Автобус. Подвижной состав. ЛиАЗ-5256

ОписаниеФотогалерея (12)Новости по теме (1)

История модели

Проектирование отечественных трехдверных городских автобусов повышенной вместимости было начато еще в середине 60-х годов. Результатом стал автобус ЛАЗ-696, а также первый в мире низкопольный автобус - ЛАЗ-360ЭМ (1970 год). Но оба перспективных проекта не пошли далее опытных экземпляров. Тогда Госплан рассудил, что покупка венгерских Икарусов будет эффективнее разработки собственных оригинальных моделей. В конце 70-х годов необходимость создания собственного нового автобуса повышенной вместимости стала очевидной. Отечественные автобусы ЛАЗ-695 и ЛиАЗ-677 безнадежно устарели и обладали множеством существенных недостатков, а венгерских Икарусов не хватало на всю огромную страну. Поэтому конструкторы возобновили работу над трехдверным городским автобусом. Так появился автобус ЛиАЗ-5256.

Как же получилось, что автобус, выпускаемый подмосковным заводом, был сконструирован во Львове? Дело в том, что еще в 1966 году на базе конструкторского бюро ЛАЗа было организовано Головное союзное конструкторское бюро по автобусам (ГСКБ), позже преобразованное во Всесоюзный конструкторско-экспериментальный институт (ВКЭИ) автобусостроения. Эта организация ,совместно с Научным автомоторным институтом (НАМИ), была призвана определять технические стратегии в области автобусостроения для всего СССР. В 70-е и 80-е годы ГСКБ, обладавшее огромным научно-техническим потенциалом, конструировало автобусы, которые производились не только во Львове, но и на других автобусных заводах страны. Поэтому первые два опытные экземпляра автобуса ЛиАЗ-5256 были произведены именно во Львове, на опытном заводе ВКЭИ в 1981 году. В 1982 году эти автобусы проходили испытания в Москве и по их результатам были отправлены на доработку. а в 1985 году партия опытных машин была выпущена на Ликинском заводе.

Новый автобус был призван заменить модель предыдущего поколения - ЛиАЗ-677. ЛиАЗ-5256 очень сильно отличался от своего предшественника. Он получил гораздо более просторный салон (количество мест увеличено до 120), кузов современного дизайна, три полноразмерные двустворчатые двери планетарного типа. Изменилась сама компоновка автобуса - двигатель расположили в заднем свесе, что позволило увеличить полезную площадь салона, облегчить доступ к двигателю и улучшить условия труда водителя. На автобусе был установлен дизельный 8-цилиндровый V-образный двигатель модели КамАЗ-7408, а гидромеханическая коробка передач стала трехступенчатой. Высота уровня пола салона составляла 740 мм, что являлось лучшим показателем в своем классе автобусов. Вентиляция салона была естественной, за счет трех расположенных в крыше люков и форточек боковых окон. Отопление салона автобуса ЛиАЗ-5256 осуществлялось за счет четырех, а рабочего места водителя - двух отопителей радиаторного типа, работавших от независимого жидкостного подогревателя.

В 1988 году ЛиАЗ-5256 начали выпускать мелкосерийными партиями, автобусы в это время поставлялись преимущественно в Москву. Серийный выпуск автобуса модификации ЛиАЗ-5256.00 был начат только в 1990 году и в начале 90-х автобусы стали поставляться во многие города России. Кроме этого стала также выпускаться пригородная модификация автобуса, получившая индекс ЛиАЗ-52565; пригородный автобус отличался от городского отсутствием средней двери и четырехрядной планировкой салона.

С 1991 по 1995 год значительно ухудшились показатели работы Ликинского завода, что привело к экономическому кризису и остановке производства в 1996 году. Возбуждается дело о банкротстве и в 1997 году вводится внешнее управление, затем конкурсное производство. Однако территория, имущество автобусного завода, его производственная деятельность были сохранены. Это позволило возобновить выпуск автобусов в 1998 году, создав целую линейку автобусов городского, пригородного и междугородного сообщения на основе базовой модели ЛиАЗ-5256. С 1998 года автобусы стали комплектоваться механическими коробками передач как отечественного так и импортного производства - КамАЗ-141, ZF S6-85, Voith D851.2; специально для Москвы была разработана модель ЛиАЗ-5256.25 с двигателем Caterpillar CAT-3116.

C 2000 года ЛиАЗ последовательно ведет программу технического переоснащения. Были устранены многие дефекты, что сделало ликинские автобусы одними из самых надежных машин, выпускаемых в СНГ. Кузов автобуса проходит так называемую катафорезную обработку - его последовательно окунают в семь огромных ванн для антикоррозийного фосфатирования кузова. Также автобусы стали выпускаться с цельнотянутыми бортами, колесными арками из оцинкованной стали, а сварка основания кузова производится с помощью шведских роботов. Все эти меры позволили продлить гарантийный срок службы кузова до 10 лет.

С 2001 года на автобусы стали ставить ярославский двигатель ЯМЗ-236, который намного надежнее камазовского дизеля. Изменения коснулись и салона автобуса - улучшилось качество отделочных материалов, появились раздельные сидения, ремни на поручнях, огороженная средняя площадка. В том же году появились первые "северные" автобусы ЛиАЗ-5256 - с улучшеной термоизоляцией, дополнительными печками в салоне, двойным остеклением и одностворчатой передней дверью (для того, чтобы выпускать как можно меньше тепла из кабины). С 2004 года завод выпускает автобусы с измененным, за счет установки пластиковых масок, дизайном передней и задней части. Также в 2004 году на Голицынском автобусном заводе было организовано производство междугородных модификаций автобуса ЛиАЗ-5256 - ЛиАЗ-5256.23 и ЛиАЗ-5256.33.

За последние годы ЛиАЗ-5256 стал основой для ряда разработок ООО "Ликинский автобус", выпускаемых ныне заводом серийно. Среди них сочлененный автобус ЛиАЗ-6212, низкопольный ЛиАЗ-5292, полунизкопольный ЛиАЗ-5293 и сочлененный низкопольный ЛиАЗ-6213.

Современные модификации автобуса ЛиАЗ-5256

Модификации автобуса ЛиАЗ-5256 отличаются лишь установленным на машине двигателем и коробкой передач. Пригородные машины имеют индекс -01, добавляемый основному индексу после индекса модификации. По состоянию на январь 2008 года ООО "Ликинский автобус" выпускает следующие модификации автобуса ЛиАЗ-5256:

ЛиАЗ-5256.26 / 5256.26-01 - двигатель CAT-3126 (Евро-3), АКПП Allison или КПП ZF, задний мост Raba;
ЛиАЗ-5256.36 / 5256.36-01 - двигатель ЯМЗ-6563 (Евро-3), КПП ЯМЗ, задний мост КААЗ;
ЛиАЗ-5256.46 / 5256.46-01 - двигатель КамАЗ-740.65-240 (Евро-3), АКПП Voith, задний мост Raba;
ЛиАЗ-5256.57 / 5256.57-01 - двигатель Cummins-CG-250 (Евро-3, метан), АКПП Allison, задний мост Raba.

Автобусы, созданные на базе ЛиАЗ-5256

В 90-е годы сборкой автобусов, аналогичных модели ЛиАЗ-5256, стали заниматься многие авторемонтные предприятия СНГ. Среди таких аналогов можно назвать белорусский Неман-5201, российские ЯАЗ-5267, НефАЗ-5299, Волжанин-5270.

В то же время в Украине на Львовском танкоремонтном заводе по программе конверсии силами ассоциации "Укрпасстранс" была налажена крупноузловая сборка автобусов ЛиАЗ-5256. Комплекты узлов и агрегатов закупались у Ликинского объединения. Первый автобус был выпущен в апреле 1992 года, далее львовяне ежемесячно выпускали 5 автобусов. Спрос на львовские ЛиАЗы был достаточно велик - некоторые из них по сей день ездят в украинских городах.

Другим путем пошел Харьковский авторемонтный завод минобороны, где в 1995 году стали собирать автобус "Харьковчанин". Отправным пунктом здесь также стала модель ЛиАЗ-5256, но документация была предоставлена проектным институтом "Укравтобуспром" (бывший ВКЭИ автобусостроения), разрабатывавшим в свое время модель 5256. Автобус, появившийся в 1995 году и получивший название ХАРЗ-5259 "Харьковчанин", был как две капли воды похож на ЛиАЗ-5256.

ЛиАЗ-5256 в Харькове

В Харькове автобусы ЛиАЗ-5256 так и не получили значительного распространения. В середине 90-х годов в нашем городе появились две машины модификации 5256.00. Первый автобус из мелкосерийной партии 1989 года выпуска в середине 90-х был переоборудован под междугородный автобус с установкой кресел самолетного типа и работал на маршруте Харьков-Москва. С 1998 и до 2007 года эта машина работала на 285-ом городском маршруте.

Другой харьковский автобус ЛиАЗ-5256 был собран на Львовском танкоремонтном заводе, о чем свидетельствовали надписи ассоциации "Укрпасстранс", нанесенные на борта этого автобуса до 2003 года. С 2001 по 2004 год этот автобус работал на 281-м маршруте, а с 2004 и до списания летом 2005 года - на 119-ом. Еще один ЛиАЗ-5256 работал в 2000 году на 234-ом маршруте.

В последнее время междугородные автобусы ЛиАЗ-5256 стали встречаться на межгосударственных маршрутах, соединяющих Харьков с городами Российской Федерации. В частности, автобусы производства Голицынского завода были замечены на маршрутах Харьков-Курск и Харьков-Белгород.

© Андрей Бутковский, 2008.

Источники:

  1. Сайт ТЦ "Русский автобус";
  2. История автомобиля в России;
  3. История болезни: ЛиАЗ-5256 // Журнал "Грузовики и Автобусы" (приложение к журналу "Авторевю"), №6, 2001;
  4. ЛиАЗ-5256 // За Рулем, № 4, 1990;
  5. ЛиАЗ-5256: Что нового? // Журнал "Грузовики и Автобусы" (приложение к журналу "Авторевю"), №7, 2002;
  6. Неофициальный сайт 10-го автопарка г. Москва;
  7. Автобус по конверсии // Сигнал, №9, 1992;
  8. Официальный сайт ОАО "Голицынский автобусный завод".


Техническая характеристика автобуса ЛиАЗ-5256:

Габаритные размеры
Длина, мм 11400
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3007
Колесная база, мм 5840
Передний свес, мм 2510
Задний свес, мм 3050
Дорожный просвет, мм 360
Ширина проема пассажирской двери, мм 1200
Высота пола салона от уровня дороги, мм 740
Минимальный радиус разворота, м 11,5
Масса и наполняемость автобуса
Количество мест для сидения 23
Общее количество мест 110
  ЛиАЗ-5256.26 ЛиАЗ-5256.36 ЛиАЗ-5256.46 ЛиАЗ-5256.57
Масса снаряженного автобуса, кг 9305 9960 9750  
Полная масса автобуса, кг 17336 17930 17780  
Двигатель и КПП
Название двигателя Caterpillar 3126 ЯМЗ-6563 КамАЗ-740.65-240 Cummins CG-250
Тип дизельный дизельный дизельный газ метан
Количество и расположение
цилиндров
6 R 6 V 8 V 6 R
Рабочий объем, л 6,6 11,15 10,85 8,3
Мощность, кВт (л.с.) 169 (230) 169 (230) 176 (240) 186 (253)
Соответствие нормам токсичности Euro-3 Euro-3 Euro-3 Euro-3
Расход топлива при полной загрузке, л/100 км 28 32 30  
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 80 70 70  
КПП Voith-D851.2
(автоматическая)
Allison
(автоматическая)
ZF S6-85
(механическая)
ЯМЗ-236 НЕ
(механическая)
Voith-D851.2
(автоматическая)
Allison
(автоматическая)
 
Рулевое управление с гидроусилителем
 
Тормозная система  
рабочая: пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям,
тормозные механизмы всех колес барабанные, ABS
стояночная: тормозные механизмы заднего моста с приводом от
пружинных энергоаккумуляторов
 
Вентиляция естественная, через люки и форточки боковых окон
Система отопления жидкостная, от системы охлаждения двигателя,
независимый подогреватель
Емкость топливного бака, л 230
Шины бескамерные, низкопрофильные 11/70R 22,5
Колеса 8,25 х 22,5
Ресурс двигателя, км пробега 700 000
Ресурс КПП/мостов, км пробега 500 000
Ресурс кузова, лет 12