Автобус. Подвижной состав. ЛАЗ-4202/ЛАЗ-4205

ОписаниеФотогалерея (62)Новости по теме (4)

История модели

В конце 60-х годов плавные обтекаемые формы автобусов разработки 50-х устарели. Эти машины уже не отвечали требованиям, предъявляемым городским автобусам - узкие двери и проходы между сидениями, отсутствие накопительных площадок значительно снижали пассажировместимость. Пришел черед автобусов большой вместимости с квадратными формами, широкими дверьми и большими накопительными площадками.

Подобные разработки Головного союзного конструкторского бюро (ГСКБ), созданного при Львовском автобусном заводе, относятся ко второй половине 60-х. Тогда были созданы первые опытные образцы автобусов ЛАЗ-698 (двухдверная модель, рассчитанная на 96 мест) и ЛАЗ-696 (модель с удлиненным корпусом и тремя дверьми; отдаленно напоминала последующую разработку ЛАЗа - ЛАЗ-5252). Несмотря на то, что новые модели значительно отличались от ЛАЗ-695 в лучшую сторону и были приспособлены к осуществлению пассажироперевозок в крупных городах, в серийное производство они так и не попали. Основную продукцию ЛАЗа продолжали составлять автобусы ЛАЗ-695. Вероятно, сказались массовые закупки венгерских "Икарусов" - Советский Союз, руководствуясь обязательствами перед странами соцлагеря, просто прекратил вести собственные конструкторские разработки автобусов повышенной вместимости.

Но с течением времени стало ясно, что флагман советского автобусостроения значительно отстает от зарубежных производителей. В это время все большее распространение получали машины с дизельным двигателем, который был более дешевым, экономичным и менее токсичным, чем карбюраторный. Велись собственные разработки дизелей и в СССР. Роль "главного отечественного дизеля" отводилась силовому агрегату КамАЗ-740, для производства которого был создан огромный завод в г. Набережные Челны. В 1976 году начался серийный выпуск грузовых автомобилей КамАЗ, оснащенных новым дизелем, а ГСКБ по автобусам и ЛАЗ получили задание в рекордно короткие сроки спроектировать и подготовить к серийному выпуску автобус, оснащенный новым дизелем.

За основу нового автобуса взяли предыдущую разработку - ЛАЗ-698. Однако громоздкий дизель невозможно было разместить в межполовом пространстве. Он был установлен в заднем свесе, для чего пришлось пожертвовать задней накопительной площадкой, что сказалось на пассажировместимости автобуса. Новый автобус вмещал 95 пассажиров при максимальной нагрузке, следственно, он относился к автобусам средней вместимости и, согласно отраслевой нормали ОН 025270-66, получил индекс ЛАЗ-4202. Автобус имел две широкие двери - переднюю и среднюю - располагавшиеся в переднем свесе и в базе. Напротив средней двери была создана накопительная площадка. Среди технических новинок, примененных на новой модели, помимо дизельного двигателя была также автоматическая коробка передач, которая должна была облегчить труд водителя на городских маршрутах.

Испытания автобуса и запуск его в серийное производство заняли минимальное рекордное время и в 1978 году ЛАЗовцы уже рапортовали о начале серийного выпуска ЛАЗ-4202. Предполагалось, что новый автобус вскоре полностью заменит собой ЛАЗ-695; для его производства на ЛАЗе были построены новые производственные площадки. Но форсированные темпы разработки новой модели сказались на ее качестве. Минимальные короткие испытания не выявили низкой прочности кузова ЛАЗ-4202 - он быстро расшатывался и буквально за год-два разваливался. Средний срок службы первых автобусов ЛАЗ-4202 составлял в среднем три года. Много нареканий вызывала также автоматическая гидромеханическая КПП "Львов", установленная на новом автобусе, и новый двигатель КАМАЗ-7401-05, обслуживание которого вызывало тогда много вопросов.

Естественно, о замене хотя и устаревшего, но неприхотливого и надежного автобуса ЛАЗ-695 подобной машиной не могло быть и речи. ЛАЗ-4202 выпускался в минимальных количествах и попадал в единичных экземплярах в отдельные автобусные парки. Долго производство такой модели продолжаться не могло, и в 1984 году ЛАЗ-4202 был модернизирован. Конструкторы постарались максимально укрепить слабый кузов, а также заменили автоматическую КПП на механическую. Новая модификация получила индекс ЛАЗ-42021 и была представлена уже как пригородная модель, поскольку автобус средней вместимости с механической коробкой передач не был приспособлен для работы на городских маршрутах. Внешне автобус изменился только сзади, так как узкий моторный капот тоже не понравился эксплуатационникам.

Обновленный ЛАЗ-42021 был более удачным автобусом, чем его предшественник и объемы его выпуска были значительно увеличены. Все же автобус имел ряд недостатков, которые так и не позволили ему заменить собой ЛАЗ-695. В качестве пригородного автобуса ЛАЗ-42021 поступал преимущественно в автопарки небольших городов и райцентров, где работал на городских и пригородных маршрутах.

С механической КПП и малоприспособленным для автобуса дизелем ЛАЗ-42021 больше подходил для междугороднего движения, чем пригородного. Поэтому в конце 80-х годов на ЛАЗе были созданы опытные модели на базе этого автобуса, приспособленные для пригородного и междугородного сообщения. Междугородная модель, имевшая две ручные двери, в переднем и заднем свесе, увидела свет в 1985 году. Она получила индекс 4205. Пригородная модель, с индексом 4204, имела две автоматические двери: трехстворчатую в переднем свесе и двухстворчатую - в заднем. Этот автобус был выпущен в 1990 году. Машины так и остались опытными; точное количество собранных экземпляров обоих моделей неизвестно, однако, вероятнее всего, оно не превышает одного десятка.

Следует отметить, что во многих АТП автобусы ЛАЗ-42021 стали самостоятельно переделывать в междугородные. При этом обычно заваривалась вторая дверь, а в салоне устанавливались регулируемые сидения от автобуса ЛАЗ-699. В некоторых случаях вместо автоматических дверей устанавливались ручные, либо, вместо заваренной средней двери, прорезалась дополнительная дверь аварийного выхода за задней осью. Также распространение получили переделки с кустарно поднятым уровнем пола под сиденьями и багажниками в межпольном пространстве.

Помимо чисто пассажирских модификаций, на базе автобуса ЛАЗ-42021 в достаточно больших количествах выпускалось передвижное кафе ЛАЗ-4949, а в Москве на базе ЛАЗ-42021 существовала даже передвижная cинагога, предположительно изготовленная по специальному заказу.

14 апреля 1993 года пожар уничтожил завод двигателей КамАЗа, после чего ЛАЗ-42021 остался без силового агрегата. Но на ЛАЗе не стали искать замену российскому дизелю. В начале 90-х на заводе значительно спали объемы производства, и в то же время начался выпуск нового городского автобуса ЛАЗ-5252, который был намного удачнее, чем ЛАЗ-42021. Поэтому в том же 1993 году производство автобусов ЛАЗ-42021 было прекращено. Но еще несколько лет автобус продолжали выпускать небольшими партиями на Конотопском вертолеторемонтном заводе (ныне - ДП "Авиакон"). В Конотопе выпускали также междугородную версию автобуса - ЛАЗ-420212. У этой машины обе автоматические двери были заменены ручными; соответственно, дверные проемы стали уже, а между дверями располагалось не два, как у стандартных ЛАЗ-42021, а три окна.

ЛАЗ-4202/42021 так и не стал массовым автобусом - за 15 лет было произведено в общей сложности около 9000 машин этой модели, что ничтожно мало по сравнению с объемами производства таких отечественных автобусов как ЛАЗ-695 и ЛиАЗ-677. Тем не менее, на сегодняшний день многие автобусы этой модели до сих пор ездят в городах бывшего СССР.

ЛАЗ-4202 и ЛАЗ-4205 в Харькове

В марте 1987 года в 1-й автопарк (АТП-16327) г. Харькова поступили 5 новых автобусов ЛАЗ-42021 (гос.н. 1118ХАУ, 1142ХАУ, 1229ХАУ, 1235ХАУ, 1238ХАУ). Они стали работать на 36-ом маршруте (Ст. м. "Пушкинская" - Пятихатки). Во второй половине 1987 года к ним добавилось еще 5 машин (гос.н. 1169ХАУ, 1170ХАУ, 1171ХАУ, 1239ХАУ, 1240ХАУ). Однако на этом поставки автобусов ЛАЗ-42021 в Харьков завершились.

В конце 80-х годов в районе Пятихаток был построен новый микрорайон по проспекту Курчатова, вследствие чего значительно увеличился пассажиропоток на 36-ом маршруте. Для улучшения обслуживания 36-ой маршрут передали 4-ому автопарку (АТП-16330), который эксплуатировал автобусы повышенной вместимости Ikarus-280. А автобусы ЛАЗ-42021 1-го автопарка стали работать преимущественно на 57-ом маршруте (Ул. Героев Труда - Ул. Командарма Уборевича), который был не столь напряженный, как 36-й. Также они изредка выходили на другие маршруты автопарка и использовались в качестве служебных автобусов. В 1991 году в автопарк поступила еще одна машина, получившая гос.н. 1348ХАУ.

После отмены в 1992 году 57-го маршрута машины стали использоваться преимущественно как служебные. В середине 90-х годов ЛАЗ-42021 стали работать на 119-ом маршруте (Проспект Победы - Аэропорт). В то же время начались первые списания среди этих автобусов. В 1996 году были списаны машины 1170ХАУ и 1239ХАУ, в 1997 - 1118ХАУ и 1235ХАУ, в 2000 - 1238ХАУ и 1240ХАУ. Оставшиеся 6 машин работали вплоть до начала 2005 года, когда старые автобусы ЛАЗ на 119-ом маршруте были заменены новыми ПАЗ-3205 и ПАЗ-4234.

Кроме 11 автобусов ЛАЗ-42021, эксплуатировавшихся 1-м автопарком, в нашем городе были также служебные машины различных организаций и предприятий. Некоторые из них продолжают работать и ныне. В 1997-2004 гг. несколько таких автобусов ЛАЗ-42021 работали на коммерческих маршрутах 147,234,281,296.

Автобусы ЛАЗ-42021 в небольших количествах поступали также в автопарки райцентров Харьковской области. В частности, эти автобусы эксплуатировались в автопарках Богодухова, Волчанска, Валок, Дергачей, Золочева, Изюма, Краснокутска, Чугуева. Некоторые из них работают и по сей день.

В пгт. Сахновщина в 1993 году поступил единственный в Харьковской области междугородный автобус ЛАЗ-420212 конотопской сборки (гос.н. 3173ХАФ, зав.н. 0000008. В Харькове и области встречаются также автобусы ЛАЗ-42021, переделанные в междугородные кустарным способом.

С 2001 года в качестве служебного автобуса корпорации "Фактор" в Харькове стал работать опытный экземпляр автобуса ЛАЗ-4205 1985-го года выпуска. Последний раз эта машина была замечена на улицах города в 2008-м году; дальнейшая ее судьба неизвестна.

© Андрей Бутковский, 2011

Источники:



Техническая характеристика автобуса ЛАЗ-4202:

Габаритные размеры
Длина, мм 9700
Ширина, мм 2500
Высота, мм 2945
База, мм 4370
Колея передних колес, мм 2100
Колея задних колес, мм 1880
Радиус поворота, м 8
Масса и наполняемость автобуса
Снаряженная масса, кг 8600
Полная масса, кг 13400
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 4100
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 9300
Количество мест при номинальной нагрузке 69
Количество мест при максимальном наполнении 95
Число мест для сидения 31
Двигатель
Марка двигателя КамАЗ-7401-5
Тип двигателя дизельный
Мощность, л.с. 180
Крутящий момент, Нм 539
 
  ЛАЗ-4202 ЛАЗ-42021
КПП ГМП-3 КамАЗ-141
Тип КПП автоматическая механическая
Число ступеней КПП 3 5