Трамвай. Подвижной состав. Саморазгрузочные платформы
Описание | Фотогалерея (25) | Новости по теме (2)
В 1964 году специалисты конструкторского отдела ВАРЗа ХТТУ совместно с Харьковским институтом инженеров железнодорожного транспорта разработали проект саморазгрузочного поезда на основе узлов пассажирского трамвайного вагона МТВ-82. Подобные поезда предназначались для полной механизации работ по разгрузке сыпучих грузов (песка, камня, щебня) при ремонте трамвайного полотна. До того времени разгрузочные работы проводились преимущественно вручную и были чрезвычайно трудоемки.
Саморазгрузочный поезд должен был состоять из двух четырехосных вагонов: моторного и прицепного. Кузов каждого вагона, предназначенный для сыпучих грузов, имеет червячно-винтовой механизм подъема. В свободном состоянии он опирается на восемь поворотных опор и заперт с обеих сторон запорными механизмами с пневматической системой управления. Разгрузка кузова производится вагоновожатым, который при необходимости с помощью воздушного крана освобождает запорный механизм с нужной стороны. После полного освобождения запорного механизма автоматически включаются двигатели механизма подъема кузова. Опрокидывание кузова может быть полным или частичным. В первом случае кузов, поднятый до конца, упирается в ограничитель подъема, и двигатели выключаются автоматически. Во втором случае вагоновожатый выключает механизм подъема по мере необходимости. Разгрузка кузова может осуществляться по обе стороны вагона.
Проект саморазгрузочного поезда так и не был осуществлен. Однако уже в конце 60-х годов на базе данного проекта ВАРЗ ХТТУ построил первые одиночные саморазгрузочные платформы. За основу вагонов были взяты рамы и оборудование списанных пассажирских вагонов МТВ-82. Всего было построено 6 таких платформ, получивших номера 131-133 и 138-140. В конце 80-х - начале 90-х годов у бортовых номеров появилась приставка "СП", обозначающая предназначение вагона (СП = Саморазгрузочная платформа). В это же время в ходе ремонта вагоны получили новые кабины "рубленых" форм вместо старых кабин, остававшихся от оригинальных вагонов МТВ-82. Саморазгрузочные платформы имели типичную для служебного подвижного состава окраску с преобладанием синего цвета
Саморазгрузочные платформы широко используются для перевозки сыпучих грузов во время ремонтных работ. Загрузившись щебнем или песком на территории депо либо Службы пути, платформа следует к месту ремонта. Разгрузка осуществляется на соседний путь, либо же на прилегающую к трамвайному полотну территорию.
До 1999 года саморазгрузочные платформы состояли на балансе Грузового депо. После закрытия Грузового депо вагоны были переданы в Ленинское депо, В середине "нулевых" все саморазгрузочные платформы (на тот момент, 4 единицы, СП-131, СП-133, СП-139 и СП-140) состояли на балансе Участка грузовых перевозок ХКП "Горэлектротранс", позже преобразованого в ХКП "Горэлектротранссервис". Последние две платформы (СП-133 и СП-140) были списаны в 2015 году
(с) Андрей Бутковский, 2017