Автобус. Подвижной состав. Mazda-E2200, Nissan Urvan, KIA Besta

ОписаниеФотогалерея (14)

История моделей

Mazda-E2200. Производство микроавтобусов Mazda-E2200 началось в 1983 году. Машина была одной из модельного ряда малотоннажных грузовиков и микроавтобусов Mazda Bongo, производившихся японским концерном с 1964 года. 1983 год ознаменовался появлением на рынке нового, уже третьего по счету поколения Mazda Bongo, а также расширением линейки моделей. Машины нового поколения отличались от их предшественников в первую очередь новой линейкой устанавливаемых на них двигателей (карбюраторные объемом 1,8 и 2,0 л, дизельные объемом 2,0 и 2,2 л), появлением гидроусилителя руля и электрических стеклоподъемников в стандартной комплектации, а также внешним рестайлингом. Отличительной особенностью машин третьего поколения стал массивный передний бампер, придавший небольшому микроавтобусу более солидный вид.

За время производства (1983 – 1999 гг.) машины третьего поколения пережили ряд изменений в дизайне и конструкции. Так, с ноября 1984 года в стандартную комплектацию вошли дисковые тормоза на передних колесах, а с 1990 года – центральный замок. В 1997 году произошли небольшие изменения во внешнем виде микроавтобуса (изменилась форма окон передних дверей), а также в интерьере (изменилась приборная панель).

В семейство машин Mazda Bongo третьего поколения входят короткобазные (2220 мм) и длиннобазные (2600 мм) модели. По назначению существуют цельнометаллические фургоны, грузовики с бортовой платформой (только для внутреннего рынка), грузопассажирские версии на 6 человек (с остеклением боковин и без) и микроавтобусы. Была создана также полноприводная модификация 4х4. Для европейского рынка предназначались лишь машины с карбюраторным двигателем объемом 2,0 л мощностью 95 л.с, а также с дизелем объемом 2,2 л и мощностью 70 л.с. Последняя модель, более известная как Mazda-E2200, стала наиболее популярной в Европе.

Mazda Bongo третьего поколения производились до 1999 года, после чего их сменила линейка моделей четвертого поколения, в которую также вошла обновлена модель E2200.

Nissan Urvan. Микроавтобусы и мини-вэны Nissan Urvan выпускаются известным японским автопроизводителем с 1973 года. За это время на конвейере сменились четыре поколения этих автомобилей - Е20/Е21/Е22 (1973-1980 гг.), Е23 (1980-1986), Е24 (1986-2001) и Е25 (2001 - настоящее время). На дорогах Украины чаще всего встречаются машины третьего поколения, как б/у, так и приобретенные новыми в 90-е годы машины.

Nissan Urvan Е24, запущенный в производство с сентября 1986 года, в целом практически полностю соответствовал машинам предыдущего поколения. Был проведен незначительный "фейслифтинг", формы кузова стали чуть более скругленными, а дизайн кабины и салона - более современным. С 1987 года на машинах третьего поколения стали устанавливаться более мощные двигатели, как карбюраторные и инжекторные (91 – 101 л.с.), так и дизельные (75 – 100 л.с.). С 1996 года в линейке дизельных двигателей появился также четырехцилиндровый QD32.

Nissan Urvan E24 экспортировался во многие страны мира. В некоторых регионах эти машины продавались под названием Nissan King Van. C 2001 года машины третье поколение микроавтобусов Nissan Urvan (Е24) сменило четвертое (E25), но машины третьего поколения до сих пор собирают по лицензии в Кении.

Kia Besta. Kia Besta – лицензионный корейский аналог Mazda Bongo, внешне лишь незначительно отличающийся от японских машин более скругленной формой кузова. Название Kia Besta носили машины второго поколения корейских аналогов «Мазды», выпускавшиеся с 1985 года. Первое же поколение, производившееся в 1980-1987 годах, даже по своему названию (Kia Bongo) было идентично оригинальной японской модели.

Линейка микроавтобусов и мини-вэнов Kia Besta была представлена микроавтобусами, рассчитанными на 9 или 12 пассажиров, а также грузовым (3 места, включая водителя) и грузопассажирским (6 мест) мини-вэнами. В 1992 году был проведен незначительный рестайлинг – изменились фары, зеркала и некоторые кузовные элементы, устанавливаемые на Kia Besta.

В 1995 году Kia выпустил собственную модель микроавтобуса – Kia Pregio, на сей раз не имеющею ничего общего с Mazda. Kia Besta параллельно продолжали выпускать до 1997 года. Микроавтобусы Kia Besta экспортировали в страны Европы и Латинской Америки; в некоторых странах машина позиционировалась как Kia K-series.

Техническое описание

Микроавтобусы Mazda-E2200, Nissan Urvan и Kia Besta имеют несущий кузов вагонной компоновки. Небольшие размеры микроавтобуса позволяют ему без проблем маневрировать на узких улочках и загруженных магистралях. Вагонная компоновка позволяет наиболее рационально использовать внутреннее пространство машины; в то же время за счет отсутствия капота снижена пассивная безопасность. Последнее у модели Mazda-E2200 призван компенсировать массивный бампер, выступающий вперед.

В салон микроавтобуса ведет сдвижная дверь по правому борту. В задней стенке имеется дверь аварийного выхода, откидывающаяся вверх; в грузопассажирских модификациях и переоборудованных микроавтобусах она используется для погрузки и выгрузки. Водитель и сидящий слева от него пассажир имеют отдельные двери для посадки, расположенные над колесными арками. Последнее обстоятельство в маршрутке могло доставить неприятности пассажирам, предпочитающим ездить на переднем сидении, так как довольно легко можно запачкать одежду о колесо.

Дизайн кабины и салона характерен для 80-х годов. Особенно архаично смотрится угловатая приборная панель в кабине, которая, впрочем, достаточно эргономична. Салон микроавтобусов встречается в разной комплектации – рассчитанный на 9, 12 и 15 пассажиров. В качестве маршрутных такси чаще всего использовалась последняя версия, салон которой тесен даже по сравнению с РАФ-2203. В интерьере использован серый пластик, сиденья же обиты легко моющимся дерматином. Зимой в микроавтобусе достаточно тепло благодаря автономному обогревателю. Вентиляция осуществляется лишь посредством форточек; крышевой вентиляционный люк отсутствует.

Двигатель микроавтобуса Mazda-E2200 – дизельный, объемом 2.2 л и мощностью 70 л.с. На микроавтобусы Kia Besta может быть также установлен дизель корейского производства большего объема (2.7 л) и мощности (80 л.с.). Микроавтобусы Nissan Urvan , отличающиеся по агрегатной базе от Kia Besta, оснащаются другой линейкой карбюраторных, инжекторных и дизельных двигателей. Низкая мощность двигателя – слабая сторона японских и корейских микроавтобусов. Зачастую ее не хватает, особенно при наполненном салоне. Еще одна отрицательная сторона двигателя – плохая шумоизоляция. Зато силовые агрегаты японских и корейских микроавтобусов оборудованы системой предпускового подогрева QSS, благодаря которой двигатель можно запустить без проблем даже в 25-градусный мороз.

На микроавтобусы Mazda-E2200, Nissan Urvan и Kia Besta устанавливались 4-х и 5-и ступенчатые механические КПП. Mazda-E2200 в качестве опции имеет также 3-х ступенчатую коробку-автомат, а Nissan Urvan – 4-х ступенчатую АКПП. Последняя довольно надежна, однако в случае выхода из строя ремонт ее достаточно проблематичен. Рулевой механизм – реечный, встречается как с гидроусилителем, так и без него. Передняя подвеска – независимая, на двойных треугольных рычагах, со стабилизатором поперечной устойчивости. В качестве упругих элементов используются торсионы. Задняя подвеска – зависимая, на листовых рессорах. Передние тормоза с дисковым механизмом, а задние – с барабанным.

Mazda E2200, Nissan Urvan и Kia Besta в Харькове

Маршрутных такси Mazda-E2200 в нашем городе было всего лишь 26 машин. Эта цифра кажется и вовсе маленькой по сравнению с количеством «Газелей», наводнивших наш город в конце 90-х. Тем не менее, «Мазды» запомнились очень многим харьковчанам по многим причинам. Они были одними из первых коммерческих маршруток в городе; они первыми «разбавили» собой массу советских РАФиков; они также работали на основных и наиболее напряженных маршрутах в разных районах города. Mazda-E2200 принадлежали нескольким коммерческим перевозчикам – АО «Герц», ООО «Нэмо», ООО «Экспресс», ООО «Точприбор», Кооператив «Контакт». Судьбу машин каждого перевозчика мы и рассмотрим дальше по отдельности.

АО «Герц» и ООО «Нэмо». Маршрутные такси на базе микроавтобусов Mazda появились в нашем городе в 1996 году. Они были приобретены на деньги, полученные по облигациям первого муниципального займа и отданы в аренду коммерческой фирме «Лео». Первые три машины (6602XIA – 6604XIA) поступили в конце июня 1996 года и с 1 июля стали работать на специально открытом под них маршруте 77т (Ст. м. «Научная» - Студгородок). В середине июля пришло еще 7 машин (6615XIA – 6621XIA), после чего были открыты маршруты 78т (Проспект Победы – Парк им. Горького) с выпуском в четыре машины, и 79т (Ст. м. «Проспект Гагарина» - Ул. Одесская) с выпуском в три машины. Последние две машины (6403XIA и 6404XIA) поступили в начале сентября. Это позволило продлить маршрут 77т до площади Свободы, а 79т – до улицы Южнопроектной. Еще ранее, в августе, маршрут 78т был продлен от парка Горького до площади Конституции.

Десять из поступивших машин были окрашены в красный цвет и лишь две, пришедшие последними, – в белый. Фирма «Лео» достаточно быстро «канула в лету» и уже в конце 90-х “Мазды» были разделены пополам между АО «Герц» (77т) и ООО «Нэмо» (78т). Эти же фирмы выкупили машины у города, а маршрут 79т, продленный к тому времени до Основы, перешел третьему перевозчику (ООО «Точприбор»), владевшему своими собственными японскими микроавтобусами.

«Мазды» на 78т работали до 2003 года, после чего были переведены на менее загруженный 256-ой маршрут. Одна же из машин ООО «Нэмо» последние годы эксплуатации работала на маршруте 221т. Окончательно микроавтобусы были отставлены от пассажирской эксплуатации осенью 2004-го года, после чего отдельные машины еще работали как служебные микроавтобусы предприятия.

Микроавтобусы, ставшие собственностью АО «Герц» работали на маршруте 77т до 5 марта 2005 года. Они стали последними маршрутными Mazda-E2200 в нашем городе. Как и в ООО «Нэмо», после прекращения пассажирской эксплуатации отдельные машины также продолжали работать в качестве служебных.

ООО «Экспресс». В 1997 году к организациям, эксплуатирующим Mazda-E2200, добавилось также ООО "Экспресс", созданное на базе АТП-16364. Последнее долгие годы специализировалось на перевозке хлебобулочных изделий, но в середине 90-х для него наступили трудные времена. Практически каждый хлебзавод обзавелся собственным автопарком хлебных фургонов и уже не нуждался в услугах АТП; в то же время машины АТП-16364 уже полностью выработали свой ресурс и подлежали списанию. В этих условиях пассажирские перевозки оказались "спасительной соломинкой" позволившей предприятию удержаться на плаву.

Предприятие получило в аренду пять микроавтобусов Mazda-E2200 (6695XIA – 6699XIA), закупленных по программе второго муниципального займа в марте 1997 года. Микроавтобусы темно-синего цвета стали обслуживать специально открытый под них 206-й маршрут (Ст. м. "Академика Барабашова" - Ул. Натальи Ужвий). Впоследствии ООО «Экспресс» выкупило эти машины. На 206-м маршруте они работали до осени 2003 года. Затем две машины (6696XIA и 6699XIA) были проданы частным владельцам, а оставшиеся три некоторое время выходили на 228-й маршрут, после чего стали использоваться исключительно для заказных и служебных перевозок.

ООО «Точприбор». В 1998 году завод «Точприбор» решил заняться несвойственной ему до той поры деятельностью, а именно, пассажирскими перевозками. Для этого были приобретено 6 микроавтобусов Mazda E2200 (1612XАA, 1614XАА, 1615ХАА, 1616ХАА, 1619ХАА, 1652ХАА) и 5 – Nissan Urvan (1617ХАА, 1618ХАА, 1620ХАА, 1621ХАА, 1622ХАА). Эти машины, выкрашенные в белый цвет, обслуживали маршрут 5т (Ст. м. «Проспект Гагарина» - 22-я больница). Позже они также работали на двух других маршрутах предприятия – 79т и 202т. В отличии от других харьковских Mazda-E2200 микроавтобусы «Точприбора» имели сложную в обслуживании АКПП, что и предопределило их участь. Один микроавтобус (1615ХАА) был списан уже в 2001 году, а остальные распроданы годом позже.

ОАО «АТП-16351». Два микроавтобуса Kia Besta были приобретены дергачевским АТП-16351 в 1997 году. Один из них впоследствии был продан частному владельцу, второй же проработала на маршрутах предприятия почти 10 лет. В 2003-2004 годах этот микроавтобус достаточно часто появлялся на маршруте 156 (Ст. м. «Центральный рынок» - ХЗВИ).

Кооператив «Контакт». На единственном маршруте этого перевозчика (71т) работали три микроавтобуса Mazda-E2200 c конца 90-х до декабря 2004 года. В отличие от остальных маршрутных Mazda-E2200 в нашем городе, эти машины 1991-1992 годов выпуска были приобретены б/у. После того как в конце 2004 года конкурс на обслуживание маршрута 71т выиграл другой перевозчик, машины были проданы частным владельцам.

Служебные машины. Помимо микроавтобусов Mazda E2200 и Nissan Urvan, предназначенных для использования в качестве маршрутных такси, достаточно много этих машин было приобретено в 1995-1999 годах различными организациями и предприятиями Харькова. В частности, партия специализированных микроавтобусов Mazda-E2200 была приобретена для городской станции скорой помощи и ряда больниц города. Служебные микроавтобусы Mazda-E2200 были также у Южной железной дороги, Укрпочты, Областной налоговой администрации, Горэлектротранса и т.д., а Nissan Urvan – у органов внутренних дел.

© Андрей Бутковский, 2011



Технические характеристики микроавтобусов Mazda E2200, Nissan Urvan Е24 и Kia Besta

  Mazda E2200Nissan Urvan E24Kia Besta
Габаритные размеры
Длина, мм491547254685
Ширина, мм169016901690
Высота, мм197019901945
База, мм260026452400
Масса и наполняемость автобуса
Масса снаряженного автобуса, кг 150013801380
Полная масса автобуса, кг 276027502685
Общее количество мест15
Двигатель и КПП
Тип двигателя Дизельный
Количество и расположение цилиндров4 R
Мощность, кВт (л.с.)64 – 7575 – 10165
Объем, л2.22.5, 2.7, 3.2 2.2
Тип КПП Механическая / АвтоматическаяМеханическая
Количество ступеней КПП4, 5 (Механическая), 3, 4 (Автоматическая)5
 
Передняя подвескаНезависимая, торсионная
Задняя подвескаЗависимая, рессорная
Передние тормозаДисковые, вентилируемые
Задние тормозаБарабанные
Шины185/80 R14
Емкость топливного бака, л626560