Автобус. Подвижной состав. Van Hool

ОписаниеФотогалерея (36)Новости по теме (1)

История компании

Компания Van Hool была основана в 1928 году бельгийским предпринимателем Бернардом ван Холом в городке Кенингсхойт невдалеке от Антверпена. Любопытно, что первые 19 лет своего существования фирма занималась чем угодно, но только не производством автобусов. Начав со шлифовки бриллиантов, вскоре Бернард ван Хол освоил выпуск инкубаторов. При оккупации Бельгии немецкими войсками все оборудование мастерских было экспроприировано. Тогда ван Хол, раздобыв несколько старых грузовиков, стал заниматься транспортным бизнесом. После окончания войны Бернард пробует свои силы в ремонте дорог и мостов - и, волей случая, становится основателем крупной фирмы по производству автобусов.

Свой первый автобус ван Хол построил в 1947 году путем реконструкции старого грузовика. Причем автобус этот отнюдь не предназначался для продажи: Бернард построил его для перевозки рабочих своей фирмы по ремонту дорог. Первый опыт оказался успешным, что навело предпринимателя на мысль о дальнейшем развитии бизнеса в этом направлении. С этого момента небольшой семейный бизнес стремительно развивается. За неполное десятилетие Van Hool стал известным производителем на рынке родной Бельгии. В 50-е годы автобусы этой фирмы также начинают экспортироваться в соседние Голландию и Люксембург.

В 1957 году компания Van Hool заключила договор с итальянским Fiat на поставку двигателей и прочих запчастей к своим автобусам. С этого момента и вплоть до расторжения контракта с итальянцами в 1981 году практически вся продукция бельгийской фирмы выпускалась под маркой Van Hool Fiat. В 60-е и 70-е годы Van Hool приобретает все большую известность на европейском и мировом рынках. Расширению бизнеса способствовало приобретение в 1971 году испанской фирмы "Chrysler España", название которой было изменено на "Van Hool España". Став самостоятельным предприятием в 1983 году, эта компания получила название Hispano Carrocera, S.A.L.

Особую популярность на мировом рынке автобусы Van Hool завоевали в 80-е годы. Этому способствовало полное обновление линейки моделей, произошедшее на рубеже 70-х и 80-х годов. Туристические лайнеры серии Т8 стали популярны во многих странах Европы, а также за ее пределами. Городские автобусы серии A120 и AG280 также оказались конкурентоспособными моделями. Одновременно Van Hool стал завоевывать новые рынки сбыта, расширив гамму продукции и подписав ряд важных соглашений с компаниями-дилерами. Так с 1980 года бельгийским предприятием стали выпускаться перронные автобусы для аэровокзалов, а в середине 80-х был налажен экспорт туристических автобусов Van Hool в США.

1990 год ознаменовался приобретением компании LAG, занимавшейся постройкой туристических лайнеров в бельгийском городке Бри. Спустя год Van Hool представил низкопольный автобус А300, вслед за которым на рынке появилась целая линейка низкопольных городских автобусов от бельгийского производителя. Во второй половине 90-х на смену туристическим автобусам серии Т8, продолжавшим пользоваться огромной популярностью, пришло новое поколение Т9. В настоящий момент Van Hool является одним из ведущих европейских производителей автобусов, выпуская около полутора тысяч единиц в год. И по-прежнему, как и несколько десятилетий назад, компания является семейным бизнесом династии ван Хол.

Городские и пригородные автобусы Van Hool

Серия А120/АG280. Van Hool A120 стал первым интегральным автобусом известной бельгийской фирмы, в котором не использовалось «чужое» шасси. Первая машина была произведена в 1977 году, всего же до декабря 1991 года выпустили 2500 единиц автобусов этой модели. Особую популярность Van Hool A120 завоевал за счет широкого выбора комплектации (двигателей и КПП различных фирм), а также соответствию требованиям, предъявлявшимся в то время к городским автобусам в Европе.

На основе модели А120 был создан автобус малой вместимости Van Hool AU138, а также сочлененный автобус Van Hool AG280. Последняя модель, представленная в 1984 году, была первым в мире сочлененным автобусом с двигателем, расположенном в вертикальном моторном отсеке по левому борту машины, в базе тягача. Такое решение позволило понизить высоту пола в салоне. На базе автобуса Van Hool AG280 была также произведена партия сочлененных троллейбусов для бельгийского города Гент.

Cерия А500. В 1985 году в Брюсселе был презентован автобус с пониженным уровнем пола Van Hool A280. В салон автобуса вели три двери, при этом на входе пассажиры встречали лишь одну ступеньку вместо привычных двух. Но главным стал современный футуристический дизайн нового автобуса. В серию модель пошла под индексом Van Hool А500: цифра обозначала уровень пола салона над дорожной поверхностью (в миллиметрах). Также на базе Van Hool A500 был создан автобус малой вместимости Van Hool A508 и сочлененный автобус Van Hool AG500.

Серия А300. Практически одновременно с другими европейскими лидерами автобусной промышленности, в 1991 году, Van Hool представил собственную низкопольную модель А300. Внешне машина практически не отличалась от Van Hool А500. Низкий уровень пола по всей длине получился за счет уже использованного ранее приема – двигатель был помещен в вертикальном моторном отсеке по левому борту автобуса. Van Hool A300 стал родоначальником широкой гаммы низкопольных автобусов, которые, после рестайлинга, выпускаются и поныне под брэндом Van Hool New. Среди одиночных городских автобусов большой вместимости различают следующие модели:

Van Hool А300 – двигатель в базе, расположен по левому борту в специальном вертикальном отсеке;

Van Hool А320 – двигатель в заднем свесе, расположен горизонтально под задним рядом сидений;

Van Hool А330 – двигатель в заднем свесе, расположен по левому борту в вертикальном отсеке;

Van Hool А360 - двигатель в заднем свесе, расположен горизонтально под задним рядом синений; отсутствует задняя дверь.

Традиционно, на базе одиночного городского автобуса создана машина малого класса Van Hool A308 и сочлененный автобус Van Hool AG300, а также троллейбус на базе последнего. Но самым большим представителем линейки низкопольных автобусов стал Van Hool AGG300 – дважды сочлененный автобус, прототип которого появился в 1998 году. В серийное производство пошла уже рестайлинговая модель – Van Hool New AGG300.

Серия А600. Несмотря на общую для Европы тенденцию к эксплуатации низкопольного подвижного состава, в ассортименте компании Van Hool долгое время присутствовала модель городского автобуса с уровнем пола в 600 мм. Производство автобуса Van Hool A600, внешне практически идентичного А300 и А500, началось в 1990 году. Отдельные клиенты компании предпочитали приобретать эту модель вплоть до начала 2000-х годов.

Междугородные и туристические автобусы Van Hool

Van Hool является одним из немногих производителей автобусов в Европе, который одновременно занимается как сборкой автобусов собственной интегральной конструкции, так и постройкой кузовов на шасси других производителей – Volvo, Scania, Mercedes-Benz, MAN. Подобная гибкость модельного ряда позволила компании завоевать достаточно специфические рынки; к примеру, клиенты из Скандинавии, куда в 80-е и 90-е годы было поставлено немало автобусов бельгийского производства, предпочитали исключительно машины на шасси Volvo и Scania.

Автобусы на готовом шасси. Основной моделью междугородного автобуса, выпускаемого компанией Van Hool на готовых шасси других производителей, стал Van Hool T8 Alizee. Этот автобус производился с 1978 до конца 90-х годов и экспортировался в несколько десятков стран на разных континентах, а за счет реэкспорта б/у машин распространилась еще больше. Van Hool T8 Alizee выпускались в различных по высоте вариантах и разных комплектациях. Также были созданы сочлененные автобусы Van Hool T8 Alizee, использовавшиеся преимущественно для пригородных перевозок, и грузопассажирские варианты с грузовым отсеком в задней части автобуса. В середине 90-х годов на смену автобусам Т8 пришло новое поколение - Van Hool T9 Alizee. Гораздо меньше известны две другие модели, выпускавшиеся на готовых шасси – полутороэтажный лайнер Van Hool Astral и двухэтажный Van Hool Astrobel.

В Швеции автобусы Van Hool T8 Alizee имели дополнительную систему обозначения модификаций, в виде цифровых индексов (например, Van Hool Alizee 210, Van Hool Alizee 260, Van Hool Alizee 310 и т.п.). К сожалению, мы не располагаем данными касательно правильной расшифровки этой системы обозначения моделей.

Автобусы интегральной конструкции. В 1979 году, спустя год после презентации модели Alizee, Van Hool представил туристический лайнер интегральной конструкции Van Hool T815 Acron. Первая цифра в индексе модели означала поколение автобусов («8» - «восьмидесятые годы»), две следующие цифры – количество рядов сидений. Вскоре был также представлен интегральный Van Hool T815 Alizee. В отличие от Van Hool T8 Alizee, экспортировавшихся преимущественно в скандинавские страны, автобусы интегральной конструкции приобрели большую популярность в странах Бенилюкса, Франции, а также США. В 1995 году начался выпуск автобусов следующего поколения, Van Hool T915 Acron. Кроме автобусов Acron и Alizee, Van Hool выпускал ряд других моделей туристических автобусов интегральной конструкции: Van Hool Alicron (высота 3,47 м), Van Hool Astron (высота 3,73 м), Van Hool Altano (высота 3,73 м, отдельная кабина водителя на нижнем ярусе под пассажирским салоном), Van Hool Astronef (высота 3,73 м, наклонный пол салона, улучшающий обзорность пассажирам, сидящим на задних сидениях). В сегменте двухэтажных туристических лайнеров Van Hool презентовал две модели – двухосный Van Hool T820 Amarant и трехосный Van Hool Astromega. Последняя модель представлена в двух вариантах – более короткий ТD824 (с середины 90-х - TD924) и более длинный TD827 (TD927).

Помимо различных моделей туристических лайнеров, Van Hool разработал также автобусы серии CL и TL, предназначенные для междугородного сообщения на средних дистанциях. Эти машины пользовались популярностью среди перевозчиков Франции и Люксембурга.

Модельный ряд EOS. Линейка моделей EOS, разработанная компанией LAG незадолго до покупки завода Ван Холом в 1990 году, оказалась настолько успешной, что продержалась на конвейере до 2002 года. Автобусы EOS представляли собой полутороэтажные туристические лайнеры различных габаритов – от миди-буса EOS-80 до трехосного 17-метрового EOS-233. Отличительной особенностью модельного ряда была массивная передняя часть с большим бампером. На шильдиках этих автобусов никогда не присутствовало название фирмы Van Hool.

Автобусы Van Hool в Харькове

В 2003-2004 году харьковское ООО "Интерсолли-Плюс", приобрело 6 туристических автобусов Van Hool, из которых пять машин Van Hool T8 Alizee на шасси Volvo и Scania ранее эксплуатировались в Швеции, а один -Van Hool TD827 Astromega - в Голландии.

Два автобуса Van Hool T8 Alizee, гос.# 245-48ХА и 333-27ХА, были арендованы ФЛП Возруд для работы на междугородных маршрутах дальнего следования (преимущественно - "Харьков - Ростов"). Еще один автобус (гос.# 001-53XA) арендовал ФЛП Ачкасов, также для работы на междугородных маршрутах. Позднее эти автобусы были выкуплены арендаторами. Полутороэтажный Van Hool T8 Alizee на шасси Scania был арендован ООО "Авток"; в 2004-2007 годах его можно было увидеть на маршруте "Харьков - Купянск". В дальнейшем этот автобус приобрел перевозчик из Изюма, соответственно автобус стал обслуживать пассажиров маршрута "Харьков - Изюм". Пятый автобус Van Hool T8 Alizee, гос. 350-55ХА (ныне - АХ6950СВ), остался в собственности ООО "Интерсолли-Плюс" (ныне - "Tek-Trans"). Продолжительное время автобус работал на маршруте "Харьков - Луганск", сейчас же его можно встретить на заказных перевозках.

Машина # 350-55ХА была не единственным Van Hool’ом, работавшим на междугородной линии, соединяющей Харьков с Луганском. Единственный Van Hool TD827 Astromega ООО "Интерсолли-Плюс" (гос.# 425-29ХА) также некоторое время работал на этом маршруте. Помимо него на маршруте можно было встретить автобус Van Hool T8 Alizee с номерными знаками Полтавской области (гос.# 125-29СН).

В 2005 году автобус Van Hool T812 был приобретен харьковским футбольным клубом "Арсенал". Однако запрет на ввоз импортных автомобилей старше 8 лет сделал дальнейшие закупки б/у автобусов невозможными в течение нескольких последующих лет.

Летом 2009 года автобус Van Hool T8 Alizee, эксплуатировавшийся ранее в Одесской области, появился на маршруте "Харьков - Балаклея" и работал на нем длительное время. В том же году один из коммерческих перевозчиков приобрел автобус Van Hool T915 Acron. Эта машина, использующаяся на заказных перевозках, - один из наиболее комфортабельных туристических лайнеров, эксплуатирующихся в Харьковской области. Еще один туристический лайнер, Van Hool EOS 200, поступил в Харьков в 2011 году. Он также используется преимущественно на заказных перевозках.

В 2011 году Харьков увидел и пригородные модели автобусов Van Hool. С мая 2011 года ООО "Фрегат-К" стал эксплуатировать трехосный 15-метровый автобус Van Hool T819CL на пригородном маршруте 354. Этот автобус, проработавший полтора десятка лет в Люксембурге, поступил в Украину в 2010 году и одно время эксплуатировался полтавским перевозчиком на междугородном маршруте "Сумы - Ахтырка - Полтава". В Харьковской области автобус продолжительное время работал с номерными знаками соседнего региона.

Другой "новинкой" 2011 года стал полунизкопольный автобус Van Hool A360, приобретенный харьковским ООО "Авто-ОВИ" в мае 2011 года. Машина эксплуатируется на пригородном маршруте 1187; летом и осенью 2011 года этот автобус был также неоднократно замечен на внутриобластном маршруте "Харьков - Богодухов", а в конце 2011 года появлялся на городском маршруте 115.

Заглядывают в наш город и автобусы Van Hool из соседних регионов. В частности, несколько междугородных автобусов Van Hool различных моделей работают на маршрутах «Харьков – Белгород», «Харьков – Валуйки», «Харьков – Краматорск» и «Харьков – Луганск».

(c) Андрей Бутковский, 2012

Источники:

  1. Официальный сайт компании;
  2. Van Hool NV - od diamentów do autobusów (część I);
  3. Van Hool NV - od diamentów do autobusów (część II);
  4. Van Hool NV - od diamentów do autobusów (część III);
  5. OR Test: Van Hool T 815 Acron - Van Hool T 815 Alizee.;