26-ти - поэтому вторая партия оказалась последней из "еврозаказа". Во время проведения финальной части Евро-2012 пять автобусов из этой партии работали в Международном аэропорту "Харьков", участвуя в подвозе пассажиров к трапам самолетов. С осени 2012 года пять из десяти автобусов второй партии стали работать на 119-м маршруте, а в январе 2013 года еще две машины вышли на 202-й маршрут.

© Андрей Бутковский, 2013

Источники:



Техническая характеристика автобуса ЛАЗ-А183:

Габаритные размеры
Длина, мм 12000
Ширина, мм 2550
Высота, мм 3060
Колесная база, мм 5850
Высота салона в базовой части, мм 2310
Высота подножек, мм 350
Высота уровня пола, мм 370
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 11000
Полная масса автобуса, кг 18000
  ЛАЗ-А183D1 ЛАЗ-А183N1 ЛАЗ-А183F0
Количество мест для сидения 24-31 29 34
Общее количество мест 100 100 100
Двигатель и КПП
Марка двигателя Deutz BF6M1013ECP (DEUTZ TCD2013L064V)MAN D0836LOH02 YuChai YC6A260-20
Тип дизельный дизельный дизельный
Максимальная мощность, л.с. 265 280 260
Прочие параметры
Тип КПП гидромеханическая (Voith, ZF)
Рулевое управление с гидроусилителем (ZF, Rudnap)
Подвеска зависимая, пневматическая, система подъема и опускания кузова
(kneeling)
Рабочая тормозная система двухконтурная, с пневмоприводом, механизмы дискового типа
оснащена системой АБС
Вентиляция природная через люки крыши и форточки боковых окон,
принудительная через вентилятор крыши
Отопление автономный обогреватель фирмы WEBASTO
Кузов сварной, с стальных прямоугольных и профильных труб,
покраска по технологии и с использованием материалов фирмы "Helios",
полная антикорозионная обработка
Максимальная скорость, км/ч 85
Расход топлива при 60 км/час, л/100 км 24
Минимальный радиус поворота, м 12
Номинальное напряжение электрооборудования, В 24
Шины 275/80R22.5 или 11/70R22.5