Автобус. Подвижной состав. Karosa 700-й серии

ОписаниеФотогалерея (25)Новости по теме (3)

История модельного ряда

В 1981 году чехословацкая фирма Karosa приступила к производству нового 730-го модельного ряда автобусов. Эти машины пришли на смену устаревшим моделям 11-ой серии, разработанной еще в конце 60-х годов. От предыдущего модельного ряда автобусы Karosa 700-ой серии существенно отличались внешне, при этом основные агрегаты остались практически теми же и были подвергнуты лишь незначительной модернизации.

Начав производство с двух городских, пригородной и междугородной моделей, Karosa в дальнейшем расширила этот модельный ряд, в частности, во второй половине 80-х появились сочлененные автобусы 700-ой серии. С 1989 года на все модели 700-ой серии стали устанавливать прямоугольные передние фары вместо круглых. В 1991 году репродукторы в салоне также был заменены прямоугольными, а в 1992 году была изменена система освещения салона.

Кризис начала 90-х годов негативно сказался на деятельности предприятия. Количество выпускаемых автобусов снизилось с 3400 до 1000 в год, к тому же в условиях рыночной экономики найти покупателей автобусов устаревшего к тому времени модельного ряда было тяжело. В начале 90-х годов были разработаны несколько вариантов модернизации 700-ой серии, в частности, городской автобус Karosa-B732 "LegoBus" с алюминиевым кузовом и Karosa-LC736 с наклонной передней торцевой частью, но дело ограничилось лишь опытными экземлярами. В 1995 году завод стал выпускать автобусов 800-го и 900-го модельного ряда. При этом автобусы 800-ой серии фактически являли собой предыдущие модели 700-го модельного ряда, адаптированные для эксплуатации в сложных климатических условиях, так как заказчиками этих машин преимущественно являлись российские города Сургут, Омск, Тюмень, Нижнекамск и некоторые другие. В конце 90-х годов крупноузловую сборку автобусов Karosa 800-й серии производили в городе Зеленодольск (республика Татарстан).

Следует отметить, что поставки автобусов Karosa 700-го модельного ряда в СССР практически не производились - до начала 90-х годов автобус производился исключительно для внутреннего рынка. В 1990 году партия из 200 машин Karosa-B731 была изготовлена для столицы Ливана - Бейрута. А в начале 90-х годов автобусы стали попадать в страны бывшего Союза. Это были как б/у автобусы из Чехии и Словакии, так и новые автобусы Karosa, которые некоторые автотранспортные предприятия стали заказывать по причине их относительно невысокой стоимости. Именно благодаря наличию спроса на автобусы дешевой комплектации в России и Литве, автобусы 700-го и 800-го модельных рядов продержались на конвейере до 1999 года. После вхождения завода в состав холдинга IRISBUS их производство было прекращено.

На базе пригородной сочлененной модели Karosa-C744 по спецзаказу одной из чешских турфирм в 1992 году был создан уникальный автобус-гостиница. У этой машины крыша приподнята на 40 сантиметров в передней части и на 60 сантиметров - в прицепе. В передней части автобуса расположены обычные кресла, а в задней - спальный отсек с тремя рядами полок. В передней части, перед узлом сочленения, находятся кухня, туалет и холодильник. Поменяв нескольких владельцев, автобус попал в Украину, где некоторое время работал на маршруте Киев - Николаев.

Техническое описание

Автобусы Karosa 700-ой серии имеют несущий кузов прямоугольной формы. Кузов состоит из цельносварной рамы, двух боковин, переднего и заднего торца и крыши, Рама и кузовные панели сделаны из закрытого стального профиля. Торцевые кузовные панели обшиты листовой сталью, боковые панели - цельнотянутые. Рама и кузовные панели скрепляются вместе посредством обыкновенных болтов. Данная конструкция кузова уникальна и характерна только для чешских автобусов Karosa. Заявленный срок эксплуатации подобного кузова несущей конструкции составлял всего шесть лет, тем не менее благодаря качественной сборке многие автобусы Karosa работают по 15-20 лет и более.

Среди основных технических новшеств, примененных на автобусах нового модельного ряда, стала заднемоторная компоновка. На машинах 1981-1986 годов выпуска (модификации 73х.00, 73х.04) устанавливался шестицилиндровый однорядный дизельный двигатель LIAZ ML635. С 1986 года он был оснащен турбонаддувом (модификации 73х.20). С 1989 года автобусы Karosa 700-ой серии стали оснащаться двигателем LIAZ ML636 с турбонаддувом (модификации 73х.40). Отличительной особенностью этого мотора является возможность его прогрева за счет автономного обогревателя, который также обогревает пассажирский салон и подогревает дизельное топливо. С 1994 года на пригородные и междугородные модели стал устанавливаться модифицированный двигатель LIAZ ML636, соответствующий нормативам Евро-2. Также на некоторые машины устанавливался французский дизельный двигатель Renault MIHR 062045A/3.

Городские модели Karosa-B731 и Karosa-B741 оснащались автоматической коробкой переключения передач Praga-2M70, позволявшей развивать максимальную скорость 70 км/час. С 1991 года вместо нее стала устанавливаться КПП Voith D864.3. На прочих моделях использовалась пятиступенчатая механическая синхронизированная КПП Praga-5Р80, в начале 90-х замененная немецкой ZF 6S.1600.

Передняя ось автобусов Karosa 700-ой серии заимствована у чешских грузовых автомобилей LIAZ. Передние колеса имеют независимую подвеску, а рулевое управление оборудовано гидроусилителем чешской фирмы Technometra. До 1987 года автобусы оборудовались задними мостами Raba, c 1987 года - Detva. Автобус оснащен пневмоподвеской с телескопическими амортизаторами. Тормозная система состоит из основного рабочего, стояночного и моторного тормозов. Тормозные механизмы - барабанного типа, двухконтурные, с пневмоприводом.

Салон автобуса обшит пластиком, имеет тепло- и звукоизоляцию. Автоматические двери - сдвижного типа. Освещение салона - люминесцентное, отопление осуществляется за счет охлаждающей жидкости двигателя, посредством теплопроводов, которые проходят под полом по всей длине салона. Также имеется автономный обогреватель, с помощью которого можно прогреть салон без запуска двигателя. Вентиляция салона осуществляется через сдвижные форточки и крышевые люки.

Обозначение моделей

Индекс моделей 700-го модельного ряда состоит из одной или двух букв и следующих за ними трех цифр. Буквенная часть индекса обозначала тип модели (B - городской автобус, С - пригородный и междугородный, LC - междугородный для дальних дистанций и туристический). Первая цифра индекса, "7", обозначала номенклатуру изделия (автобус; позднее, с упразднением чехословацких нормативов, для последующих модельных рядов были выбраны цифры "8" и "9"). Вторая цифра означала длину шасси: 1 - 7 м, 2 - 9 м, 3 - 11 м, 4 - 17 м (сочлененный), 5 - 12 м. Последняя цифра обозначала тип КПП для городских и пригородных машин (1 и 3 - автоматическая, 2 и 4 - механическая) и степень комфортабельности для междугородных (от 5 до 7).

Karosa-B731 и B732

Городские модели 700-ой серии имеют три двери - переднюю шириной 800 мм, заднюю и среднюю - шириной 1300 мм. До 1987 года на этих машинах устанавливался задний мост Raba A-018.37 с главным передаточным числом 5,65, позже - Detva. С 1984 года кабина водителя стала отделятся от салона полной перегородкой. Автобусы 1984-1986 годов выпуска имели индекс модификации В731.04 и В732.04 соответственно, в отличии от более ранних машин В731.00 и В732.00, не имевших перегородки кабины водителя.

Две указанные модели отличаются друг от друга типом устанавливаемой КПП. Автобусы Karosa-B731 оснащались автоматической коробкой передач, в то время как Karosa-B732 - механической. Следует отметить, что автобусы Karosa-B732 более распространены, чем Karosa-B731. Кроме того, при прохождении капитального ремонта на автобусы Karosa-B731 обычно устанавливалась механическая коробка передач.

Последние автобусы Karosa-B732, выпускавшиеся в конце 90-х годов, имели индекс В732Е. Они были оборудованы двигателем LIAZ ML636 Euro-2 и имели переднюю маску идентичную автобусам 900-го модельного ряда.

Karosa-C734 и С735

Пригородные автобусы Karosa отличаются от городских четырехрядной компоновкой сидений и отсутствием накопительных площадок в салоне. Также у этих автобусов лишь две двери - передняя, шириной 800 мм и средняя, шириной 830 мм. До 1987 года на пригородных автобусах устанавливался задний мост Raba A-018.40 с главным передаточным числом 5,65, позже - Detva. Следует отметить, что в модельном ряду автобусов Karosa 700-ой серии изначально планировался выпуск пригородной модели С733 с автоматической КПП, однако ввиду отсутствия спроса на подобную модель она никогда не производилась.

Автобусы Karosa-C735 выпускались в первой половине 90-х годов. Они отличаются от 734-ой модели увеличенными багажными отсеками в межпольном пространстве и, соответственно, наличием "подиума" под сиденьями в пассажирском салоне.

Karosa-LC735, LC736 и LC737

Междугородные автобусы Кароса 700-ой серии имеют две двери - переднюю автоматическую двустворчатую и заднюю ручную дверь аварийного выхода. У этих автобусов уровень пола под сиденьями поднят по всей длине машины, за счет чего в межпольном пространстве созданы вместительные багажники. До 1987 года на этих машинах устанавливался задний мост Raba A - 018.41 с главным передаточным числом 4,40, позже - Detva. С 1991 года междугородные автобусы Karosa стали оснащаться автоматическим ограничителем скорости 110 км/час и ABS.

Автобусы Karosa-LC735 и Karosa-LC736 отличаются лишь системой вентиляции. У первой из этих моделей вентиляция осуществляется через крышевые люки; над пассажирскими сиденьями при этом расположены обыкновенные сеточки для багажа. У модели LC736, которая стала выпускаться с 1985 года, имеется система принудительной вентиляции, вмонтированная в багажные полки над пассажирскими сиденьями и, соответственно, два воздухозаборника на крыше в задней части автобуса.

Karosa-LC737 - автобус повышенной комфортабельности, производство которого началось с 1992 года. От предыдущих междугородных моделей отличается вклеенными стеклами, наличием кондиционера и измененным дизайном лобовой части.

Karosa-B741 и С744

Сочлененные автобусы Karosa были разработаны в конце 80-х годов на базе соответствующих одиночных моделей, в частности, Karosa-В741 является сочлененной версией автобуса Karosa-B731, а Karosa-С744 - сочлененной версией 734-ой модели. При этом пригородная модель появилась немного раньше городской, в 1987 году.

Двигатель у сочлененных машин Karosa 700-ой серии расположен в заднем свесе прицепа, задний мост - ведущий. На автобусах изначально устанавливался дизельный двигатель LIAZ ML637, обладавший большей мощностью, чем LIAZ ML636, применявшийся на одиночных машинах. В 90-е годы автобусы Karosa-B741 и С744 стали комплектоваться немецкими дизелями MAN и французскими Renault.

Автобусы Karosa 700-й серии в Харькове

В мае 1996 года в Харьков прибыли первые два автобуса Karosa-С734.20 закупленные в Словакии, где они уже отработали десять лет. Чуть позже к ним присоединилось еще три машины. Перед отправкой в Украину автобусы прошли капитальный ремонт. Кроме того, словацкая сторона поставила к каждому автобусу по два комплекта запчастей. Автобусы были приобретены на средства муниципального займа и переданы в эксплуатацию фирмам "Старт-ЛТД" и "Герц", которые обязались вернуть их стоимость по мере окупаемости машин. Вскоре автобусы вышли на 285-ый и 296-ой городские маршруты. Эти машины проработали до 2002-2003 годов, а одну из них можно было встретить на 36-ом маршруте до осени 2005 года. В конце 2000 года АО "Герц" приобрело еще один б/у автобус Karosa, на сей раз городской модели. Он работал на 285-ом маршруте до начала 2005 года.

Междугородные автобусы Karosa более распространены в Харьковской области и некоторые из них обслуживают сегодня междугородные внутриобластные и межобластные маршруты, равно как и заказные перевозки. Наиболее распространенными являются модели LC735 и LC736. В частности, ОАО "Авток" эксплуатировало три автобуса Karosa-LC736 на маршрутах Харьков-Купянск и Харьков-Двуречная до 2008 года. Сейчас автобусы Karosa можно встретить на маршрутах Харьков-Сахновщина, Харьков-Миргород, Харьков-Грайворон и некоторых других.

© Андрей Бутковский, 2009.

Источники:

  1. Autobusy Karosa od Sodomku po sucasnost: typovy rad Karosa 700;
  2. Лапшин Ф. Karosa, автобусы из чешской провинции. // Авторевю, №13-14 (176), 1998;
  3. Официальный веб-сайт завода Karosa;
  4. Репало В. Работяга из Высокого Мыта. // Всеукраинский автомобильный портал autocentre.ua, 3 декабря 2007 г.;
  5. Материалы газеты "Вечерний Харьков".

Материалы по теме:

Габаритный чертеж автобуса Karosa-C734



Техническая характеристика автобуса Karosa 700-й серии:

Габаритные размеры
Длина, мм 11055
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3165
Колесная база, мм 5800
Передний свес, мм 2170
Задний свес, мм 3085
Передняя колея, мм 1930
Задняя колея, мм 1800
Дорожный просвет, мм 185
Высота пола салона от уровня дороги, мм 890
Высота потолка в салоне, мм 2010
Масса и наполняемость автобуса
  Karosa-B731/B732 Karosa-C734 Karosa-LC735/LC736
Масса снаряженного автобуса, кг 9300 9600 9900/10100
Полная масса автобуса, кг 15780 15440 14180/14380
Количество мест для сидения 31 45 44
Общее количество мест 90 72 44
Двигатель и КПП
Марка двигателя LIAZ-ML635 LIAZ-ML636
Тип карбюраторный дизельный
Количество и расположение цилиндров 6 R 6 R
Мощность, кВт (л.с.) 148 (200) при 2100 об/мин 152 (206) при 2000 об/мин
Крутящий момент, Нм 742,6 при 1400 об/мин 845 при 1200 об/мин
 
  Karosa-B731 Karosa-B732/C734/C735/LC735/LC736
КПП Praga-2M70/Voith D864.3 Praga-5Р80/ZF 6S.1600
Тип КПП автоматическая механическая
Количество ступеней КПП 2 5
 
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 100
Емкость топливного бака, л 240