Автобус. Подвижной состав. РАФ-977

ОписаниеФотогалерея (8)

История модели

Услышав знакомое название «Рафик» мы обычно представляем себе привычные микроавтобусы с угловатым кузовом, которые ездят по дорогам бывшего СССР уже более 30 лет. Но мало кто вспоминает, что у модели РАФ-2203 был свой предшественник, РАФ-977, не менее популярный в нашей стране в 60-70-е годы. Сейчас в бывшем Союзе остались считанные единицы машин этой модели, которые зачастую путают с более новой машиной Ереванского автозавода - ЕрАЗ-762, созданной на основе 977-го РАФа.

История разработки первого советского микроавтобуса относится ко второй половине 50-х годов прошлого века. В то время в СССР просто не существовало многих типов полезных и удобных транспортных средств, которые получили распространение на западе, в том числе и микроавтобусов. Их роль выполняли дорогие и неудобные легковые автомобили ЗИС-110, использовавшиеся как служебный транспорт, маршрутные такси, кареты скорой помощи. Громоздкая конструкция, большое потребление топлива, нерациональное использование полезной площади – все эти недостатки ЗИСов говорили в пользу замены их микроавтобусами.

Городские микроавтобусы было решено изготавливать на Рижской автобусной фабрике (РАФ, в латышском варианте - RAF, Rigas Autobusu Fabrika). Это предприятие было основано в 1949 году для производства деревянных автобусных кузовов на шасси грузового автомобиля ГАЗ-51. После войны этим занимались многие авторемонтные заводы, в том числе и рижский, название которого в первые годы его существования звучало как Рижский завод автобусных кузовов (РЗАК). Но уже через пять лет, в 1954 году, на заводе разработали собственный автобус вагонной компоновки, РАФ-251, в связи с чем поменялось название предприятия. А через пару лет молодому коллективу доверили ответственное задание – разработку нового микроавтобуса.

Для новой модели было решено использовать агрегаты знаменитой «Победы» - ГАЗ-М20. Кузов проектировали с оглядкой на популярный немецкий Volkswagen-Transporter первой серии. Выпуск первой опытной партии микроавтобусов РАФ-10 («Фестиваль») был приурочен к Международному фестивалю молодежи и студентов, проходившему в Москве в 1957 году. Но РАФ-10 так и не стал серийной машиной. В 1958 году производство «Победы» было прекращено – на смену ей пришла «Волга», ГАЗ-21. В связи с этим конструкция микроавтобуса была пересмотрена, и в 1959 году в серийное производство была запущена уже другая машина на основе агрегатов ГАЗ-21, получившая индекс РАФ-977 согласно Единой системы классификации автотранспортных средств 1945 года. РАФ-977 отличался от РАФ-10 также более узкой одностворчатой дверью в салон (на РАФ-10 была двухстворчатая дверь) и дизайном передка. Машина получила имя собственное «Латвия», в дальнейшем «перекочевавшее» и на следующую рижскую модель – РАФ-2203.

Массовое производство новой модели мешало наладить отсутствие конвейера на Рижской автомобильной фабрике. Осенью 1961 года появился модернизированный РАФ-977Д. Именно эту модификацию и поставили на новый конвейер, созданный в 1962 году. От РАФ-977 она отличалась гнутым лобовым стеклом, установленным вместо V-образного, наличием алюминиевых молдингов на бортах вдоль «юбки» и под оконной линией, скрывавших швы между кузовными панелями. Также на РАФ-977Д появилась «фирменная» узкая решетка радиатора над передним бампером. В середине 60-х РАФ-977Д претерпел некоторые изменения – исчезли окна в закруглениях кузова в задней части и остекление скатов крыши, изменились рамки дверей кабины и дверные петли.

В 1967 году была представлена следующая модернизация 977-го РАФика – РАФ-977ДМ, а в 1969 году она заменила собой на конвейере предыдущую версию. На РАФ-977ДМ пять узких боковых оконных секций уступили место трем широким со сдвижными стеклами, а дверь салона стала почти в два раза шире.

В 1970-ом году произошло событие, предопределившее судьбу 977-ой модели. На Горьковском автозаводе было завершено производство ГАЗ-21. На смену ему пришла новая «Волга», ГАЗ-24. Агрегаты 21-ой модели продолжали поступать в Ригу, но в то же время было необходимо приступить к производству микроавтобуса на базе ГАЗ-24. Это стало возможно с введением в строй нового завода в Елгаве в 1976 году. Одновременно с этим был завершен выпуск микроавтобусов РАФ-977.

Микроавтобусы РАФ-977 использовались для работы в качестве служебного автотранспорта, маршрутных такси, скорой помощи, туристических микроавтобусов. С конца 60-х годов они экспортировались в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны.

Преемником РАФ-977 стали автомобили ЕрАЗ-762 Ереванского автомобильного завода. Документация на производство грузового фургона на базе РАФ-977 была передана в Ереван еще в 60-е годы, поскольку производственных мощностей самого РАФа не хватало для его выпуска. В дальнейшем под маркой ЕрАЗ-762 выпускались также грузопассажирские автомобили и даже микроавтобусы, однако в отличие от РАФ-977 в СССР они никогда не использовались в качестве маршрутных такси или машин скорой помощи. Качество сборки ЕрАЗов было намного хуже, чем их рижских аналогов. Тем не менее, ЕрАЗ-762 продержался на конвейере вплоть до 1996 года, поэтому до сих пор на улицах наших городов можно встретить немало ереванских автомобилей. Сам же РАФ-977, внешне практически идентичный ЕрАЗу, стал сейчас настоящей редкостью, ведь его производство прекращено более 30 лет назад. В отличие от своих ровесников, таких как ГАЗ-21 или ЗАЗ-965, заботливо сохраненных многими автолюбителями, РАФ-977 реализовывался только предприятиям и организациям, где эти машины списывались после 10-15 лет эксплуатации, поэтому они ушли с наших улиц в конце 80-х – начале 90-х годов.

Техническое описание

РАФ-977 представлял собой микроавтобус с несущим кузовом. В его основании лежала полноценная рама, но она не отделялась от кузова, а была жестко приварена и работала вместе с ним. Кузов был обшит стальными панелями, а для облегчения крыши средняя ее часть представляла собой панель из алюминия. В кабину вели две двери – со стороны водителя и пассажира. В салон также вели две двери – по правому борту в базе и в задней панели кузова. Салон в варианте «микроавтобус» был рассчитан на 10 пассажирских мест.

На микроавтобусе устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-21 мощностью 75 л.с., который располагался в переднем свесе под кожухом в кабине водителя между рабочим местом водителя и местом пассажира. Коробка передач – механическая, трехступенчатая. Передняя и задняя подвески также были применены от 21-ой «Волги». Рулевое управление и щиток приборов были от автомобиля «Москвич-408».

Модификации

РАФ-977Е (РАФ-977ДЕ, РАФ-977ЕМ) – модификация «люкс», предназначавшаяся для экспорта и автобаз «Интуриста». Передняя часть крыши была раздвижной, а над задней частью помещался открытый решетчатый багажник. Микроавтобус имел улучшенную отделку салона, в комплектацию также входила микрофонная установка.

РАФ-977И (РАФ-977ДИ, РАФ-977ИМ) – автомобиль «скорой помощи». Его салон был рассчитан на перевозку двух лежачих больных. Для носилок на полу машины были сделаны специальные направляющие. Медицинскую помощь больному можно было начинать оказывать прямо в автомобиле: для этого были предусмотрены ящики для медицинского инструмента и перевязочного материала. Автомобиль был оборудован рацией. На крыше над кабиной водителя симметрично располагались фара-искатель с правой стороны, для поиска табличек с номером дома в темное время суток, и опознавательный подсвечивающийся сигнал красного креста – с левой стороны. На базе медицинского РАФ-977 Ворошиловградским автосборочным заводом изготавливался также автомобиль централизованной перевозки крови (АЦПК).

РАФ-977К – фургон на базе микроавтобуса РАФ-977Д. Установочную партию таких машин сделали в 1962 году, но недостаток производственных мощностей не позволил приступить к серийному выпуску. В дальнейшем выпуск подобных фургонов был налажен в Ереване под маркой ЕрАЗ-762.

РАФ-977 в Харькове

Микроавтобусы РАФ-977 появились в Харькове в начале 60-х годов прошлого века. Очень скоро они завоевали популярность как служебные машины. Парк автомобилей скорой помощи стал также пополняться 977-ми РАФиками, где они постепенно вытеснили ЗИС-110 и ГАЗ-12 – к началу 70-х парк был полностью укомплектован этими машинами.

В конце 60-х годов в Харькове открылись первые линии маршрутных такси. «Маршрутки» были в то время привилегированным транспортом – при стоимости проезда в трамвае 3 копейки, проезд в маршрутном такси стоил 15. Они соединяли Южный вокзал с районами Салтовки и ХТЗ, проходя через весь город. Большинство пассажиров ехало от одной конечной до другой, где в «час пик» выстраивались очереди. Естественно, в «маршрутки» 70-х не брали стоячих пассажиров; впрочем, стоять в РАФике было практически невозможно, так как места в салоне было даже меньше, чем в «Газели», а крыша машины была низкой. На немногочисленных линиях харьковских маршруток работали микроавтобусы РАФ-977, приписанные ко 2-ому таксопарку (ныне – ООО «ФИН»). Они использовались в качестве маршрутных такси до начала 80-х годов, когда были заменены более современными РАФ-2203.

В отличие от маршрутных такси, автомобили скорой помощи продержались на улицах Харькова дольше. Последние машины, которые, впрочем, уже не перевозили больных, а работали в качестве служебного транспорта медучреждений, списывали на рубеже 80-х и 90-х годов. Одна из таких машин сохранилась до наших дней благодаря заведующему гаража НИИ Неврологии и психиатрии Виктору Семеновичу Стовбе, который выкупил автомобиль скорой помощи РАФ-977ИМ 1974-го года выпуска, прослуживший без малого 20 лет в гараже больницы облисполкома, для личного пользования. Автомобиль, пострадавший в ДТП, с практически гнилым кузовом был восстановлен заботливыми руками нового владельца, при этом внешний вид и салон машины не претерпел каких-либо существенных изменений. Сейчас единственный сохранившийся в Харькове РАФ-977 можно изредка увидеть на улицах нашего города.

© Андрей Бутковский, 2008.

Источники:

  1. Автомодельное бюро: РАФ-977 «Латвия»;
  2. Ионес С. «Руссо-Балт» советской эпохи // Основные средства, № 11, 1999;
  3. Музей «Авторевю» – РАФ-977;
  4. РАФ-977. Материал из Википедии;
  5. Рекламные проспекты РАФ // Автомобильный сайт Владимира Тюбина.


Техническая характеристика микроавтобуса РАФ-977:

Габаритные размеры
Длина, мм 4900
Ширина, мм 1950
Высота, мм 1975
Передний свес, мм 1000
Задний свес, мм 1200
База, мм 2700
Колея передних колес, мм 1410
Колея задних колес, мм 1420
Минимальный дорожный просвет, мм 210
Угол переднего свеса 27°
Угол заднего свеса 18°
Наименьший радиус поворота, м 6,8
Масса и наполняемость
Снаряженная масса, кг 1675
Полная масса, кг 2545
Количество мест для сидения
(в варианте «маршрутное такси»):
10+1
Двигатель
Модель ЗМЗ-977
Тип Карбюраторный, четырехтактный, верхнеклапанный
Количество цилиндров 4
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 92
Рабочий объем цилиндров, л 2,445
Степень сжатия 6,6
Максимальная мощность при 4000 об/мин, л.с. 70
Максимальный крутящий момент, кгм 17
Максимальная скорость, км/час 115
Контрольный расход топлива, л/100 км 16
Трансмиссия
Сцепление Однодисковое, сухое, с периферийными нажимными
пружинами и гидравлическим приводом
Тип КПП механическая
Количество ступеней КПП 3
Передаточные числа:  
Первой передачи 3,115
Второй передачи 1,772
Третьей передачи 1,000
Задней передачи 3,738
Карданная передача открытого типа, имеет два вала и три кардана
с игольчатыми подшипниками, снабжена
промежуточной опорой
Главная передача гипоидная, с передаточным числом 4,55
Органы управления
Рулевой механизм глобоидный червяк с двойным роликом,
передаточное число 18,2
Рабочий тормоз колодочного типа, привод гидравлический
Стояночный тормоз барабанного типа, привод механический
Подвеска
Передняя независимая, на спиральных цилиндрических
пружинах
Задняя рессорная, усиленная
Амортизаторы гидравлические, двустороннего действия,
телескопические
Стабилизатор поперечной устойчивости торсионного типа
Колеса и шины
Колеса 127К-381, дисковые, штампованные
Шины 8,20-R15, камерные
Электрооборудование
Номинальное напряжение, В 12
Система проводки однопроводная, «минус» соединен с массой