Автобус. Подвижной состав. ХАЗ-3230 "Скиф"

ОписаниеФотогалерея (5)

История модели

ХАЗ-3230 "Скиф" - первенец Херсонского автосборочного завода "Анто-Рус". Это предприятие было основано в 2001 году на базе Херсонского судоремонтного завода совместно с российским ОАО "АвтоВАЗ". Изначально предприятие занималось сборкой автомобилей ВАЗ из готовых машкомплектов. В конце 2003 года на предприятии был создан научно-технический центр "Анто-Рус", который начал разработку нового автобуса на шасси ЗИЛ-5301 "Бычок".

Первый экземпляр был готов уже в апреле 2004 года, а в сентябре 2004 года началось серийное производство новой модели. Любопытно, что под маркой "Скиф" в Украине одновременно появилось два абсолютно разных автобуса, ведь кроме херсонского ХАЗ-3230 "Скиф" в том же 2004 году началось производство автобуса большой вместимости Скиф-5204 харьковского ЗАО «КамАЗ-УТК».

ХАЗ-3230 "Скиф" стал довольно популярен среди перевозчиков. Автобус выпускался в шести различных модификациях. Кроме серийных модификаций, завод предлагал заказчикам автобус ХАЗ-3240 с двигателем ММЗ Д-245.9 Е2, отвечавшим стандартам Евро-2. Единственный известный автобус ХАЗ-3240 был реализован в России, он же стал единственным автобусом, который Херсонский автосборочный завод экспортировал в другую страну. Школьный же автобус, ХАЗ-3230.11, так и остался на бумаге.

Уже в начале 2006 года, когда было построено около 300 экземпляров, ХАЗ-3230 был снят с производства. Причиной тому стали проблемы с поставкой базового шасси, поскольку ЗиЛ стал испытывать серьезные финансовые трудности, которые в конечном итоге привели к банкротству бывшего флагмана советского автомобилестроения. "Анто-Рус" же нашел другого поставщика, китайскую компанию Dong Feng, на шасси которой был разработан автобус ХАЗ-3250.

Техническое описание

Автобус ХАЗ-3230 - капотного типа, создан на шасси ЗИЛ-5301, предназначенном для установки специальных кузовов и различного оборудования. Шасси оснащено дизельным двигателем ММЗ Д-245.12 мощностью 109 л.с. Для снижения шума двигатель разместили на специальных виброопорах, а конструкцию глушителя изменили. Коробка передач пятиступенчатая, на базе ЗИЛ-130. Рулевое управление с гидроусилителем, тормозной привод гидравлический, двухконтурный с пневмоусилителем. Передние тормозные механизмы дисковые, задние - барабанные.

Кузов автобуса, изготавливавшийся Херсонским автосборочным заводом, состоит из унифицированных стальных прямоугольных и специальных профилей несущего каркаса. Высокая несущая способность интегрального кузова достигается за счет применения низколегированных сталей. Все закрытые полости и трубы каркаса кузова автобуса обработаны антикоррозионным составом, панели кузова до уровня оконного бруса сделаны из «оцинковки» толщиной от 1,2 до 1,5 мм. Рабочее место водителя оборудовано системой отопления и вентиляции, сиденьем, снабженным механизмом подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от веса водителя, противосолнечными шторками и зеркалами заднего вида с электрообогревом. Ветровое стекло увеличенных размеров с антирефлексным покрытием.

В зависимости от модификации, в салон автобуса ведут две автоматические, либо одна автоматическая и одна ручная двери. Автоматические двери - травмобезопасные, с пневмоприводом Kamozzi. Рабочее место водителя отделено от салона неполной перегородкой. Салон, как правило, имеет трехрядную компоновку в городском исполнении и четырехрядную - в пригородном. Шаг сидений составляет 75,5 см. Обивка сидений варьируется по виду применяемого материала (винил, кожа, капрон, велюр) и по цветовой гамме. Вентиляцию салона обеспечивает единственный крышевой люк и форточки в боковых окнах. В отоплении использована автономная система Webasto, которая в холодное время года позволяет прогревать и двигатель. Большая площадь остекления кузова и дверей обеспечивает хорошую обзорность и освещение в салоне. Недостатком пригородной модификации является отсутствие багажного отсека.

Модификации

ХАЗ-3230.01 - пригородный автобус на шасси ЗиЛ-5301Б0 (база 3650 мм).

ХАЗ-3230.02 - городской автобус на шасси ЗиЛ-5301Б0 (база 3650 мм).

ХАЗ-3230.21 - пригородный автобус на шасси ЗиЛ-5301Е0 (база 4250 мм).

ХАЗ-3230.22 - городской автобус на шасси ЗиЛ-5301Е0 (база 4250 мм).

ХАЗ-3230.31 - пригородный автобус на шасси ЗиЛ-5301Б0 с базой удлиненной до 4250 мм. Внешне идентичен модификации 3230.21.

ХАЗ-3230.32 - городской автобус на шасси ЗиЛ-5301Б0 с базой удлиненной до 4250 мм. Внешне идентичен модификации 3230.22.

ХАЗ-3230 в Харьковской области

Автобусы ХАЗ-3230 никогда не работали в Харькове. Тем не менее, несколько б/у автобусов этой модели работают в Харьковской области. В 2007 году один автобус стал работать на маршрутах краснокутского ООО "Викинг-Авто". В 2007-2008 гг. автобус работал на маршруте Харьков-Краснокутск, позже он стал выходить лишь на внутрирайонные маршруты. Два автобуса ХАЗ-3230 работают последние несколько лет в Кегичевском и Сахновщинском районах. А в 2017 году еще один ХАЗ-3230 появился на местных маршрутах города Люботин.

(c) Андрей Бутковский, 2019

Источники:

  1. А. Говоруха. Скиф большой и маленький // Грузовик Пресс, 12.2006;
  2. Автобус ХАЗ-3230 Скиф // Транспорт Херсона;
  3. "Скиф" с родины скифов // Автопрофи;
  4. ХАЗ-3230 на сайте "Автобусный транспорт" // fotobus.msk.ru;
  5. Технические характеристики шасси ЗиЛ-5301ЕО // avtomash.ru;

Техническая характеристика автобуса ХАЗ-3230.22

Габаритные размеры
Длина, мм 7690
Ширина, мм 2240
Высота, мм 2865
Колесная база, мм 4250
Передняя колея, мм 1832
Задняя колея, мм 1690
Снаряженная масса, кг 5020
Полная масса, кг 6950
Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг 2350
Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг 4900
Пассажировместимость
Количество мест для сидения 20-23
Всего мест (+ место водителя) 28+1
Двигатель и КПП
Модель ММЗ Д-245.12С
Тип дизельный
Число и расположение цилиндров L4
Рабочий объем, см3 4750
Максимальная мощность, л.с. 108.8
Максимальный крутящий момент, Н.м 350
Коробка переключения передач MXA5R
Тип КПП механическая, с синхронизатором на
II-V передачах
Количество ступеней КПП 5
Тормозное управление
Рабочая тормозная система двухконтурная, с гидравлическим приводом
и пневмоусилителем
Запасная тормозная система один из контуров рабочей тормозной системы
Стояночная тормозная система механическая, трансмиссионная
Передние тормозные механизмы дисковые
Задние тормозные механизмы барабанные
 
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч 95
Расход топлива на трассе, л/100 км 14-18
Минимальный радиус поворота, м 7,8
Номинальное напряжение системы электрооборудования 12 B