Автобус. Подвижной состав. Setra 100-й серии

ОписаниеФотогалерея (5)

История модельного ряда

Второе поколение автобусов Setra Kessbohrer, или 100-ая серия, выпускалось с 1967 по 1976 год, отдельные же городские и пригородные модели продержались на конвейере до начала 80-х годов. Компания-производитель автобусов была основана еще в 1911 году немецким промышленником Карлом Кессборером в городе Ульм (Западная Германия). В послевоенные годы она прославилась созданием первого в Европе автобуса с несущим кузовом (Setra S8, 1951 год), а также первого в мире сочлененного автобуса, сооруженного на шасси MAN в 1952 году. Благодаря первой из этих разработок фирма и получила свое нынешнее название – Setra ("Зетра"; от немецкого “SElbstTRAgende” – самонесущий).

Предшественником нового модельного ряда стал автобус малого класса Setra S7, который появился в 1965 году и производился всего три года, пока не был сменен аналогичной моделью второго поколения Setra S80. Дизайн автобуса Setra S7 заметно отличался от машин первого поколения – кузов стал более «квадратным», увеличилась площадь остекления, изменился дизайн передка, который украсила узкая горизонтальная фальшрадиаторная решетка с модными прямоугольными фарами. На модели Setra S7 была также впервые применена независимая передняя подвеска.

Все новшества, опробованные на модели Setra S7, были применены на пяти междугородных и туристических моделях 100-ой серии, представленных на выставке IAA’67 – S100, S110, S120, S130 и S150. Эти машины отличались между собой лишь длиной (и, соответственно, вместительностью), а первые две цифры в индексе модели обозначали количество рядов сидений в салоне. Новинкой стала пневмоподвеска, впервые примененная на автобусах Setra, а также внедрение дисковых тормозов вместо барабанных. В связи с освоением выпуска новой продукции в цехах завода появилось новое сварочное оборудование для сборки кузова.

Городские и пригородные автобусы Setra 100-ой серии появились на рынке позже (некоторые из них в то время, когда компания уже вела разработку туристического лайнера третьего поколения). Впрочем, это неудивительно, ведь Setra Kessbohrer была известна на рынке автобусов в первую очередь как первоклассный производитель туристических машин, в то время как городские и пригородные машины традиционно рассматривались менеджментом компании как «второстепенная» продукция. В 1976-ом году серийный выпуск туристических автобусов 100-ой серии был прекращен в пользу автобусов нового 200-го модельного ряда (третье поколение). Городские и пригородные автобусы второго поколения производились вплоть до 1984 года, так как начало серийного выпуска городских и пригородных моделей нового поколения отставало от туристических.

Сейчас автобусы Setra 100-ой серии в самой Германии уже являются историей. Большинство туристических машин было списано к началу 90-х, поэтому в страны бывшего СССР попали лишь отдельные экземпляры. Городские и пригородные модели второго поколения представлены на пространстве бывшего союза несколько шире, в основном за счет того, что они выпускались на восемь лет дольше, чем туристические.

В 1968 году лицензию на производство автобусов Setra S150 приобрело болгарское предприятие Чавдар. Серийный выпуск автобусов Чавдар 11М4 (такое название получил болгарский аналог Зетры) был освоен только к 1974 году. Оригинальная конструкция Зетры была изменена: с целью удешевления продукции кузов болгарского Чавдара монтировался на чешском шасси Skoda. Автобус Чавдар 11М4 выпускался вплоть до середины 90-х годов прошлого века.

Описание отдельных моделей

Setra S80 (1968 - 1978) являлась наименьшей моделью в линейке автобусов 100-ой серии. Этот автобус имел длину 6,7 метра и всего 28 мест для сидения. Он был впервые представлен в 1968 году и сменил на конвейере модель Setra S7. За счет меньших, по сравнению с предыдущей моделью, размеров двигателя (дизель Henschel 5R 1112-13K мощностью 135 л.с.) удалось установить заднюю аварийную дверь между задней осью и моторным отсеком. Из-за небольшого расстояния между КПП и задним мостом для передачи вращающего момента на заднюю ось пришлось применить так называемую обратную передачу. Обновленный вариант модели S80 – Setra S80B, стал последней новинкой второго поколения автобусов Setra. Этот автобус, презентованный в 1975 году на Международной неделе автобуса в Монако, отличался от своего предшественника шириной кузова, приведенной к единому для всех моделей стандарту (Setra S80 имела ширину кузова 2300 мм вместо стандартных 2500). Производство автобусов Setra S80B продолжалось до 1978 года, после чего им на смену пришла соответствующая модель третьего поколения - Setra S208.

Setra S100 – Setra S150 (1967 - 1976): большинство моделей 100-ой серии были предназначены для работы на междугородных маршрутах и в качестве туристических автобусов. Длина их варьировала от 8.7 (Setra S100) до 12 (Setra S150) метров. К пяти базовым моделям (S100, S110, S120, S130 и S150) впоследствии добавилась также S140. Все модели выпускались в туристической версии (с механическими либо автоматическими дверями в переднем и заднем свесе), а также версии для региональных маршрутов с автоматическими дверями в переднем свесе и в базе.

Setra S130S (1970 - 1984): первая городская модель 100-ой серии, впервые представленная на автошоу в Брюсселе в 1971 году. Вскоре автобус получил гран-при Международной автобусной недели в Монако. Эта 11-метровая модель имела две широкие двухстворчатые двери – переднюю и среднюю, а также 35 мест для сидения. Автобус не полностью соответствовал стандартам немецкой Федерации производителей общественного транспорта, предъявляемых к городским моделям, однако был максимально приближен к ним, что позволило занять модели свою нишу в автобусном рынке ФРГ. До 1975 года на автобус устанавливался двигатель Henschel 6R 1315-24K, а позднее - Mercedes-Benz ОМ 407. С 1978 года автобус стал выпускаться с измененным дизайном передней и задней частей.

Setra S140ES (1974 - 1984): модификация для пригородных маршрутов, которая была впервые представлена на IAA’73, серийное же производство началось в 1974 году. Пригородная Setra 100-ой серии также имела по одной двери в переднем свесе и в базе, при этом передняя дверь была намного уже, чем у Setra S130S. Впрочем, согласно пожеланиям заказчиков, автобус мог быть выпущен с широкой передней дверью. Количество мест для сидения - 53. До 1975 года Setra S140ES, как и городская модель S130S, комплектовалась дизелем Henschel, а позже - Mercedes-Benz. В качестве опции мог быть установлен двигатель MAN D2566MUH. В стандартной комплектации автобус оснащался КПП ZF S6-90; также были доступны КПП Voith и Daimler-Benz. В 1978 году автобус подвергся редизайну; кроме того, количество ступеней на входе в салон увеличилось с трех до четырех, но при этом высота ступеней была снижена до 200 мм.

Setra SG180 (1973 - 1984): сочлененная модель длиной 16,8 м. была представлена в 1973 году на IAA’73 одновременно с Setra S140ES. В том же году начался ее серийный выпуск в городском (SG180) и пригородых (SG180U, SG180UL) вариантах; последние отличался более узкими дверями и увеличенным количеством мест для сидения, при этом Setra SG180UL была длиннее двух других модификаций на один метр. Сочлененный автобус оказался столь успешным, что для удовлетворения спроса на него пришлось открывать дополнительную производственную линию.

Setra Panoramabus (1967): туристический лайнер, который был впервые показан в 1967 году. Этой разработке так и суждено было остаться опытной – Setra Panoramabus был построен всего в двух экземплярах. Передняя половина этого предшественника полутораэтажных туристических машин была практически идентична Setra S150, задняя же была увеличена по высоте. В верхней ее части находился пассажирский салон, а в нижней – туалет и увеличенный багажный отсек. Существовали также планы постройки сочлененного туристического лайнера подобной компоновки, но они так и остались на бумаге.

Setra JET 90 (Flughafenbus) (1968): перонный автобус, cозданный в 1968 году по заказу аэропорта города Ганновер. Автобус отличался компоновкой салона, приспособленной к специфике эксплуатации в аэропортах, увеличенным по ширине кузовом с более прямоугольными формами и плоской крышей из алюминиевых панелей, а также увеличенным по площади боковым остеклением. Всего автобус имел 20 мест для сидения и 70 - для стояния. Двигатель Henschel 5R 1112-13K и КПП ZF S5-35 были позаимствованы у модели Setra S80 и располагались в моторном отсеке, совмещенном с кабиной водителя; при этом передняя ось была ведущей. Автобус был построен в единственном экземпляре.

Техническое описание

Автобусы Setra 100-ой серии имели безрамную конструкцию с самонесущим кузовом и заднемоторной компоновкой. На автобусы устанавливались силовые агрегаты фирмы Henschel – пятицилиндровый 135-сильный Henschel 1112-13K для Setra-S80 и более мощные (160 – 240 л.с.) шестицилиндровые Henschel 1112-16K и Henschel 1315K для более крупных моделей. У сочлененных автобусов Setra SG180 225-сильный мотор фирмы MAN-Bussing (Bussing 6 U 12 D) располагался в базе автобуса. После прекращения выпуска двигателей Henschel в 1975 году на автобусы Setra стали устанавливать силовые агрегаты производства MAN и Daimler-Benz.

На автобусы, как правило, устанавливалась пятиступенчатая механическая КПП ZF (ZF S 5-35, ZF S 8-45 и др.) с однодисковой муфтой сцепления. Задняя ось имела комбинированную подвеску (две рессоры и четыре баллона пневмпоподвески), передняя – независимую двухбаллонную пневмоподвеску.

Автобусы Setra 100-ой серии в Харькове

100-ый модельный ряд автобусов Setra был представлен в нашем городе единственной машиной Setra S150, поступившей в Харьков в 2006-ом году. До 2008-го года этот автобус работал исключительно как заказной. Впоследствии он стал эксплуатироваться на внутриобластном маршруте Харьков-Первомайский, а с ноября 2010 года также и на пригородных маршрутах, обслуживаемых ДП «Автосервис» АОЗТ КДСК. В 2011 году автобус был продан владельцем, дальнейшая его судьба неизвестна.

© Андрей Бутковский, 2011

Источники:

  1. Setra Baureihen;
  2. The Setra Museum in Ulm;
  3. А. Хрисанфов. Полвека с несущим кузовом (История фирмы Setra). Грузовики и автобусы, № 4, 2002;
  4. Der SETRA Veteranen Club: Setra Geschichte;
  5. История автобусов Kessbohrer (нем.);
  6. Материалы немецкой википедии;
  7. Материалы французской википедии;
  8. Dieters Strassenbahn/Bus Seiten: Ubersicht Bustypen Setra.


Техническая характеристика автобуса Setra S150

Габаритные размеры
Длина, мм 12000
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3190
Колесная база, мм 6000
Передний свес, мм 2550
Задний свес, мм 3400
Передняя колея, мм 1986
Задняя колея, мм 1745
Дорожный просвет, мм 250
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 9000
Полная масса автобуса, кг 16000
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 6000
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 10000
Количество мест для сидения 57
Двигатель и КПП
Марка двигателя Henschel 6R 1112-16K Henschel 6R 1315K
Тип дизельный дизельный
Количество и расположение цилиндров 6 R 6 R
Мощность, кВт (л.с.) 118 (160) 132 (180)
    147 (200)
    158 (215)
Обьем, см3 7788 11940
 
КПП ZF S 5-35
Тип КПП механическая
Число ступеней КПП 5
Передаточные числа 5,64/3,0/1,74/1/0,695/5,06
 
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 100