Автобус. Подвижной состав. MAN A10 (NL202), MAN A12 (EL202), MAN A15 (NL232 CNG)

ОписаниеГородские маршрутыФотогалерея (700)Новости по теме (17)

Работает на городских маршрутах: 43е, б/н (Екопарк-1). [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ТОВ "Експрес"

История моделей

MAN A10 (NL202, NL222, NL262, NL312).Свой первый низкопольный городской автобус MAN NL202 концерн MAN представил весной 1989 года. В сентябре того же года новая модель была запущена в серийное производство. Фактически низкопольными у первых машин были только площадки возле первой и второй дверей и проход между сиденьями от первой до второй двери, в то время как все сидения располагались на подиуме.

Визуально первые MAN NL202 отличались от выскопольной городской модели MAN SL202 только видоизмененным дизайном «передка». К тому же несколько изменились габариты кузова «низкопольника»: автобус стал на 150 мм длиннее и на 73 мм ниже высокопольной модели. Поскольку сидения первых MAN NL202 находились на подиумах, оконная линия этих машин располагалась на той же высоте, что и у их высокопольных аналогов. Исключение составляли лишь автобусы, выпускавшиеся для транспортного предприятия Мюнхена, у которых по правому борту между первой и второй дверью была площадка для инвалидных колясок, а следовательно, оконная линия по правому борту между дверями была занижена. Первые автобусы NL202 имели переднюю и среднюю двери. Трехдверная версия автобуса была запущена в серийное производство в 1990 году. Уровень пола на третьей двери составлял 588 мм.; в салон вела одна ступенька, то есть автобус не был полностью низкопольным.

В 1992 году передняя часть салона автобуса стала полностью низкопольной. Как следствие, оконная линия в передней части стала пониженной с обоих бортов. Также появилась опция установки двигателя D 0826 LUH 06 мощностью 250 л.с. Обозначение модели в VIN’е, согласно новой заводской классификации, сменилось с MAN895 на MANA10. В дальнейшем индекс MAN A10 стал применяться для обозначения автобусов NL202, NL222, NL262 и NL312, которые фактически представляли собой одну модель и отличались лишь мощностью устанавливаемого двигателя.

С апреля 1994 года автобусы MAN NL202 стали комплектоваться также двигателями D 0826 LUH 12 мощностью 220 л.с., соответствующим нормативам Евро-2. С ноября 1995 года такие машины получили новый индекс модели, MAN NL222. Одновременно был запущен в серийное производство автобус MAN NL312 с более мощным двигателем D 2865 LUH 07 (310 л.с.), который, впрочем, не пользовался особой популярностью у перевозчиков. В 1996 году из перечня продукции исчезла версия 202-й модели с двигателем D 0826 LUH 06 (250 л.с.). На смену этому автобусу пришла модель MAN NL262, оснащенная силовым агрегатом D 0826 LUH 13 мощностью 260 л.с. Позднее автобусы этой модели комплектовались также другими 260-сильными двигателями производства MAN. Большая мощность двигателя требовала лучшей вентиляции, поэтому у автобусов MAN NL312 и отдельных партий MAN NL262 была увеличена вентиляционная решетка моторного отсека.

Производство автобуса NL202 было прекращено в марте 1997 года. В этом же году начался серийный выпуск низкопольных автобусов третьего поколения MAN NL223 и MAN NL263 (MAN A21). Модели NL222, NL262 и NL312 были сняты с производства в сентябре 2001 года, одновременно с введением нормативов Евро-3 в Евросоюзе.

Автобусы MAN A10, помимо широкого распространения в самой Германии, экспортировались также в ряд европейских стран, в частности, Австрию, Францию, Италию, Швейцарию, Люксембург, Польшу. Автобусы для австрийского рынка выпускались преимущественно в самой Австрии предприятием Gräf and Stift, входящим с 1971 года в состав концерна MAN.

В начале 90-х годов в серийное производство были запущены также автобусы, унифицированные по агрегатной базе с MAN NL202. Сочлененный MAN NG272 (MAN A11) был впервые представлен в 1989 году, но серийное производство началось лишь в 1992-м. С 1996-го года компания стала производить также автобус MAN NG312 с более мощным двигателем. В 1995-1997 годах фабрика ABB Daimler-Benz Transportation (Adtranz) GmbH, расположенная в Берлине построила 87 двухэтажных автобусов MAN ND202 (MAN A14) для немецкой столицы. Фирма Göppel из Аугсбурга занималась постройкой автобусов малого класса MAN NM152, MAN NM182 и MAN NM222 отличавшихся между собой мощностью двигателя. Помимо Göppel небольшие партии автобусов малого класса MAN A53 в 1995-1997 годах собирала швейцарская фирма Lauber.

MAN A12 (EL202, EL222, EL262).Несмотря на прекращение производства модели SL202, cпрос на высокопольные автобусы MAN в 90-е годы прошлого века по-прежнему оставался довольно высоким. С 1993 года в линейке продукции появилась модель EL202, внешне идентичная низкопольным автобусам первых серий, однако имевшая две небольшие ступени на входе в салон. Позже появились модели EL222 и EL262, оснащенные более мощными двигателями, соответствовавшими нормативам Евро-2. Согласно VIN–коду все эти автобусы имели общее обозначение модели А12. MAN A12 были довольно популярны как в самой Германии, так и в других странах Центральной Европы. Крупная партия автобусов MAN EL262 была поставлена в 1998 году в столицу Норвегии, Осло.

Производство городских автобусов MAN cерии EL продолжалась с 1993 по 1998 год. Помимо Германии, сборка этих автобусов велась на предприятии Avtomontaza (Словения), а также фирмой Haargaz (Израиль). Немецкой фирмой Göppel выпускался также унифицированный с MAN EL202 автобус малого класса MAN EM152.

MAN A15 (NL232CNG). В 1995 году концерн MAN начал производство своего первого серийного низкопольного автобуса с двигателем, работающим на сжиженном газе – MAN NL232CNG. Фактически эта машина представляла собой модификацию автобуса MAN NL202, отличавшуюся от него типом устанавливаемого силового агрегата, а также наличием баллонов на крыше в передней части автобуса. Соответственно, была усилена конструкция крыши, равно как и передняя ось. Согласно VIN-коду автобус получил индекс MAN A15. MAN NL232CNG выпускался до апреля 2000 года. Его сочлененный аналог, MAN NG232CNG (MAN A18) не пользовался большой популярностью.

Техническое описание (MAN A10)

MAN A10 – 12-метровый низкопольный городской автобус рамной конструкции. Шасси автобуса цельносварное, из U-образных стальных профилей. Наибольшую популярность получила двухдверная конфигурация (без задней двери), однако некоторые транспортные предприятия заказывали трехдверные варианты. В зависимости от пожелания заказчика устанавливались как поворотные, так и сдвижные двери.

Напротив средней двери в автобусе чаще всего располагается накопительная площадка, а слева от средней двери – место для инвалидной коляски. Тип и количество сидений полностью зависели от пожеланий заказчика. Также компания-заказчик определяла тип подогрева и вентиляции салона. Чаще всего использовались отопители конвекторного типа, опционально устанавливался кондиционер и система подогрева пола. Кабина водителя в стандартном исполнении имеет систему принудительной вентиляции.

Двигатель расположен продольно в заднем свесе автобуса. Автобусы MAN A10 оснащались различными модификациями дизельных двигателей MAN D0826, MAN D2865 и MAN D2866. Мощность этих силовых агрегатов, в зависимости от модификации, составляет от 213 до 310 л.с. Для передачи силового момента используются автоматические коробки передач фирмы ZF либо Voith.

Передний мост автобуса управляемый, задний – ведущий, с ASR. Оба моста портального типа. Рулевой механизм оборудован гидроусилителем, опционально может также иметь механизм регулировки рулевой колонки. Тормозные механизмы барабанного типа, с пневматической тормозной системой и ABS. По желанию заказчика могла также устанавливаться антиблокировочная система EBS. Подвеска автобуса – пневматическая, имеется функция книлинга.

MAN A10, A12 и A15 в Харькове

Первый автобус MAN A10 в Харьковской области появился в октябре 2010 года на маршруте «Харьков – Новая Водолага». В самом Харькове первые несколько машин вышли на 227-й маршрут в феврале 2011 года. Всего же в 2011-2012 годах перевозчиками Харькова было приобретено несколько десятков автобусов MAN A10 и MAN A12. С 2011 года эти автобусы составляли основу подвижного состава на городских маршрутах №№ 43э, 88э, 251э, 296э и 304э. Длительное время (2011-2014 гг.) несколько автобусов работало и на 147-м маршруте, а в 2016-2017 году МАНы работали на маршруте № 204э. Кратковременно автобусы MAN A10 появлялись в 2011-2013 гг. на маршрутах 65э, 119э, 221э, 227э, 228э. С конца ноября 2015 года на маршруте 65э также появился автобус малого класса MAN A53 сборки швейцарской фирмы Lauber.

К сожалению, в последние годы наметилась тенденция замены автобусов большого класса малыми на городских маршрутах. Так, ОАО "АТП-Темп", эксплуатировавшее МАНы на маршрутах 227э и 251э, полностью отказалось от автобусов большой вместимости, продав их в другие регионы. ООО "Гортранс", работавшее на маршруте 88э, прекратило свое существование; все МАНы этого перевозчика были списаны. ООО "Фрегат", работавшее на маршруте 304э, проиграло конкура на обслуживание маршрута в сентябре 2016 года. Новый перевозчик, ООО "Транс-сервис" выпускает на маршрут лишь одну-две машины большой вместимости. Недолго продержались МАНы и на 204-м маршруте - с начала 2018 года перевозчик (ООО "Трнасмейл-2012") прекратил выпуск автобусов большой вместимости, выставив все машины на продажу. Единственные два городских маршрута, на которых автобусы MAN продолжают стабильно работать по состоянию на середину 2018 года - №№ 43э (ООО "Экспресс") и 296э (ООО "Нэмо").

Кроме городских маршрутов, МАНы работают также на ряде пригородных. В первую очередь это маршруты "Харьков - Песочин" и "Харьков - Дергачи". Единичные экземпляры можно увидеть на маршрутах "Харьков - Буды", "Харьков - Змиев" и "Харьков - Черкасская Лозовая". Кроме того, автобусы MAN A10 подвозят посетителей харьковского Экопарка от станции метро "Госпром". Ранее автобусы MAN A10 встречались также на маршрутах "Харьков - Мерефа", "Харьков - Люботин" и "Харьков - Хорошево". Несколько автобусов MAN A10 и MAN A12 работает в Чугуевском районе Харьковской области, преимущественно на маршрутах «Харьков-Чугуев», "Харьков - Новая Покровка" и внутрирайонных маршрутах Чугуева. Как минимум один автобус MAN A10 работает в Купянске с 2015 года.

(с) Андрей Бутковский, 2018


Техническая характеристика автобусов MAN A10 и MAN A15

Габаритные размеры
Длина, мм 11675
Ширина, мм 2500
Высота, мм 2872 (MAN A10)
Колесная база, мм 5875
Передний свес, мм 2600
Задний свес, мм 3200
Высота ступеньки над уровнем дороги, мм 340
Масса и пассажировместимость
Полная масса автобуса, кг 18000
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг 6600
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг 11500
Количество мест для сидения 28 – 46
Общее количество мест 100
Двигатель
  MAN NL202MAN NL222MAN NL232 CNGMAN NL262MAN NL312
Модель D0826 LUH 03/
D0826 LUH 12/
D0826 LUH 03
D0826 LUH 12E2866 DUH 02D0826 LUH 13/
D2865 LUH 09/
D2866 LUH 22
D2865 LUH 07
ТипдизельныйдизельныйСПГдизельныйдизельный
Количество цилиндров66666
Рабочий объем, л6,876,87 9,979,97
Максимальная мощность, л.с. 213220230260310
Коробка переключения передач
Тип автоматическая, механическая
Количество ступеней КПП 4, 5
 
Шины 275/70 R22,5