Автобус. Подвижной состав. Тур-А049

ОписаниеГородские маршрутыПригородные маршрутыФотогалерея (63)Новости по теме (1)

Работает на городских маршрутах: 110т. [ Подробный перечень... ]
Работает на пригородных маршрутах: 624, 664, 1592т. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ОАО "АТП-16329", ООО "Укравтотранс Плюс", ЧП "С-Аурум"

История модели

Предприятие ОАО "Укравтобуспром", основной разработчик автобусов, троллейбусов и специальных транспортных средств в Украине и преемник Головного союзного конструкторского бюро (ГСКБ) по автобусам, еще с советских времен имело свой опытный завод. В конце 1990-х годов его мощности решили использовать для производства собственных автобусов под маркой "Тур". Но первые модели - городской автобус Тур-А181, туристический Тур-А174 и школьный Тур-А078 - так и не нашли массовых потребителей на украинском рынке.

Более успешным стал микроавтобус Тур-А049, во многом напоминающий одну из самых популярных отечественных моделей БАЗ-2215 "Дельфин", производство которой ведется корпорацией "Эталон" с 2003 года. В сходстве этих моделей нет ничего удивительного, ведь обе машины проектировались на "Укравтобуспроме", специалисты которого также разработали и многие автобусы, выпускаемые ныне корпорациями "Богдан" и "Эталон".

Тур-А049 отличается от БАЗ-2215 более широким кузовом (и, соответственно, проходом между сиденьями в салоне), другим остеклением и пассажирской дверью салона. Последняя может быть ручной (модификация Тур-А049.12) или автоматической (модификация Тур-А049.11), но и в том и в другом случае она одностворчатая (у БАЗ-2215 - двухстворчатая автоматическая дверь). Казалось бы, что более широкий кузов должен обеспечивать и большую вместительность, чем у БАЗа но она одинакова для обеих машин: 14 мест для сидения и 4 - для стояния.

Производство микроавтобусов Тур-А049 было начато в 2006 году. В дальнейшем они появились на маршрутах многих украинских городов. А в 2010 году корпорация Богдан, выкупив лицензию на постройку микроавтобусов Тур-А049, представила собственную модель автобуса малого класса Богдан-А049, которая отличается от "Тура" лишь вклееными стеклами. При этом "Укравтобуспром" не отказался от выпуска модели А049; более того, в 2010 году появилась его "школьная" модификация.

Тур-А049 в Харькове

Первые машины этой модели появились в нашем городе в ноябре 2007 года на маршруте 202т, а с декабря 2007 года "Туры" стали работать еще на нескольких микроавтобусных маршрутах Харькова - 45т, 238т, 251т. К лету 2008 года микроавтобусы Тур работали уже на многих городских и некоторых пригородных маршрутах.

© Андрей Бутковский, 2010

Источники:

  1. А. Говоруха. Тур: от большого к малому. // Грузовик-Пресс, №3, 2007;
  2. Страница о микроавтобусе Тур-А049 на сайте "Украина Промышленная";
  3. Страница о микроавтобусе Тур-А049 на сайте Национальной автомобильной компании.
  4. Корпорация «Богдан» вернулась в сегмент микроавтобусов. // AUTO-Consulting, 2010-10-15;


Техническая характеристика микроавтобуса Тур-А049:

Габаритные размеры
Длина, мм 5690
Ширина, мм 2130
Высота, мм 2740
Колесная база, мм 2900
Колея передних колес, мм 1700
Колея задних колес, мм 1560
Минимальный дорожный просвет, мм 170
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 2695
Полная масса автобуса, кг 3919
Максимальная допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 1200
Максимальная допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 2800
Количество мест для сидения 14
Общее количество мест 18
Площадь для размещения стоячих пассажиров, м2 2,6
Двигатель и КПП
Марка двигателя ЗМЗ-40522
Тип карбюраторный
Количество и расположение цилиндров 4 R
Рабочий объем, л 2,464
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 90,6 (121,5)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин 5200
Максимально крутящий момент, Нм (кгс·м) 200 (20,41)
Система охлаждения жидкостная, закрытого типа с принудительной
циркуляцией жидкости, объединенная с
системой отопления рабочего места водителя
Система питания топливом с принудительной подачей, оборудованная
топливным баком, фильтрами грубой и тонкой
очистки, (если предусмотрено установление
аварийного выключателя) - клапаном аварийного
отсечения топлива
Вместимость топливного бака, л 60
Топливо бензин марки А92 согласно с ДСТУ 4063
Трансмиссия
Тип КПП механическая, синхронизированная на всех
передачах переднего хода
Количество ступеней КПП 5
Карданная передача открытого типа
Сцепление фрикционное, сухое, однодисковое
 
Рулевое управление винт-гайка-рейка-сектор
Передняя подвеска зависимая, с полуэллиптическими рессорами и
телескопической гидравлической амортизацией
Задняя подвеска зависимая, с полуэллиптическими и
дополнительными рессорами и двумя
телескопической гидравлической амортизацией и
стабилизатором поперечной стойкости
Рабочая тормозная система двухконтурная, гидравлическая с вакуумным
усилителем
Запасная тормозная система один из контуров рабочей тормозной системы и
стояночная тормозная система
 
Кузов автобуса цельнометаллический, закрепленный на раме
базового шасси
Каркас кузова сварной
Отопление рабочего места водителя жидкостное, от истопника радиаторного типа,
с использованием тепла жидкости, охлаждающей
двигатель
Отопление пассажирского салона автономная закрытая система обогрева
Вентиляция природная и принудительная – от вентилятора
отопителя на рабочем месте водителя
 
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 80
Расход топлива при скорости 60 км,час, л/100 км 14,0
Расход топлива в городском цикле, л/100 км 17,0
Шины 175R16C или 185R16C