Автобус. Подвижной состав. Скиф-5204

ОписаниеФотогалерея (48)Новости по теме (21)

История модели

К концу 90-х годов в Харькове сложилась критическая ситуация с автобусными пассажирскими перевозками. Подвижной состав автопарков, серьезно не обновлявшийся с 1990 года, в большинстве своем пришел в полную негодность. Поэтому в феврале 2003 года вновь заговорили о нашумевшем некогда проекте по выпуску городского автобуса большой вместимости ХАРЗ-5259 "Харьковчанин". Городским властям был представлен автобус, выпущенный 8 лет назад на Харьковском авторемонтном заводе, после чего было принято решение о возобновлении выпуска "Харьковчанина". Необходимые комплектующие для машины планировалось изготавливать на предприятиях области, а остальную часть закупать в Украине и за рубежом.

Опытную партию обновленного "Харьковчанина" предполагалось выпустить к июлю 2003 года. Но эти сроки оказались нереальными. К тому же, при подготовке проектной документации, было выявлено ряд значительных трудностей, связанных с разработкой автобуса собственной конструкции. В декабре 2003 года ООО "Украинская техническая компания", входившая в состав ассоциации "Гранит" и являвшаяся координатором проекта по созданию нового автобуса, заключила договор с российским АО "КамАЗ" о создании совместного предприятия ЗАО «КамАЗ-УТК». В рамках проекта харьковчане фактически должны были заниматься изготовлением кузова на автобусном шасси, поставляемом КамАЗом. УТК также разработала инвестиционный проект «Организация производства городского автобуса большой вместимости», который был утвержден 25 ноября 2003 года в рамках спецрежима инвестиционной деятельности на территории г. Харькова. Инвестиционный фонд проекта составил $ 3 млн.

Сборка опытного экземпляра была начата на территории харьковского АТП-16331. В производстве автобусов приняли участие предприятия Харькова и Украины, в т.ч. НПО САУ, ПО «Коммунар», НПП «Хартрон-Плант», НИИТИП, Запорожский стекольный завод и т.д. Презентация нового автобуса, получившего название "Скиф-5204", состоялась 25 мая 2004 года в Харькове на площади Свободы.

Следующую машину, уже серийную, представители ЗАО "КамАЗ-УТК" показали в сентябре 2004 года, также на площади Свободы, во время "Слобожанской ярмарки".Серийный образец, получивший индекс 5204-01, отличался от опытного "Скифа" дизайном передней маски. Начиная с этой машины "Скифы" стали красить в темно-синий цвет, у первого же автобуса заводская окраска была темно-фиолетовой.

До конца 2004 года предприятие планировало собрать 80 автобусов, однако в реальности было собрано лишь несколько машин. Потенциальные покупатели из числа харьковских перевозчиков не спешили приобретать новую модель, довольствуясь закупками автобусов малого класса. Всего в Харькове было реализовано лишь четыре автобуса (опытный экземпляр и три первых серийных машины) осенью 2004 года, дальнейших закупок не последовало. В то же время у ЗАО "КамАЗ-УТК" нашлись заказчики из других регионов Украины.

В ноябре 2005 года ЗАО «КамАЗ-УТК» презентовало новую модификацию базовой модели - Скиф-5204-03. В отличие от Скиф-5204, этот автобус имеет две двери (переднюю и заднюю), 42 места для сидения. Общее количество мест в автобусе Скиф-5204-03 - 70. Автобус предназначается для развозки работников ведомственных предприятий (заводов, институтов, шахт и т.д.) а также для работы на пригородных маршрутах.

После ликвидации ОАО "АТП-16331" в 2006 году сборка автобусов стала осуществляться на базе Харьковского авторемонтного завода № 126 Министерства обороны Украины, где в 90-е годы собирали автобусы ХАРЗ-5259. До начала 2009 года ЗАО "КамАЗ-УТК", изменившее с течением времени свое название на ООО "Украинская технологическая компания "Скиф", произвело 29 автобусов Скиф-5204. Первые четыре произведенных автобуса были поставлены харьковским перевозчикам в 2004 году. 9 автобусов было поставлено в 2005-м году в Николаев, 11 машин в 2007-2009 годах приобрело Кировоградское АТП-15327. Один автобус в 2005 году купило Донецкое коммунальное предприятие "ДонЭлектроАвтоТранс" ("ДЭАТ"), считавшееся потенциальным крупным заказчиком автобусов харьковского производства. В том же 2005 году первый экземпляр двухдверного автобуса Скиф-5204-03 приобрел футбольный клуб "Шахтер", но дальнейших заказов из Донецка не последовало. В 2006-м году три автобуса Скиф-5204-03 поступили в ОАО "Авток" из города Купянск Харьковской области.

В 2008 году ООО "Украинская технологическая компания "Скиф" начала разработку новой модификации 5204-02 - полунизкопольного автобуса с более надежной агрегатной базой (Двигатель Cummins ISBe 6.7-270, отвечающий нормативам Euro-3, АКПП ZF Ecomat HP504S). Кризис, наступивший осенью 2008 года, заставил заводчан приостановить работы над новой моделью. Сборка первого автобуса Скиф-5204-02 была окончена лишь в 2011 году. Эта машина была показана в Харькове 30 октября на площади Свободы в рамках празднования Дня автомобилиста.

Планы по созданию троллейбуса на базе автобусного кузова производитель впервые озвучил еще в 2004 году. Однако этот проект пока что не увенчался успехом. В ноябре 2009 года КП "Харьковский вагоноремонтный завод" начало разработку троллейбуса с асинхронным приводом на базе кузова автобуса Скиф-5204. Ожидалось, что заказчиком новой модели выступит, в первую очередь, Харьков. Однако уже в марте 2010 года была принята государственная программа обновления городского пассажирского транспорта в городах, принимающих матчи чемпионата Евро-2012, согласно которой Харьков должен получить 300 низкопольных троллейбусов ЛАЗ-Е183 и ЛАЗ-Е301. В связи с этим исчезла необходимость разработки собственного троллейбуса КП "ВАРЗ".

Техническое описание

Автобус "Скиф-5204" создан на основе несущего автобусного шасси "КамАЗ-5297" рамной конструкции, на базе которого в России собирают автобусы "НЕФАЗ". Шасси включает в себя двигатель, тормозную систему, сцепление, коробку передач и т.д. Изначально автобусы строили на шасси оборудованном двигателем КамАЗ-740.11-240 (Euro-1), позднее стали использовать шасси с двигателем КамАЗ-740.65-240 (Euro-3). В 2011 году был представлен автобус Скиф-5204-02, оснащенный двигателем Cummins ISBe 6.7-270 (Euro-3) с электронной системой управления впрыском дизельного топлива.

Автобусы Скиф-5204-01 и Скиф 5204-03 оснащены механическими КПП КамАЗ-141, КамАЗ-142 или ZF 6S 1200 BO, в то время как Скиф-5204-02 имеет автоматическую КПП ZF Ecomat HP504S. Задний ведущий мост RABA венгерского производства. Подвеска автобуса пневматическая. Тормозная система с пневмоприводом. Автобусы модификаций 5204-01 и 5204-03 имеют тормозные механизмы берабанного типа, а 5204-02 - дисковые тормоза. Рулевой механизм интегральный, с гидроусилителем.

Кузов, салон и электрооборудование - отечественные. Каркас кузова цельнометаллический, сварной, состоит из труб прямоугольного сечения. Передняя и задние маски изготовлены из стеклопластика, облицовка каркаса выполнена методом приклейки алюминиевых композитных панелей REYNOBOND, обладающих устойчивостью к коррозии и ударному разрушению. Колесные арки и ступени изготовлены из нержавеющей стали и алюминиевых профилей, а в окна установлены безопасные тонированные стекла. Лобовое и заднее стекло установлены методом вклейки, боковые же стекла - на резиновых уплотнителях.

Двери двухстворчатые, повортного типа, с пневмоприводом Festo немецкого производства. Отопление салона жидкостное, от четырех отопителей, с использованием тепла, отбираемого из системы охлаждения двигателя и/или с использованием тепла от жидкостного подогревателя. Вентиляция салона естественная, приточно-вытяжная через стеклянные аварийно-вентиляционные люки крыши и форточки боковых окон.

Скиф-5204 в Харькове

Автобусы Скиф-5204 появились на маршрутах Харькова в октябре 2004 года. Опытный автобус, презентованный еще в мае 2004 года, вышел на 234 маршрут, обслуживаемый ООО "Спика". Первые два серийных автобуса были приобретены ОАО "АТП-16331", на территории которого находился сборочный цех ЗАО "КамАЗ-УТК"; они стали работать на 147-ом маршруте. В ноябре 2004 года первый опытный экземпляр "Скифа" был отправлен обратно на завод, а ООО "Спика" получило вместо него серийную машину. Опытный же автобус в январе 2005 года приобрело ОАО "АТП-16331".

С 1-го января 2005 года автобусный маршрут №147 изменил перевозчика, поэтому "Скифы" из АТП-16331 стали работать на других маршрутах автопарка - преимущественно 121-ом (Ст. м. "Академика Барабашова" - ул. Зубарева), а также на пригородных маршрутах и в качестве развозок. Так продолжалось до мая 2006 года, когда ОАО "АТП-16331" было расформировано. Последний раз автобусы "Скиф-5204" были замечены на площадке автопарка в августе 2006 года. Позднее все три машины были проданы (два автобуса в Николаев, один - в Кировоград). Еще раньше прекратил работу Скиф-5204 на 234-ом маршруте - он проработал до конца 2005 года. В конце 2009 года эта машина вновь вернулась в Харьков, но стала работать уже на маршрутах другого перевозчика (ДП "Автосервис" АОЗТ КДСК) и с другими номерными знаками.

В 2006 году три новых автобуса Скиф 5204-03 были приобретены одним из купянских перевозчиков. Эти двухдверные машины изначально имели киевские номерные знаки и работали на городских и пригородных маршрутах города Купянск Харьковской области. В конце 2009 года автобусы были выставлены на продажу; дальнейшая их судьба неизвестна.

© Андрей Бутковский, 2011

Источники:

  • В Харькове презентовали большой городской автобус «Скиф» // АФ "Глобал Консалтинг";
  • Материалы СМИ Харькова.
  • Рекламный проспект ООО "УТК "Скиф"


Техническая характеристика автобусов Скиф-5204:

Габаритные размеры
Длина, мм 11718
Ширина, мм 2500
Высота, мм 2987
Колесная база, мм 5840
Масса и наполняемость автобуса
  Скиф 5204-01Скиф 5204-03
Полная масса, кг1730015400
Нагрузка на переднюю ось, кг6500 
Полная масса, кг11600 
Количество мест для сидения2742
Общее количество мест10070
Двигатель и КПП
  Скиф 5204-01, Скиф 5204-03Скиф 5204-02
МодельКамАЗ-740.65-240 (Euro-3)Сummins ISBe 6.7-270 (Euro-3)
Типдизель с турбонаддувом
Количество и расположение цилиндров8 V6 R
Рабочий объем, л11,766,7
Мощность, кВт (л.с.)176 (240)199 (270)
КПП КамАЗ 142ZF Ecomat HP504S
Тип КППмеханическаяавтоматическая
Количество ступеней КПП56
 
CцеплениеMZF 430, фрикционное, сухое, однодисковое
Рулевое управлениеС гидроусилителем, производства РРТ (Югославия) или RBL (Германия)
Задний мостRABA (Венгрия), ведущий двухступенчатый, с центральной главной и планетарными колесными передачами и механизмом блокировки межколесного дифференциала.
Передняя подвескаЗависимая пневматическая, на двух пневмобаллонах и двух гидравлических амортизаторах с одним регулятором положения кузова
Задняя подвескаЗависимая пневматическая, на четырех пневмобаллонах и четырех гидравлических амортизаторах с двумя регуляторами положения кузова
Тормозная система (Скиф 5204-01 и Скиф 5204-03)
ТипПневматическая, с приводом на все колеса
Тормозные механизмыБарабанного типа с S-образным разжимным кулаком
ABSWABCO или Knorr-Bremse (Германия)
Электрооборудование
Система электрооборудованияОднопроводная, постоянного тока
Номинальное напряжение, В24
ГенераторГ3000А2340.3771-152
Мощность генератора, кВт3.04.0
Аккумуляторные батареи6СТ-190А
РадиооборудованиеМагнитола с FM-радиоприемником, микрофон, громкоговорители
 
Предпусковой подогревательWEBASTO DBW300 или КамАЗ-141.8106
СтартерBosch или CТ-142 или 2502.3708-30
СтеклоочистительСО2-24Д
Зеркала заднего видас электроподогревом
Маршрутоуказателиэлектронные, на семисегментных светодиодных индикаторах красного сверхяркого свечения
 
Емкость топливного бака, л 250
Минимальный радиус разворота, м 12
Колеса 8.25x22.5
Шины бескамерные, 275/70R22.5