Автобус. Подвижной состав. ХАЗ-3230 "Скиф"
Описание | Фотогалерея (5)
История модели
ХАЗ-3230 "Скиф" - первенец Херсонского автосборочного завода "Анто-Рус". Это предприятие было основано в 2001 году на базе Херсонского судоремонтного завода совместно с российским ОАО "АвтоВАЗ". Изначально предприятие занималось сборкой автомобилей ВАЗ из готовых машкомплектов. В конце 2003 года на предприятии был создан научно-технический центр "Анто-Рус", который начал разработку нового автобуса на шасси ЗИЛ-5301 "Бычок".
Первый экземпляр был готов уже в апреле 2004 года, а в сентябре 2004 года началось серийное производство новой модели. Любопытно, что под маркой "Скиф" в Украине одновременно появилось два абсолютно разных автобуса, ведь кроме херсонского ХАЗ-3230 "Скиф" в том же 2004 году началось производство автобуса большой вместимости Скиф-5204 харьковского ЗАО «КамАЗ-УТК».
ХАЗ-3230 "Скиф" стал довольно популярен среди перевозчиков. Автобус выпускался в шести различных модификациях. Кроме серийных модификаций, завод предлагал заказчикам автобус ХАЗ-3240 с двигателем ММЗ Д-245.9 Е2, отвечавшим стандартам Евро-2. Единственный известный автобус ХАЗ-3240 был реализован в России, он же стал единственным автобусом, который Херсонский автосборочный завод экспортировал в другую страну. Школьный же автобус, ХАЗ-3230.11, так и остался на бумаге.
Уже в начале 2006 года, когда было построено около 300 экземпляров, ХАЗ-3230 был снят с производства. Причиной тому стали проблемы с поставкой базового шасси, поскольку ЗиЛ стал испытывать серьезные финансовые трудности, которые в конечном итоге привели к банкротству бывшего флагмана советского автомобилестроения. "Анто-Рус" же нашел другого поставщика, китайскую компанию Dong Feng, на шасси которой был разработан автобус ХАЗ-3250.
Техническое описание
Автобус ХАЗ-3230 - капотного типа, создан на шасси ЗИЛ-5301, предназначенном для установки специальных кузовов и различного оборудования. Шасси оснащено дизельным двигателем ММЗ Д-245.12 мощностью 109 л.с. Для снижения шума двигатель разместили на специальных виброопорах, а конструкцию глушителя изменили. Коробка передач пятиступенчатая, на базе ЗИЛ-130. Рулевое управление с гидроусилителем, тормозной привод гидравлический, двухконтурный с пневмоусилителем. Передние тормозные механизмы дисковые, задние - барабанные.
Кузов автобуса, изготавливавшийся Херсонским автосборочным заводом, состоит из унифицированных стальных прямоугольных и специальных профилей несущего каркаса. Высокая несущая способность интегрального кузова достигается за счет применения низколегированных сталей. Все закрытые полости и трубы каркаса кузова автобуса обработаны антикоррозионным составом, панели кузова до уровня оконного бруса сделаны из «оцинковки» толщиной от 1,2 до 1,5 мм. Рабочее место водителя оборудовано системой отопления и вентиляции, сиденьем, снабженным механизмом подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от веса водителя, противосолнечными шторками и зеркалами заднего вида с электрообогревом. Ветровое стекло увеличенных размеров с антирефлексным покрытием.
В зависимости от модификации, в салон автобуса ведут две автоматические, либо одна автоматическая и одна ручная двери. Автоматические двери - травмобезопасные, с пневмоприводом Kamozzi. Рабочее место водителя отделено от салона неполной перегородкой. Салон, как правило, имеет трехрядную компоновку в городском исполнении и четырехрядную - в пригородном. Шаг сидений составляет 75,5 см. Обивка сидений варьируется по виду применяемого материала (винил, кожа, капрон, велюр) и по цветовой гамме. Вентиляцию салона обеспечивает единственный крышевой люк и форточки в боковых окнах. В отоплении использована автономная система Webasto, которая в холодное время года позволяет прогревать и двигатель. Большая площадь остекления кузова и дверей обеспечивает хорошую обзорность и освещение в салоне. Недостатком пригородной модификации является отсутствие багажного отсека.
Модификации
ХАЗ-3230.01 - пригородный автобус на шасси ЗиЛ-5301Б0 (база 3650 мм).
ХАЗ-3230.02 - городской автобус на шасси ЗиЛ-5301Б0 (база 3650 мм).
ХАЗ-3230.21 - пригородный автобус на шасси ЗиЛ-5301Е0 (база 4250 мм).
ХАЗ-3230.22 - городской автобус на шасси ЗиЛ-5301Е0 (база 4250 мм).
ХАЗ-3230.31 - пригородный автобус на шасси ЗиЛ-5301Б0 с базой удлиненной до 4250 мм. Внешне идентичен модификации 3230.21.
ХАЗ-3230.32 - городской автобус на шасси ЗиЛ-5301Б0 с базой удлиненной до 4250 мм. Внешне идентичен модификации 3230.22.
ХАЗ-3230 в Харьковской области
Автобусы ХАЗ-3230 никогда не работали в Харькове. Тем не менее, несколько б/у автобусов этой модели работают в Харьковской области. В 2007 году один автобус стал работать на маршрутах краснокутского ООО "Викинг-Авто". В 2007-2008 гг. автобус работал на маршруте Харьков-Краснокутск, позже он стал выходить лишь на внутрирайонные маршруты. Два автобуса ХАЗ-3230 работают последние несколько лет в Кегичевском и Сахновщинском районах. А в 2017 году еще один ХАЗ-3230 появился на местных маршрутах города Люботин.
(c) Андрей Бутковский, 2019
Источники:
- А. Говоруха. Скиф большой и маленький // Грузовик Пресс, 12.2006;
- Автобус ХАЗ-3230 Скиф // Транспорт Херсона;
- "Скиф" с родины скифов // Автопрофи;
- ХАЗ-3230 на сайте "Автобусный транспорт" // fotobus.msk.ru;
- Технические характеристики шасси ЗиЛ-5301ЕО // avtomash.ru;
Техническая характеристика автобуса ХАЗ-3230.22
Габаритные размеры | |
---|---|
Длина, мм | 7690 |
Ширина, мм | 2240 |
Высота, мм | 2865 |
Колесная база, мм | 4250 |
Передняя колея, мм | 1832 |
Задняя колея, мм | 1690 |
Снаряженная масса, кг | 5020 |
Полная масса, кг | 6950 |
Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг | 2350 |
Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг | 4900 |
Пассажировместимость | |
Количество мест для сидения | 20-23 |
Всего мест (+ место водителя) | 28+1 |
Двигатель и КПП | |
Модель | ММЗ Д-245.12С |
Тип | дизельный |
Число и расположение цилиндров | L4 |
Рабочий объем, см3 | 4750 |
Максимальная мощность, л.с. | 108.8 |
Максимальный крутящий момент, Н.м | 350 |
Коробка переключения передач | MXA5R |
Тип КПП | механическая, с синхронизатором на II-V передачах |
Количество ступеней КПП | 5 |
Тормозное управление | |
Рабочая тормозная система | двухконтурная, с гидравлическим приводом и пневмоусилителем |
Запасная тормозная система | один из контуров рабочей тормозной системы |
Стояночная тормозная система | механическая, трансмиссионная |
Передние тормозные механизмы | дисковые |
Задние тормозные механизмы | барабанные |
Максимальная скорость при полной загрузке, км/ч | 95 |
Расход топлива на трассе, л/100 км | 14-18 |
Минимальный радиус поворота, м | 7,8 |
Номинальное напряжение системы электрооборудования | 12 B |