Автобус. Подвижной состав. Богдан-А301

ОписаниеФотогалерея (21)Новости по теме (1)

История модели

ОАО "Черкасский автобус" представило первый школьный автобус собственной конструкции еще в 2004 году. Модель АХ071 была сконструирована на шасси российского "Бычка" (ЗиЛ-3250). В 2006 году ее сняли с производства. На смену пришла новая модель школьного автобуса на шасси Isuzu - Богдан-А301, проект которой был выполнен Львовским научно-техническим центром "Автополипром". Опытный образец автобуса был представлен на автосалоне SIA’2006 под индексом А09232.

В отличие от Богдан-АХ071, А301 разрабатывался изначально как многофункциональный автобус. Помимо «школьника» была создана модификация для пригородных и междугородных перевозок. ОАО "Черкасский автобус" озвучивало также планы по созданию полноценного городского автобуса А301, который мог бы постепенно сменить модель А092. Однако Богдан-А301, обладая незначительными преимуществами по сравнению с 092-й моделью, стоил намного больше, из-за чего не вызвал серьезного интереса у потенциальных покупателей. Автобус пригородной модификации (А30141) был построен лишь в трех экземплярах, а крупная серийная партия школьных машин (А30172), сошедшая с конвейера в 2007 году в надежде на заказ Министерства образования, в конечном итоге была реализована ряду коммерческих перевозчиков по лизинговой программе. С 2008 года производство 301-й модели приостановлено ввиду отсутствия заказов, хотя автобус до сих пор представлен в модельном ряде ОАО "Черкасский автобус".

В 2010 году крупноузловую сборку школьных автобусов Радзимич-А30171 (аналогов украинского Богдан-А301) наладил Гомельский авторемонтный завод. Это предприятие сотрудничает с ОАО "Черкасский автобус" с 2005 года, собирая украинские машины под собственной торговой маркой и реализуя их на территории Республики Беларусь. Школьный автобус Радзимич-А301 оказался более успешным проектом, чем Богдан-А301: с 2010 года предприятие имеет регулярные заказы Министерства образования Республики Беларусь.

Техническое описание

Автобус Богдан-А301 изготовлен на агрегатной базе японского концерна Isuzu. Автобус имеет несущий кузов вагонной компоновки. В салон, в зависимости от модификации, ведут одна или две автоматические двери. Автобусы школьных модификаций соответствуют всем требованиям и нормам безопасности перевозок детей.

На автобусах А301 устанавливается дизельный двигатель Isuzu 4HG1-T с турбонаддувом. Коробка передач – механическая, синхронизированная, 4-ступенчатая. Подвеска – зависимая, рессорная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости. Рулевое управление с гидроусилителем, колонка регулируется по углу наклона и высоте.

Тормозная система автобуса – двухконтурная, гидравлическая, с усилителем и ABS. Стояночная тормозная система - механическая, с колодочным тормозным механизмом, действующим на трансмиссию. Система отопления пассажирского салона от автономного жидкостного отопителя (Hidronic или Webasto) проточного типа и отопителей радиаторного типа, установленных в салоне. Вентиляция приточно-вытяжная, через люк крыши и форточки боковых окон. Шины низкопрофильные, бескамерные.

Модификации

Богдан-А30141 - автобус для пригородных и междугородных перевозок. В салоне установлено 31 полумягкое кресло, всего же автобус рассчитан на перевозку 41 пассажира. Передняя дверь – автоматическая, задняя – с механическим приводом (для аварийного выхода).

Богдан-А30171 (ГАРЗ-А30171 «Радзимич») - автобус для перевозки школьников. В салон ведут две автоматические двери с выдвигающимися ступеньками, высота которых над уровнем дороги составляет 250 мм. В салоне расположено 28 посадочных мест для детей, а также два места для сопровождающего персонала. Сидения оборудованы подголовниками и подлокотниками, а также двухточечными ремнями безопасности. Над сидениями предусмотрены полки для размещения ручной клади. Рабочее место водителя оборудовано внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой, а на крыше установлены специальные проблесковые маячки.

Следует отметить, что модификация А301.71, хотя и присутствовала в модельном ряде АО «Черкасский автобус», никогда не выпускалась серийно в Украине. Автобусы этой модификации выпускаются с 2010 года в Белоруссии под торговой маркой «Радзимич».

Богдан А30172 - школьный автобус с возможностью перевозки лиц с ограниченными возможностями. От модификации А301.71 эта машина отличается наличием подъемника для инвалидных колясок в заднем свесе; как следствие, вместо полноценной автоматической задней двери устанавливается двухстворчатая распашная, открываемая вручную. На задней площадке, за счет двух пассажирских кресел, предусмотрено место для инвалидной коляски.

Богдан А301 в Харькове

Четыре автобуса Богдан-А301.72 появились в Харьковской области в 2008 году. С августа 2008 года эти машины стали работать на внутриобластном маршруте "Харьков - Богодухов", а в апреле 2009 года автобусы перешли на один из центральных городских маршрутов, 288э, обслуживаемый одним из крупнейших перевозчиков Харькова, ООО "Экспресс". С 6 декабря 2010 года ООО «Экспресс» стало обслуживать маршруты Ленинского района Харькова. Автобусы Богдан-А301 с этого дня были переведены на маршрут 40э. Летом 2011 года ООО "Экспресс" пополнило свой парк автобусами большой вместимости Sunsundegui Interstylo, которыми был полностью укомплектован 40-й маршрут. С этого времени автобусы работают на маршрутах предприятия с меньшим пассажиропотоком. В 2012 году автобусы были проданы в город Изюм Харьковской области.

(c) Андрей Бутковский, 2012


Техническая характеристика автобуса Богдан-А301.72

Габаритные размеры
Длина, мм 7970
Ширина, мм 2310
Высота, мм 2900
Колесная база, мм 4175
Передний свес, мм 1200
Задний свес, мм 2595
Передняя колея, мм 1665
Задняя колея, мм 1680
Дорожный просвет, мм 160
Высота нижней ступени над уровнем дороги, мм340
Масса и пассажировместимость
Масса снаряженного автобуса, кг 5300
Полная масса автобуса, кг 7300
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 2600
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 4700
Количество мест для сидения 27
Общее количество мест 34
Двигатель
Типдизельный, с турбонаддувом
МодельISUZU 4HG1-T
Расположениепереднее, продольное
Количество и расположение цилиндров4 R
Рабочий объем, л4,570
Максимальная мощность, кВт (л.с.)89 (121) при 2850 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм325 при 1800 об/мин
Соответствие нормативам экологической безопасностиЕвро-2
Система охлажденияжидкостная
Предпусковой подогревательHydronik или Webasto
Емкость топливного бака, л100
Коробка переключения передач
Типмеханическая
МодельISUZU MZZ6U
Количество ступеней КПП4
Подвеска колес и рулевое управление
Передняя подвесказависимая, рессорная
Задняя подвесказависимая, рессорная
Рулевое управлениеIsuzu, с гидроусилителем
Тормозное управление
Рабочая тормозная системадвухконтурная, с пневматическим приводом
Запасная тормозная системаодин из контуров рабочей тормозной системы
Стояночная тормозная системамеханическая, с колодочным механизмом, действующим на трансмиссию
Вспомогательная тормозная системагазодинамическая, на выпускном тракте двигателя
Показатели маневренности и экономичности
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч60
Время разгона до 60 км/час, с35
Максимальный преодолеваемый подъем, %20
Минимальный радиус поворота, м8,2
Расход топлива в городском цикле при полной загрузке, л/100 км24
Расход топлива на трассе при полной загрузке, л/100 км16
 
Номинальное напряжение электрооборудования, В24
Система отопленияжидкостная
Колеса6х17,5
Шины215/75R17,5