Автобус. Подвижной состав. Руты второго поколения

ОписаниеГородские маршрутыПригородные маршрутыФотогалерея (773)Новости по теме (46)

Работает на городских маршрутах: , 8, 15э, 18э, 52э, 64э, 67э, 110т, 112э, 207э, 213э, 214э, 220э, 224т, 226э, 227э, 237э, 245э, 254э, 261э, 267э, 276э, 289э, б/н. [ Подробный перечень... ]
Работает на пригородных маршрутах: 163, 173т, 184, 199, 288, 607, 608, 624, 646, 649т, 659, 662, 663, 1359, 1604, 1653 и другие (всего 27). [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ДП "Автосервис" АОЗТ КДСК, КП "Харьковрайавтотранс", ОАО "АТП-16329", ООО "Авто-ОВИ", ООО "АТП "Карусель", ООО "АТП - Темп", ООО "Укравтотранс Плюс", ООО "Фрегат-К", ООО "Экспресс", ПОГ ВСК "Юридическая Академия", СПД ФЛ Кравцов В.Д., ФЛ-П Ситова Т.Г., ЧП "Мерефянское АТП", ЧП "С-Аурум", ЧП "Транс-сервис"

История семейства моделей

К началу 2000-х годов в Украине все большее распространение получили коммерческие маршрутные такси, в качестве подвижного состава которых обычно использовались российские "Газели" либо подержанные иностранные грузовые фургоны, переоборудованные под микроавтобусы. И те и другие были приспособлены для перевозки пассажиров весьма условно и количество мест в них было ограничено, но в то же время многие перевозчики не имели материальной возможности покупать подвижной состав большей вместимости.

Выходом из сложившейся ситуации стало создание автобуса малой вместимости типа "Богдан" и "Эталон", а также микроавтобусов на шасси "Газели". Стоимость последних сравнима со стоимостью "Газелей", к тому же они практически не отличаются в эксплуатации, так как за основу взято шасси нижегородской маршрутки. Наиболее распространенными микроавтобусами данного типа стали БАЗ-2215 и Рута. Последние выпускаются Часовярским авторемонтным заводом (Донецкая область).

Часовярский авторемонтный завод (ЧРЗ) начал изготавливать микроавтобусы на шасси "Газели" еще в 1995 году. Однако до начала 2000-х годов его продукция мало чем отличалась от нижегородских маршруток. В 2003 году завод получил разрешение на удлинение шасси, и в том же году из ворот завода выехал первый опытный экземпляр микроавтобуса СПВ-17 "Рута". Следует отметить, что с 2003 года под торговой маркой "Рута" стала выпускаться вся продукция завода, в том числе и разработанная ранее модель СПВ-16.

Первая опытная машина СПВ-17 имела кузов, аналогичный предыдущей модели, но удлиненный на одну оконную секцию. В то же время, в 2003 году появился грузовой фургон Рута-15,5 с угловатым кузовом. Такой же кузов решили использовать и на серийных машинах СПВ-17. Вскоре выпуск предыдущей модели СПВ-16 был прекращен, и ЧРЗ стал изготавливать микроавтобусы только с кузовами нового типа. За последующие четыре года была создана целая гамма различных моделей микроавтобусов "Рута" с подобными кузовами, как на удлиненном так и на обычном шасси. Условно эти машины можно назвать микроавтобусами "Рута" второго поколения. Помимо угловатого кузова их особенностью являются также вклеенные стекла. Уровень потолка в салоне и наличие поручней позволяют перевозить стоячих пассажиров; впрочем, официально это было разрешено начиная с модели А-048. Несмотря на ряд недостатков, самые серьезные из которых - низкая прочность кузова и плохая маневренность, эти микроавтобусы пользуются спросом в Украине, в первую очередь благодаря их невысокой стоимости. Различные модели микроавтобусов Рута 2-го поколения описаны ниже.

СПВ-17

Первые микроавтобусы СПВ-17 имели небольшие окошки, значительно не достигавшие по высоте уровня крыши. Между последним окном и задней стенкой кузова оставалась стойка кузова. В середине 2005 года окна были увеличены; теперь они стали достигать крыши, но кузовная стойка по прежнему осталась. Другой отличительной особенностью микроавтобусов СПВ-17 являются пассажирские кресла с обивкой из кожзаменителя, при этом по левому борту стояли двухместные кресла.

А-048.0/А-048.1

В 2005 году на заводе предприняли попытку возобновить производство микроавтобусов на обычном (не удлиненном) шасси ГАЗели. Так появилась модель Рута-А048.0. По кузову она унифицирована с СПВ-17 образца 2004 года и отличается лишь уменьшенной длиной. Но покупатели предпочли более вместительные СПВ-17, поэтому число выпущенных «четыреста восьмидесятых» (так их называли на заводе) осталось довольно скромным.

Рута-А048.0 выпускалась на шасси с карбюраторным двигателем ЗМЗ-406, А048.1 – на шасси с инжекторным двигателем ЗМЗ-405. Интересно, что микроавтобусы продолжали выпускаться с низкими окнами, позаимствованными у ранних СПВ-17, хотя все микроавтобусы с длинной базой выпускались уже с высокими окошками. На сегодняшний день производство короткобазных микроавтобусов остановлено ввиду отсутствия заказов.

А-048.2/А-048.3

В начале 2006 года микроавтобусы СПВ-17 прошли вторую сертификацию и, согласно новой украинской классификации автобусов, получили обозначение А-048.2. При этом произошли некоторые изменения в конструкции микроавтобуса - его длина была немного увеличена, вместо боковой кузовной стойки в задней части кузова появилось пятое узкое окно, а в салоне стали устанавливать индивидуальные сиденья нового типа с велюровой обивкой.

В связи с началом выпуска инжекторных двигателей ЗМЗ-405 и их установкой на базовом шасси "Газели", микроавтобусы стали обозначаться как А-048.3. По заказу на них может также устанавливаться автоматическая дверь.

А-048.4

Одним из недостатков микроавтобусов "Рута" является отдельная кабина водителя, которая не позволяет эффективно использовать площадь салона а также создает проблемы при оплате проезда пассажирами водителю (кондуктор в микроавтобусах не предусмотрен). В связи с этим в 2006 году была разработана новая модификация микроавтобусов "Рута", у которой кабина водителя представляет собой единое помещение с пассажирским салоном и отделена от него лишь неполной перегородкой за креслом водителя. При этом если на других моделях ЧРЗ кузов монтируется на шасси с готовой кабиной от "Газели", то здесь кабина является частью оригинального кузова, из кузовных панелей "Газели" использованы только капот и крылья.

Другим отличием новой модели стало расположение двери аварийного выхода по правому борту в заднем свесе, по аналогии с микроавтобусами БАЗ-2215 (ранее дверь аварийного выхода была двухстворчатой и находилась в задней стенке кузова). Отсутствует также отдельная дверь в кабину водителя по левому борту. Первые образцы нового микроавтобуса, который получил индекс А-048.4, появились на дорогах Украины летом 2006 года.

Рута-18

С февраля 2007 года микроавтобусы А-048.4 стали выпускаться также с автоматической дверью. Согласно новой заводской модификации они получили индекс Рута-18, где цифра означает количество мест в салоне согласно паспорту транспортного средства (16 - для сидения, 2 - для стояния). За исключением автоматической двери салона эти машины ничем не отличаются от А-048.4.

Рута-19

Производство микроавтобуса Рута-19 началось осенью 2007 года. От модели Рута-18 он отличается наличием второй автоматической двери в заднем свесе вместо аварийной. Кузов микроавтобуса был немного удлинен для того чтобы можно было разместить в заднем свесе полноценную автоматическую дверь.

Рута-20

С начала 2007 года ЧРЗ прекратил выпуск микроавтобусов А-048.3.. На смену им пришла новая модель Рута-20. От А-048.3 она отличается измененной задней частью кузова. Дверь аварийного выхода, как и у А-048.4, расположена по правому борту в заднем свесе, задняя стенка кузова унифицирована с А-048.4. При этом кабина микроавтобуса осталась отделенной от салона, как и у его предшественников.

В течение 2007 года был также налажен выпуск микроавтобусов Рута-20 с пневматической дверью салона и междугородной версии микроавтобуса. Последняя отличается от стандартной машины наличием багажника в заднем свесе. Задний ряд сидений расположен на небольшом подиуме над багажником, а для того, чтобы пассажиры крайних боковых сидений заднего ряда не выдавили боковые окна, на них предусмотрены защитные металлические прутья. Междугородные микроавтобусы Рута-20 как правило оснащаются сиденьями с высокой спинкой и ручной дверью салона.

Рута-22

В первой половине 2009-го года в микроавтобусе Рута-20 были сертифицированы два дополнительных места для стоячих пассажиров, после чего он получил новый индекс Рута-22. Никаких внешних изменений, а также изменений в конструкции машины, при этом не произошло.

Рута-22 Инва

В феврале 2011 года ЧРЗ объявило о начале серийного выпуска модификации микроавтобуса Рута-22 для перевозки людей с ограниченными возможностями - Рута-22 Инва. Для посадки инвалида-колясочника расширен проем двери аварийного выхода в заднем свесе, а также установлен наклонный пандус. Для размещения инвалидной коляски в салоне убраны два места для сидения возле двери аварийного выхода. Также в Руте-22 Инва отсутствует багажник в заднем свесе.

Рута-23 и Рута-23.2

Новая модель, представленная ЧРЗ на рынке в 2009-ом году, имеет увеличенную до 7,6 м длину шасси. Микроавтобус оборудован двумя автоматическими дверьми. В салоне - сидения "междугородного типа" с высокими нерегулируемыми спинками, а также багажные полки. Микроавтобус оборудован багажным отделением в заднем свесе. Модификация Рута-23.2 "Турист" отличается от базовой типом и размещением дверей. Она имеет лишь одну полноценную переднюю дверь с ручным приводом для посадки пассажиров; задняя дверь аварийного выхода находится в заднем свесе непосредственно возле последнего ряда сидений.

Рута-25

Внешне эта модель напоминает микроавтобус Рута-19 схожей планировкой салона и наличием двух автоматических дверей. Однако передние крылья этой машины более выпуклые чем у "Газели" и идентичны применяемым на автобусах Рута-43, созданных на базе "Валдая". Также изменилась форма лобового стекла - над ним появился обтекатель, плавно переходящий в крышу, а само лобовое стекло стало меньше. Подобные решения применены также на модели Рута-23, которая появилась на рынке в 2009-ом году. Микроавтобусы Рута-25 выпускаются с конца 2008 года.

Рута-15,5

Впервые ЧРЗ попытался освоить выпуск фургонов на базе Газели еще в середине 90-х годов. Однако грузопассажирские машины, унифицированные с микроавтобусом СПВ-15, не пользовались большой популярностью и завод вскоре отказался от их производства.

Вторая попытка была предпринята после получения заводом разрешения на удлинение базового шасси "Газели". В 2003 году Часовярский ремонтный завод представил на автосалоне SIA-2003 промтоварный изотермический грузопассажирский фургон Рута-15.5. Автомобиль был выполнен на удлиненном шасси ГАЗ-33021 и предназначен для перевозки различных грузов с полной изоляцией от воздействия окружающей среды. Кузов фургона был смонтирован цельнометаллическим и имел каркасную конструкцию. Машина имела распашные двери: двухстворчатую заднюю и одинарную боковую. Полезный внутренний объем фургона составлял 15,5 м3 - отсюда и цифра в обозначении автомобиля.

Грузовые и грузопассажирские фургоны выпускались до начала 2007 года, когда их производство было свернуто из-за малого количества заказов. Интересно, что дизайн кузова микроавтобусов Рута второго поколения был позаимствован у фургонов.

Микроавтобусы "Рута", переоборудованные из ГАЗ-32213

Помимо выпуска микроавтобусов СПВ-17 на новом шасси, ЧРЗ также изготавливает машины на шасси старых микроавтобусов ГАЗ-32213, которые некоторые автоперевозчики отдают на завод с целью подобного переоборудования. Некоторые из таких машин имеют передок "Газели" старого образца. В остальном переоборудованные микроавтобусы не имеют отличий от новых. Интересно, что в процессе переоборудования зачастую не менялась регистрация транспортных средств в ГАИ, поэтому такие машины зарегистрированы как ГАЗ-32213.

"Руты" второго поколения в Харькове

Первый микроавтобус СПВ-17 появился в Харькове в августе 2004 года на маршруте 267т. Некоторое время он был единственной машиной этой модели в городе, но вскоре к нему присоединилось еще две.

До конца 2005 года микроавтобусы "Рута" не пользовались большой популярностью в городе, а перевозчики по-прежнему предпочитали привычные "Газели". Ситуация изменилась осенью 2005-го, когда сразу несколько крупных фирм закупили партии новых часовярских маршруток. А с начала 2006 года, когда городские власти объявили о том, что в будущем лицензии на маршруты не будут выдаваться тем предпринимателем, которые используют для работы на маршрутах "Газели", микроавтобусы "Рута" стали закупаться многими автоперевозчиками города.

Сейчас в Харькове на городских и пригородных маршрутах работают микроавтобусы "Рута" второго поколения всех модификаций, кроме Рута-23. Особо распространены микроавтобусы А-048.2/А-048.3, А-048.4 и Рута-20. Несколько микроавтобусов Рута-23.2 работают на маршрутах г. Лозовая Харьковской области. В 2011 году количество микровтобусов Рута на городских маршрутах в Харькове значительно уменьшилось в связи с обновлением автобусного парка преимущественно автобусами Бориспольского автозавода. В то же время в Харьковской области эти машины являются основным типом подвижного состава на местных маршрутах. Отдельные микроавтобусы работают даже на междугородных маршрутах длиной 200 километров и более, соединяющих наш город с населенными пунктами Сумской, Луганской и Донецкой областей.

© Андрей Бутковский, 2011.

Источники:

  • «РУТА» выпускает две модели микроавтобуса на базе ГАЗели // Грузовик-Пресс, №7, 2009 г;.
  • Информация от пользователей RC-forum'а..


  • Техническая характеристика микроавтобусов Рута второго поколения:

    Габаритные размеры
      СПВ-17 А-048.0/
    А-048.1
    А-048.2/
    А-048.3
    А-048.4,
    Рута-18
    Рута-20,
    Рута-22
    Рута-23 Рута-25
    Длина, мм 6250 5500 6800 6600 6800 7680 7000
    Ширина, мм 2050 2050 2050 2050 2050 2050 2050
    Высота, мм 2730 2730 2730 2730 2730 2730 2730
    Колесная база, мм 3650 2900 4200 4000 3900 н.д. н.д.
    Масса и наполняемость автобуса
    Полная масса автобуса, кг 4150 3500 4150 4150 4150
    Количество мест для сидения 16 13 19 16 19 23 19
    Общее количество мест 16 16 22 18 20/22 23 25
    Двигатель и КПП
      СПВ-17, А-048.0,
    А-048.2
    А-048.1, А-048.3, А-048.4,
    Рута-18/19/20/22/23/25
    Марка двигателя ЗМЗ-406.3 ЗМЗ-405.22
    Тип карбюраторный инжекторный
    Количество и расположение цилиндров 4 R 4 R
    Рабочий объем, л 2,285 2,464
    Максимальная мощность, кВт (л.с.) 72,2 (98) 106,6 (145)
    Тип КПП механическая механическая
    Количество ступеней КПП 5 5
     
    Рулевое управление винт-гайка-рейка-сектор
     
    Подвеска колес  
    передняя: зависимая, рессорная, на 2 полуэллиптических рессорах
    с телескопическими амортизаторами двухстороннего
    действия и стабилизатором поперечной устойчивости
    задняя: зависимая, рессорная, на 2 полуэллиптических рессорах
    с дополнительными рессорами и стабилизатором поперечной
    устойчивости
     
    Тормозная система  
    рабочая: гидравлическая, двухконтурная с вакуумным усилителем
    запасная: один из контуров рабочей тормозной системы.
    стояночная: механический привод на колодки
     
    Вентиляция естественная, через люки и форточки боковых окон
    Система отопления воздушная, использующая тепло системы охлаждения
    двигателя и независимого отопителя
     
    Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 115
    Расход топлива при полной загрузке, л/100 км 11