Автобус. Подвижной состав. Богдан-А301
Описание | Фотогалерея (25) | Новости по теме (1)
История модели
ОАО "Черкасский автобус" представило первый школьный автобус собственной конструкции еще в 2004 году. Модель АХ071 была сконструирована на шасси российского "Бычка" (ЗиЛ-3250). В 2006 году ее сняли с производства. На смену пришла новая модель школьного автобуса на шасси Isuzu - Богдан-А301, проект которой был выполнен Львовским научно-техническим центром "Автополипром". Опытный образец автобуса был представлен на автосалоне SIA’2006 под индексом А09232.
В отличие от Богдан-АХ071, А301 разрабатывался изначально как многофункциональный автобус. Помимо «школьника» была создана модификация для пригородных и междугородных перевозок. ОАО "Черкасский автобус" озвучивало также планы по созданию полноценного городского автобуса А301, который мог бы постепенно сменить модель А092. Однако Богдан-А301, обладая незначительными преимуществами по сравнению с 092-й моделью, стоил намного больше, из-за чего не вызвал серьезного интереса у потенциальных покупателей. Автобус пригородной модификации (А30141) был построен лишь в трех экземплярах, а крупная серийная партия школьных машин (А30172), сошедшая с конвейера в 2007 году в надежде на заказ Министерства образования, в конечном итоге была реализована ряду коммерческих перевозчиков по лизинговой программе. С 2008 года производство 301-й модели остановлено ввиду отсутствия заказов, хотя автобус еще несколько лет был представлен в модельном ряду корпорации "Богдан", а позже - ОАО "Черкасский автобус".
В 2010 году крупноузловую сборку школьных автобусов Радзимич-А30171 (аналогов украинского Богдан-А301) наладил Гомельский авторемонтный завод. Это предприятие сотрудничает с ОАО "Черкасский автобус" с 2005 года, собирая украинские машины под собственной торговой маркой и реализуя их на территории Республики Беларусь. В 2010 году Гомельский авторемонтный завод осуществил сборку 31-го автобуса Радзимич-А30171 по заказу Министерства образования Республики Беларусь..
Техническое описание
Автобус Богдан-А301 изготовлен на агрегатной базе японского концерна Isuzu. Автобус имеет несущий кузов вагонной компоновки. В салон, в зависимости от модификации, ведут одна или две автоматические двери. Автобусы школьных модификаций соответствуют всем требованиям и нормам безопасности перевозок детей.
На автобусах А301 устанавливается дизельный двигатель Isuzu 4HG1-T с турбонаддувом. Коробка передач – механическая, синхронизированная, 4-ступенчатая. Подвеска – зависимая, рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости. Рулевое управление с гидроусилителем, колонка регулируется по углу наклона и высоте.
Тормозная система автобуса – двухконтурная, гидравлическая, с усилителем и ABS. Стояночная тормозная система - механическая, с колодочным тормозным механизмом, действующим на трансмиссию. Система отопления пассажирского салона от автономного жидкостного отопителя (Hidronic или Webasto) проточного типа и отопителей радиаторного типа, установленных в салоне. Вентиляция приточно-вытяжная, через люк крыши и форточки боковых окон. Шины низкопрофильные, бескамерные.
Модификации
Богдан-А30141 - автобус для пригородных и междугородных перевозок. В салоне установлено 31 полумягкое кресло, всего же автобус рассчитан на перевозку 41 пассажира. Передняя дверь – автоматическая, задняя – с механическим приводом (для аварийного выхода).
Богдан-А30171 (ГАРЗ-А30171 «Радзимич») - автобус для перевозки школьников. В салон ведут две автоматические двери с выдвигающимися ступеньками, высота которых над уровнем дороги составляет 250 мм. В салоне расположено 28 посадочных мест для детей, а также два места для сопровождающего персонала. Сидения оборудованы подголовниками и подлокотниками, а также двухточечными ремнями безопасности. Над сидениями предусмотрены полки для размещения ручной клади. Рабочее место водителя оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой, а на крыше установлены специальные проблесковые маячки.
Следует отметить, что модификация А301.71, хотя и присутствовала в модельном ряде АО «Черкасский автобус», никогда не выпускалась серийно в Украине. Автобусы этой модификации выпускаются с 2010 года в Белоруссии под торговой маркой «Радзимич».
Богдан А30172 - школьный автобус с возможностью перевозки лиц с ограниченными возможностями. От модификации А301.71 эта машина отличается наличием подъемника для инвалидных колясок в заднем свесе; как следствие, вместо полноценной автоматической задней двери устанавливается двухстворчатая распашная, открываемая вручную. На задней площадке, за счет двух пассажирских кресел, предусмотрено место для инвалидной коляски.
Богдан А301 в Харькове
Четыре автобуса Богдан-А301.72 появились в Харьковской области в 2008 году. С августа 2008 года эти машины стали работать на внутриобластном маршруте "Харьков - Богодухов", а в апреле 2009 года автобусы перешли на один из центральных городских маршрутов, 288э, обслуживаемый одним из крупнейших перевозчиков Харькова, ООО "Экспресс". С 6 декабря 2010 года ООО «Экспресс» стало обслуживать маршруты Ленинского района Харькова. Автобусы Богдан-А301 с этого дня были переведены на маршрут 40э. Летом 2011 года ООО "Экспресс" пополнило свой парк автобусами большой вместимости Sunsundegui Interstylo, которыми был полностью укомплектован 40-й маршрут. С этого времени автобусы работают на маршрутах предприятия с меньшим пассажиропотоком. В 2012 году автобусы были проданы в город Изюм Харьковской области.
(c) Андрей Бутковский, 2012
Техническая характеристика автобуса Богдан-А301.72
Габаритные размеры | |
---|---|
Длина, мм | 7970 |
Ширина, мм | 2310 |
Высота, мм | 2900 |
Колесная база, мм | 4175 |
Передний свес, мм | 1200 |
Задний свес, мм | 2595 |
Передняя колея, мм | 1665 |
Задняя колея, мм | 1680 |
Дорожный просвет, мм | 160 |
Высота нижней ступени над уровнем дороги, мм | 340 |
Масса и пассажировместимость | |
Масса снаряженного автобуса, кг | 5300 |
Полная масса автобуса, кг | 7300 |
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг | 2600 |
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг | 4700 |
Количество мест для сидения | 27 |
Общее количество мест | 34 |
Двигатель | |
Тип | дизельный, с турбонаддувом |
Модель | ISUZU 4HG1-T |
Расположение | переднее, продольное |
Количество и расположение цилиндров | 4 R |
Рабочий объем, л | 4,570 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) | 89 (121) при 2850 об/мин |
Максимальный крутящий момент, Нм | 325 при 1800 об/мин |
Соответствие нормативам экологической безопасности | Евро-2 |
Система охлаждения | жидкостная |
Предпусковой подогреватель | Hydronik или Webasto |
Емкость топливного бака, л | 100 |
Коробка переключения передач | |
Тип | механическая |
Модель | ISUZU MZZ6U |
Количество ступеней КПП | 4 |
Подвеска колес и рулевое управление | |
Передняя подвеска | зависимая, рессорная |
Задняя подвеска | зависимая, рессорная |
Рулевое управление | Isuzu, с гидроусилителем |
Тормозное управление | |
Рабочая тормозная система | двухконтурная, с пневматическим приводом |
Запасная тормозная система | один из контуров рабочей тормозной системы |
Стояночная тормозная система | механическая, с колодочным механизмом, действующим на трансмиссию |
Вспомогательная тормозная система | газодинамическая, на выпускном тракте двигателя |
Показатели маневренности и экономичности | |
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч | 60 |
Время разгона до 60 км/час, с | 35 |
Максимальный преодолеваемый подъем, % | 20 |
Минимальный радиус поворота, м | 8,2 |
Расход топлива в городском цикле при полной загрузке, л/100 км | 24 |
Расход топлива на трассе при полной загрузке, л/100 км | 16 |
Номинальное напряжение электрооборудования, В | 24 |
Система отопления | жидкостная |
Колеса | 6х17,5 |
Шины | 215/75R17,5 |