Автобус. Подвижной состав. MAN A10 (NL202), MAN A12 (EL202), MAN A15 (NL232 CNG)
Описание | Городские маршруты | Фотогалерея (703) | Новости по теме (17)
Работает на городских маршрутах: | 43е, б/н (Екопарк-1). [ Подробный перечень... ] |
---|---|
Обслуживаемых перевозчиками: | ТОВ "Експрес" |
История моделей
MAN A10 (NL202, NL222, NL262, NL312).Свой первый низкопольный городской автобус MAN NL202 концерн MAN представил весной 1989 года. В сентябре того же года новая модель была запущена в серийное производство. Фактически низкопольными у первых машин были только площадки возле первой и второй дверей и проход между сиденьями от первой до второй двери, в то время как все сидения располагались на подиуме.
Визуально первые MAN NL202 отличались от выскопольной городской модели MAN SL202 только видоизмененным дизайном «передка». К тому же несколько изменились габариты кузова «низкопольника»: автобус стал на 150 мм длиннее и на 73 мм ниже высокопольной модели. Поскольку сидения первых MAN NL202 находились на подиумах, оконная линия этих машин располагалась на той же высоте, что и у их высокопольных аналогов. Исключение составляли лишь автобусы, выпускавшиеся для транспортного предприятия Мюнхена, у которых по правому борту между первой и второй дверью была площадка для инвалидных колясок, а следовательно, оконная линия по правому борту между дверями была занижена. Первые автобусы NL202 имели переднюю и среднюю двери. Трехдверная версия автобуса была запущена в серийное производство в 1990 году. Уровень пола на третьей двери составлял 588 мм.; в салон вела одна ступенька, то есть автобус не был полностью низкопольным.
В 1992 году передняя часть салона автобуса стала полностью низкопольной. Как следствие, оконная линия в передней части стала пониженной с обоих бортов. Также появилась опция установки двигателя D 0826 LUH 06 мощностью 250 л.с. Обозначение модели в VIN’е, согласно новой заводской классификации, сменилось с MAN895 на MANA10. В дальнейшем индекс MAN A10 стал применяться для обозначения автобусов NL202, NL222, NL262 и NL312, которые фактически представляли собой одну модель и отличались лишь мощностью устанавливаемого двигателя.
С апреля 1994 года автобусы MAN NL202 стали комплектоваться также двигателями D 0826 LUH 12 мощностью 220 л.с., соответствующим нормативам Евро-2. С ноября 1995 года такие машины получили новый индекс модели, MAN NL222. Одновременно был запущен в серийное производство автобус MAN NL312 с более мощным двигателем D 2865 LUH 07 (310 л.с.), который, впрочем, не пользовался особой популярностью у перевозчиков. В 1996 году из перечня продукции исчезла версия 202-й модели с двигателем D 0826 LUH 06 (250 л.с.). На смену этому автобусу пришла модель MAN NL262, оснащенная силовым агрегатом D 0826 LUH 13 мощностью 260 л.с. Позднее автобусы этой модели комплектовались также другими 260-сильными двигателями производства MAN. Большая мощность двигателя требовала лучшей вентиляции, поэтому у автобусов MAN NL312 и отдельных партий MAN NL262 была увеличена вентиляционная решетка моторного отсека.
Производство автобуса NL202 было прекращено в марте 1997 года. В этом же году начался серийный выпуск низкопольных автобусов третьего поколения MAN NL223 и MAN NL263 (MAN A21). Модели NL222, NL262 и NL312 были сняты с производства в сентябре 2001 года, одновременно с введением нормативов Евро-3 в Евросоюзе.
Автобусы MAN A10, помимо широкого распространения в самой Германии, экспортировались также в ряд европейских стран, в частности, Австрию, Францию, Италию, Швейцарию, Люксембург, Польшу. Автобусы для австрийского рынка выпускались преимущественно в самой Австрии предприятием Gräf and Stift, входящим с 1971 года в состав концерна MAN.
В начале 90-х годов в серийное производство были запущены также автобусы, унифицированные по агрегатной базе с MAN NL202. Сочлененный MAN NG272 (MAN A11) был впервые представлен в 1989 году, но серийное производство началось лишь в 1992-м. С 1996-го года компания стала производить также автобус MAN NG312 с более мощным двигателем. В 1995-1997 годах фабрика ABB Daimler-Benz Transportation (Adtranz) GmbH, расположенная в Берлине построила 87 двухэтажных автобусов MAN ND202 (MAN A14) для немецкой столицы. Фирма Göppel из Аугсбурга занималась постройкой автобусов малого класса MAN NM152, MAN NM182 и MAN NM222 отличавшихся между собой мощностью двигателя. Помимо Göppel небольшие партии автобусов малого класса MAN A53 в 1995-1997 годах собирала швейцарская фирма Lauber.
MAN A12 (EL202, EL222, EL262).Несмотря на прекращение производства модели SL202, cпрос на высокопольные автобусы MAN в 90-е годы прошлого века по-прежнему оставался довольно высоким. С 1993 года в линейке продукции появилась модель EL202, внешне идентичная низкопольным автобусам первых серий, однако имевшая две небольшие ступени на входе в салон. Позже появились модели EL222 и EL262, оснащенные более мощными двигателями, соответствовавшими нормативам Евро-2. Согласно VIN–коду все эти автобусы имели общее обозначение модели А12. MAN A12 были довольно популярны как в самой Германии, так и в других странах Центральной Европы. Крупная партия автобусов MAN EL262 была поставлена в 1998 году в столицу Норвегии, Осло.
Производство городских автобусов MAN cерии EL продолжалась с 1993 по 1998 год. Помимо Германии, сборка этих автобусов велась на предприятии Avtomontaza (Словения), а также фирмой Haargaz (Израиль). Немецкой фирмой Göppel выпускался также унифицированный с MAN EL202 автобус малого класса MAN EM152.
MAN A15 (NL232CNG). В 1995 году концерн MAN начал производство своего первого серийного низкопольного автобуса с двигателем, работающим на сжиженном газе – MAN NL232CNG. Фактически эта машина представляла собой модификацию автобуса MAN NL202, отличавшуюся от него типом устанавливаемого силового агрегата, а также наличием баллонов на крыше в передней части автобуса. Соответственно, была усилена конструкция крыши, равно как и передняя ось. Согласно VIN-коду автобус получил индекс MAN A15. MAN NL232CNG выпускался до апреля 2000 года. Его сочлененный аналог, MAN NG232CNG (MAN A18) не пользовался большой популярностью.
Техническое описание (MAN A10)
MAN A10 – 12-метровый низкопольный городской автобус рамной конструкции. Шасси автобуса цельносварное, из U-образных стальных профилей. Наибольшую популярность получила двухдверная конфигурация (без задней двери), однако некоторые транспортные предприятия заказывали трехдверные варианты. В зависимости от пожелания заказчика устанавливались как поворотные, так и сдвижные двери.
Напротив средней двери в автобусе чаще всего располагается накопительная площадка, а слева от средней двери – место для инвалидной коляски. Тип и количество сидений полностью зависели от пожеланий заказчика. Также компания-заказчик определяла тип подогрева и вентиляции салона. Чаще всего использовались отопители конвекторного типа, опционально устанавливался кондиционер и система подогрева пола. Кабина водителя в стандартном исполнении имеет систему принудительной вентиляции.
Двигатель расположен продольно в заднем свесе автобуса. Автобусы MAN A10 оснащались различными модификациями дизельных двигателей MAN D0826, MAN D2865 и MAN D2866. Мощность этих силовых агрегатов, в зависимости от модификации, составляет от 213 до 310 л.с. Для передачи силового момента используются автоматические коробки передач фирмы ZF либо Voith.
Передний мост автобуса управляемый, задний – ведущий, с ASR. Оба моста портального типа. Рулевой механизм оборудован гидроусилителем, опционально может также иметь механизм регулировки рулевой колонки. Тормозные механизмы барабанного типа, с пневматической тормозной системой и ABS. По желанию заказчика могла также устанавливаться антиблокировочная система EBS. Подвеска автобуса – пневматическая, имеется функция книлинга.
MAN A10, A12 и A15 в Харькове
Первый автобус MAN A10 в Харьковской области появился в октябре 2010 года на маршруте «Харьков – Новая Водолага». В самом Харькове первые несколько машин вышли на 227-й маршрут в феврале 2011 года. Всего же в 2011-2012 годах перевозчиками Харькова было приобретено несколько десятков автобусов MAN A10 и MAN A12. С 2011 года эти автобусы составляли основу подвижного состава на городских маршрутах №№ 43э, 88э, 251э, 296э и 304э. Длительное время (2011-2014 гг.) несколько автобусов работало и на 147-м маршруте, а в 2016-2017 году МАНы работали на маршруте № 204э. Кратковременно автобусы MAN A10 появлялись в 2011-2013 гг. на маршрутах 65э, 119э, 221э, 227э, 228э. С конца ноября 2015 года на маршруте 65э также появился автобус малого класса MAN A53 сборки швейцарской фирмы Lauber.
К сожалению, в последние годы наметилась тенденция замены автобусов большого класса малыми на городских маршрутах. Так, ОАО "АТП-Темп", эксплуатировавшее МАНы на маршрутах 227э и 251э, полностью отказалось от автобусов большой вместимости, продав их в другие регионы. ООО "Гортранс", работавшее на маршруте 88э, прекратило свое существование; все МАНы этого перевозчика были списаны. ООО "Фрегат", работавшее на маршруте 304э, проиграло конкура на обслуживание маршрута в сентябре 2016 года. Новый перевозчик, ООО "Транс-сервис" выпускает на маршрут лишь одну-две машины большой вместимости. Недолго продержались МАНы и на 204-м маршруте - с начала 2018 года перевозчик (ООО "Трнасмейл-2012") прекратил выпуск автобусов большой вместимости, выставив все машины на продажу. Единственные два городских маршрута, на которых автобусы MAN продолжают стабильно работать по состоянию на середину 2018 года - №№ 43э (ООО "Экспресс") и 296э (ООО "Нэмо").
Кроме городских маршрутов, МАНы работают также на ряде пригородных. В первую очередь это маршруты "Харьков - Песочин" и "Харьков - Дергачи". Единичные экземпляры можно увидеть на маршрутах "Харьков - Буды", "Харьков - Змиев" и "Харьков - Черкасская Лозовая". Кроме того, автобусы MAN A10 подвозят посетителей харьковского Экопарка от станции метро "Госпром". Ранее автобусы MAN A10 встречались также на маршрутах "Харьков - Мерефа", "Харьков - Люботин" и "Харьков - Хорошево". Несколько автобусов MAN A10 и MAN A12 работает в Чугуевском районе Харьковской области, преимущественно на маршрутах «Харьков-Чугуев», "Харьков - Новая Покровка" и внутрирайонных маршрутах Чугуева. Как минимум один автобус MAN A10 работает в Купянске с 2015 года.
(с) Андрей Бутковский, 2018
Техническая характеристика автобусов MAN A10 и MAN A15
Габаритные размеры | |||||
---|---|---|---|---|---|
Длина, мм | 11675 | ||||
Ширина, мм | 2500 | ||||
Высота, мм | 2872 (MAN A10) | ||||
Колесная база, мм | 5875 | ||||
Передний свес, мм | 2600 | ||||
Задний свес, мм | 3200 | ||||
Высота ступеньки над уровнем дороги, мм | 340 | ||||
Масса и пассажировместимость | |||||
Полная масса автобуса, кг | 18000 | ||||
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг | 6600 | ||||
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг | 11500 | ||||
Количество мест для сидения | 28 – 46 | ||||
Общее количество мест | 100 | ||||
Двигатель | |||||
MAN NL202 | MAN NL222 | MAN NL232 CNG | MAN NL262 | MAN NL312 | |
Модель | D0826 LUH 03/ D0826 LUH 12/ D0826 LUH 03 | D0826 LUH 12 | E2866 DUH 02 | D0826 LUH 13/ D2865 LUH 09/ D2866 LUH 22 | D2865 LUH 07 |
Тип | дизельный | дизельный | СПГ | дизельный | дизельный |
Количество цилиндров | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Рабочий объем, л | 6,87 | 6,87 | 9,97 | 9,97 | |
Максимальная мощность, л.с. | 213 | 220 | 230 | 260 | 310 |
Коробка переключения передач | |||||
Тип | автоматическая, механическая | ||||
Количество ступеней КПП | 4, 5 | ||||
Шины | 275/70 R22,5 |