Автобус. Подвижной состав. Setra 200-й серии

ОписаниеГородские маршрутыПригородные маршрутыФотогалерея (211)Новости по теме (11)

Работает на городских маршрутах: 204э, 304э. [ Подробный перечень... ]
Работает на пригородных маршрутах: 316. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: ООО "Трансмейл-2012", ЧП "Транс-сервис"

История модельного ряда

В январе 1972 года немецкая компания Setra Kessbohrer презентовала полутораэтажный туристический лайнер Setra S200 на автошоу в Женеве. Эта машина предшествовала третьему поколению автобусов Setra, которое было запущено в серийное производство спустя четыре года. Следует отметить, что сама концепция была в то время настоящей новинкой – первый в мире полутораэтажный туристический автобус был представлен компанией Neoplan в 1971 году. Подобная компоновка автобуса позволяла значительно увеличить объем багажного отсека, а также разместить в межпольном пространстве туалет. Помимо этого в автобусе Setra S200 был так называемый «камбуз» для приготовления горячих напитков и подогрева еды. Эти опции, столь привычные для пассажиров современных туристических автобусов, были в то время далеко не в каждой машине такого класса.

Aвтобус Setra-S200 выпускался небольшими партиями с 1972 по 1976 год. В то же время основной продукцией завода в Ульме оставались автобусы 100-й серии. Начало же серийного производства автобусов Setra 200-й серии пришлось на 1976 год, и было приурочено к 25-ой годовщине выпуска первого в мире автобуса с несущим кузовом Setra S8. При этом автобусы 200-й серии сменили на конвейере 100-ю лишь в классе туристических и междугородных машин. В 1976 году были представлены модели S211, S212, S213 и S215; последние две - также в полутороэтажных модификациях. С 1978 года линейка автобусов расширилась моделями малого класса S208 и S209, которые заменили собой автобус предыдущего поколения Setra S80. Для клиентов из Швейцарии в 1980-1983 годах выпускался автобус Setra S208HA, ширина кузова которого составляла 2300 мм вместо стандартных 2500.

Одновременно шли работы по созданию туристического автобуса особо большой вместимости, что позволило бы брать на борт до 80 человек одновременно. Значительный рост количества туристических поездок на дальние расстояния в Европе обуславливал появление спроса на подобные машины, и работы по их проектированию вели в то время многие европейские производители. Конструкторы Setra Kessbohrer видели решение проблемы увеличения вместимости в создании сочлененных туристических лайнеров. К тому времени городские и пригородные сочлененные автобусы выпускались компанией около двух десятелетий. Более того, Setra Kessbohrer имела опыт постройки сочлененных туристических автобусов Super Golden Eagle, появившихся на свет в 1959 году. Всего компания построила лишь 4 машины этой модели для американской фирмы Continental Trailways. Setra Super Golden Eagle были оборудованы системой кондиционирования, оснащены пневмоподвеской (задолго до серийных машин для европейского рынка!) и двигателем Rolls Royce мощностью в 275 л.с. Однако дальнейшему распространению лайнера препятствовало законодательство ряда американских штатов, где было введено ограничение на длину пассажирских автобусов.

Законодательные огранчения стали препятствием для развития рынка сочлененных туристических лайнеров и в Европе. Опытный туристический полутораэтажный сочлененный лайнер Setra SG221HDS, построенный в 1979 году в единственном экземпляре, имел длину 18 метров, 4 оси и вмещал 77 пассажиров. Он так и остался в собственности компании Setra Kessbohrer и использовался как корпоративный и представительский автобус. Однако эта модель легла в основу серийных полутораэтажных трехосных автобусов S215HDS и S216HDS, которые по кузову были практически идентичны тягачу сочлененной модели. А в 1981 году на IAA’81 был представлен двухэтажный туристический автобус Setra S228DT, способный перевозить одновременно до 91 пассажира. Эта модель выпускалась серийно с 1982 по 1993 год. Всего было реализовано 1104 машины; таким образом, Setra S228DT стала одним из бестселлеров 200-го модельного ряда.

Помимо расширения линейки туристических лайнеров велась работа также и по созданию автобусов 200-ой серии для региональных, городских и пригородных маршрутов. Модификации HR и RL для работы на региональных междугородных маршрутах средней протяженности появились в 1980-1981 годах. Новинкой среди автобусов малого класса стал клубный лайнер Setra S210H Real, оборудованный по последнему слову техники. Туалет, кухня и спальное место водителя размещались в корме автобуса, вместо двух передних сидений по правому борту было расположено отдельное место гида; в стандартную комплектацию также входили кондиционер, индивидуальные лампы для чтения над сиденьями и телефон для связи с водителем.

C 1983 года незначительно изменился дизайн «передка» автобуса – вместо серебристой металлической фальш-радиаторной решетки с буквой «К» посередине появилась пластиковая, с буквой «К» сдвинутой вправо и надписью Setra по центру.

В 1984 году Setra окончательно сняла с производства городcкие (S130S, SG175) и пригородные (S140ES, SG180) автобусы 100-го модельного ряда. Вместо них линейка моделей 200-ой серии пополнилась соответствующими модификациями для работы на городских (Setra S215SL, Setra SG219SL) и пригородных (Setra S213ÜL, Setra S215ÜL, Setra SG221ÜL) маршрутах. Cочлененные городские автобусы Setra SG219SL имели традиционное расположение двигателя в базе, в то время как компоновка узлов Setra SG221ÜL была выполнена по «толкающей» схеме, т.е. двигатель был размещен в хвосте автобуса и имел привод на третью ось.

1984 год ознаменовался еще одним знаменательным событием в истории компании - туристические лайнеры 200-го модельного ряда стали первыми в мире автобусами с ABS, устанавливаемой в стандартной комплектации машин. Работы по созданию антиблокировочной системы проводимые совместно с немецким производителем электрооборудования Bosch, начались еще в 1970 году, а первые испытания были проведены в 1971 году на опытном автобусе Setra S200. В 1982 году компания впервые продемонстрировала эффективность ABS при торможении двухосных и трехосных туристических лайнеров, а с 1984 года началось серийное производство автобусов с антиблокировочной системой.

В середине 80-х годов компании Setra Kessbohrer, уже имевшая опыт поставок на рынок США на рубеже 50-х и 60-х годов, предприняла вторую попытку завоевать американский рынок автобусов, оказавшуюся более чем успешной. В 1984 году специально для рынка США был создан автобус Setra S215HDH, отличавшийся от других машин 200-го модельного ряда более современным дизайном, а также оснащенный американскими комплектующими (дизель Detroit и автоматическая КПП Alisson ). Согласно американским требованиям к туристическим автобусам, Setra S215HDH имели единственную переднюю дверь, ведущую в салон. С 1988 года автобусы Setra S215HDH стали выпускать и для европейского рынка. Основные узлы были идентичны модели Setra S216HDS, но компоновку кабины водителя автобус заимствовал у американской версии Setra S215HDH. B базе находилась вторая дверь (тоннельного типа), а также туалет и буфет, располагавшиеся ниже уровня пассажирского салона. Сначала автобусы поставляли ограничанными партиями для скандинавских стран и Швейцарии, но уже к 1990 году значительный интерес к модели стали проявлять традиционные заказчики в Германии и Франции. В результате модификация Setra S215HDH оказалась одним из бестселлеров первой половины 90-х.

Несмотря на огромный спрос, которым пользовались автобусы Setra 200-ой серии, к началу 90-х этот модельный ряд стал устаревать. Поэтому в 1991 году была представлена линейка автобусов четвертого поколения (300-й модельный ряд). Однако наиболее успешные модификации 200-го ряда (туристические трехосники Setra S215HDH, региональные Setra S215HR и Setra S215RL пригородные Setra S213ÜL, Setra S215ÜL и Setra SG221ÜL, городские Setra-S215SL и Setra SG219SL) продолжали оставаться на конвейере. Более того, в первой половине 90-х появился ряд новых моделей и модификаций.

Так в 1992 году увидел свет первый серийный полунизкопольный автобус производства Setra Kessbohrer – Setra S215NR. Его выпуск продолжался до 1994 года. В 1994 году был произведен низкопольный «трехосник» Setra S217NR, так и оставшийся в единственном экземпляре. Этот автобус участвовал в показательном туре по городам Германии, после чего был приобретен компанией Westfalen Bus (г. Мюнстер). Другая трехосная модель, Setra S217HDH, была удлиненным на 1,7 м аналогом Setra S215HDH. Aвтобус пользовался спросом в США, куда машины поставляли вплоть до 2003 года, европейские же заказчики приобрели всего 9 экземпляров в 1994-1997 годах.

В 1994 году на базе городского автобуса Setra S215SL был разработан специальный автобус Setra Skibus. Его салон был максимально приспособлен для перевозки туристов на горнолыжных курортах. Высота кузова была увеличена на 20 см. для того чтобы в салон могли поместиться лыжи в вертикальном положении. Сиденья были расположены спинками к окну, чтобы создать больше пространства в проходе. В салоне были оборудованы специальные место для лыжного инвентаря, багажа пассажиров, а также автомат для продажи напитков и газет. Также была добавлена третья одностворчатая дверь в заднем свесе, которой не было у базовой модификации Setra S215SL. Setra Skibuss был создан в единственном опытном экземпляре.

Автобусы Setra 200-й серии имели такой успех в эксплуатировавших их компаниях, что в 1994 году Setra была вынуждена создать своеобразный «гибрид». Полутороэтажный автобус Setra S250 Special внешне был практически идентичен автобусам 300-й серии, в то время как по своим техническим характеристикам оставался автобусом 200-го модельного ряда. Всего с 1994 по 1997 год было выпущено несколько сотен экземпляров этой модели.

Тем не менее, время взяло свое: с 1994 года был прекращен выпуск автобусов Setra 200-ой серии в городских, пригородных и региональных модификациях, а с 1997 года также и туристических Setra S215HDH и Setra S250. Помимо основных производственных мощностей компании в немецком Ульме, машины третьего поколения собирали также по лицензии в Испании, Греции и Турции. С 1993 вплоть до 2003 года автобусы Setra 200-ой серии собирались в Китае.

Техническое описание

Автобусы Setra 200-го модельного ряда имеют цельнометаллический кузов несущей конструкции с заднемоторной компоновкой. В стандартной комплектации автобусы оборудованы дизельными двигателями Daimler-Benz; в качестве опции устанавливались также силовые агрегаты MAN. Туристические автобусы оборудовали механическими 6-cтупенчатыми коробками передач ZF, городские – 4-ступенчатыми автоматическими серии ZF Ecomat.

В дизайне машины в глаза бросались в первую очередь форма передка с цельным лобовым стеклом и вклееные стекла. Последние были настоящей технической новинкой на момент появления автобусов Setra 200-ой серии. На автобусах этого модельного ряда, впервые в истории Setra Kessbohrer, были применены дисковые тормоза и пневматическая подвеска. Еще одной особенностью была система вентиляции пассажирского салона. Воздух поступал сквозь щели над окнами, прикрытые декоративными пластиковыми элементами, после чего равномерно распределялся по салону системой индивидуальной вентиляции.

Система обозначения моделей

Буквенно-цифровое обозначение моделей автобусов Setra состоит из двух частей. В цифровой части закодировано поколение (или серия) автобусов, а также количество рядов для сидений (от 8 у Setra S208 до 28 у Setra S228). Буквенная часть обозначает модификацию автобуса и отвечает типу кузова и его комплектации. Перед цифровой частью идет буква S (одиночные модели) или SG (сочлененные модели). Ниже представлен список моделей автобусов Setra третьего поколения (200-й модельный ряд) а также перечень индексов модификаций.

Модель Длина кузова, мм Количество рядов сидений Модификации
Setra S20876008S208HM, S208HA
Setra S20986009S209HM
Setra S210934010S210H, S210HD
Setra S2119660 (H,HM);
9870 (HD)
10-11S211H, S211HM, S211HD
Setra S2121037012S212H, S212HM,
Setra S2131129013S213H, S213HM, S213HD, S213HR, S213RL, S213ÜL
Setra S2141154013S214HD
Setra S2151200013-15S215H, S215HM, S215HD, S215HDH, S215HDS, S215HR, S215RL, S215SL, S215ÜL, S215NR
Setra S2161200016S216HDS
Setra S21713340 (NR);
13650-13700 (HDH)
15-17S217HDH, S217NR
Setra SG2191742019SG219SL
Setra SG2201743020SG220HÜL
Setra SG2211800019-21SG221HD, SG221ÜL
Setra S2281200028S228DT

H (нем. Hochbodenbauweise – “конструкция с высокой основой”) - туристический (междугородный) автобус с багажным отсеком в межпольном пространстве и двумя дверьми, расположенными в переднем и заднем свесе. Выпускался с 1976 по 1991 гг; в последние годы производства спрос на подобные автобусы значительно упал, т.к. полутораэтажные машины оказались более востребованными в междугородных перевозках, чем одноэтажные.

HM (нем. Hochbodenbauweise Mitteltur – “конструкция с высокой основой; средняя дверь”) – туристический (междугородный) автобус с багажным отсеком в межпольном пространстве и двумя дверьми, расположенными в переднем свесе и в базе автобуса. Подобные машины выпускались с 1978 по 1984 год, в дальнейшем были заменены на рынке модификациями HR и RL.

HD (нем. Hochdecker – “высокопалубный”) – туристический (междугородный) автобус с увеличенным багажным отсеком, за счет чего салон автобуса расположен выше, чем у модификации H. Автобусы имели переднюю обычную дверь и среднюю дверь «тоннельного типа». Выпускались с 1976 по 1991 гг.

HDH (нем. Hochdecker Hoch – “высокопалубный высокий”) - полутороэтажный трехосный туристический (междугородный) автобус. Был разработан для рынка США в 1984 году, с 1988 по 1997 год производился также для европейского рынка. Автобус не имеет отдельной двери кабины водителя; в межпольном пространстве по левую сторону от средней двери тоннельного типа находится буфет.

HDS (нем. Superhochdecker – “высокопалубный высокий”) - полутороэтажный трехосный туристический (междугородный) автобус, разработанный для европейского рынка. Выпускался с 1980 по 1983 (Setra S215HDS) и с 1984 по 1992 (S216HDS) гг. В отличие от модификации HDH автобус имеет отдельную дверь для водителя, а также измененный дизайн передка. У модели S216HDS кабина полностью отделена от салона и находится на уровень ниже; при этом с кабиной совмещен буфет и спальное место водителя. За счет удлинения салона над кабиной удалось разместить еще один ряд пассажирских сидений.

HR (нем. Hochdecker Regional – “высокопалубный региональный”) – междугородный автобус для работы на маршрутах короткой и средней протяженности. Равно как и модификация НМ имеет две двери, в переднем свесе и в базе автобуса, но отличается иным дизайном передка (практически ровная передняя панель). С 1980 по 1984 год автобусы этой модификации выпускались с окнами на уплотнителях и без типичной для автобусов третьего поколения системы вентиляции (вместо воздухозаборников над окнами был установлен кондиционер на крыше в задней части автобуса). Позже конструкция была унифицирована с остальными автобусами модельного ряда.

RL (нем. Regionalbus – “региональный автобус”) - междугородный автобус для работы на маршрутах короткой и средней протяженности. От модификации HR отличается наличием широкой двухстворчатой двери в базе. Равно как и автобусы модификации RL выпускался до 1984 года с окнами на уплотнителях и с кондиционером.

SL (нем. Stadtlinienbusse – “автобус для городских линий”) – автобус для работы на городских маршрутах. Имеет две широкие двухстворчатые двери – в переднем свесе и в базе, а также широкие маршрутоуказатели под лобовым стеклом в верхней части и по правому борту за первой дверью над окнами. Окна уменьшены по высоте по сравнению с другими модификациями.

ÜL (нем. Überlandlinienbus – “автобус для пригородных линий”) - автобус для работы на пригородных маршрутах. Имеет узкую одностворчатую переднюю и широкую двухстворчатую среднюю двери. В отличие от модификации RL автобус не имеет багажных отделений в межпольном пространстве, оснащен передним маршрутоуказатем под лобовым стеклом вверху, а также имеет более простую конструкцию сидений.

NR (нем. Niederflurbusse – “низкопольный автобус”) – полунизкопольный автобус для работы на пригородных маршрутах. Имеет такую же комбинацию дверей, как и модификация ÜL, однако боковое остекление уменьшено по высоте, за счет чего установлен боковой маршрутоуказатель (как у модификации SL). Низкопольной является лишь часть салона между первой и второй дверями, хвостовая же часть имеет стандартный уровень пола.

Setra S215 в Харькове

Первые автобусы Setra S215 появились в Харькове в начале 2000-ых годов. На сегодняшний день в нашем городе работают б/у машины из многих стран Европы; к примеру, автобус АХ5149ВА принадлежал ранее французцкой турфирме "Archimbaud voyages ", 433-23ХА - датской "Bornholms turisttrafik", 01944ХА - эстонской "Luule Reisid". Наиболее распространенными стали модификации S215H и S215HD; большинство машин выпущены в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Автобусы работают на междугородных маршрутах, в частности, Харьков - Чернигов, Харьков - Бирюч, Харьков - Балаклея; также они осуществляют нерегулярные перевозки. Несколько автобусов Setra S215 исполняют рейсы между харьковским ТЦ "Барабашово" и одесским промрынком "7-й километр".

Начиная с августа 2010 года, в Харьков стали регулярно поступать автобусы городской и пригородных модификаций Setra S215SL, Setra S215ÜL и Setra S215NR. К началу марта 2011 года пришло около двух десятков машин. Все эти автобусы были произведены в начале 90-х годов прошлого века. Большинство автобусов принадлежали ранее немецкой фирме Rizor GmbH из города Хильдесхайма. Эта компания, занимающаяся перевозкой школьников и заказными перевозками, купила в свою очередь автобусы б/у у других немецких фирм, которые использовали их ранее для работы на регулярных маршрутах.

Поступившие в Харьков автобусы Setra S215SL, Setra S215ÜL и Setra S215NR работают на городских (№№ 204,305) и пригородных (№№ 172,187,316) маршрутах, при этом на 204-ом маршруте автобусы Setra составляют основу подвижного состава. С сентября по декабрь 2010 года один из низкопольных автобусов Setra S215NR работал также на маршруте № 89, а в декабре 2010 года автобус Setra S215ÜL работал на 107-ом маршруте.

© Андрей Бутковский, 2013

Источники:

  1. Setra Baureihen;
  2. The Setra Museum in Ulm;
  3. А. Хрисанфов. Полвека с несущим кузовом (История фирмы Setra). Грузовики и автобусы, № 4, 2002;
  4. I.V.I & E. GmbH – Шинкаренко О., Лапшин Ф. Setra номер два. Грузовики и автобусы, № 3, 2006;
  5. Материалы немецкой википедии;
  6. Материалы французской википедии;
  7. I.V.I & E. GmbH – Автобусы из Германии;
  8. Betriebshof Bochum-Werne;
  9. Kässbohrer-Bahnbusse in den 80ern;
  10. Dieters Strassenbahn/Bus Seiten: Ubersicht Bustypen Setra;
  11. Das Omnibusportal für Südniedersachsen.


Техническая характеристика автобусов Setra S215

Габаритные размеры
Длина, мм12000
Ширина, мм2500
 Setra S215HD Setra S215SL
Высота, мм33403210
Колесная база, мм6000
Передний свес, мм2620
Задний свес, мм3300
 Setra S215HD Setra S215SL
Передняя колея, мм19962049
Задняя колея, мм17551759
Дорожный просвет, мм219200
Масса и наполняемость автобуса
Полная масса автобуса, кг1600017600
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг1000011000
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг60007600
Количество мест для сидения5644
Общее количество мест56+2105
Двигатель и КПП
Марка двигателяMercedes-Benz OM402Mercedes-Benz OM 427h
Типдизельныйдизельный
Количество и расположение цилиндров8 V6 R
Мощность, кВт (л.с.)188 (256)177 (241)
Обьем, см31276011413
 
КППZF S6 80ZF 4HP 500
Тип КППмеханическаяавтоматическая
Число ступеней КПП64
Передаточные числа7,41/4,27/2,75/1,84/1,24/1,003,43/2,01/1,42/1,00
 
Минимальный радиус разворота, м18,315,6