Троллейбус. Подвижной состав. ЯТБ-4 и ЯТБ-4А

ОписаниеФотогалерея (19)

История ярославских троллейбусов

15 ноября 1933 года в Москве открылось движение по первой троллейбусной линии в СССР. И практически сразу началось бурное развитие нового вида городского транспорта в Советском Союзе. Первые троллейбусы марки "ЛК" (сокращенно от "Лазарь Каганович") строили в Москве. Шасси для этих машин изготавливал Ярославский автозавод, электрооборудование - московский завод "Динамо", кузова - Завода имени Сталина (ЗИС). За 1933-1936 годы было создано пять различных моделей "ЛК", включая трехосный троллейбус ЛК-3, изготовленный в единственном экземпляре. Но с 1936 года троллейбусы решили производить на одном заводе. Для этого был выбран Ярославский автомобильный завод, который ранее специализировался на выпуске грузовиков и автобусов. На заводе было создано конструкторское бюро, которое должно было спроектировать новую модель троллейбуса в сжатые сроки.

Первый троллейбус ЯТБ-1 сошел с конвейера 25 июля 1936 года. Новая модель имела деревянный кузов с металлической облицовкой, как и старые троллейбусы "ЛК", однако его форма стала менее угловатой. Был значительно снижен уровень пола в троллейбусе, что позволило сделать всего одну ступеньку. Переднюю ось, колеса, ступицы и рулевой механизм троллейбус заимствовал от грузовика ЯГ-4. Электродвигатель ДТБ-60 мощностью 60 кВт был расположен с левой стороны рамы, для того чтобы снизить уровень пола в салоне. Он позволял развивать скорость до 50 км/час. Проектом предусматривалось пневматическое оборудование для торможения, управления двустворчатыми дверьми шириной 730 мм, стеклоочистителями и установкой для накачки шин. Количество мест в троллейбусе составляло 50, при этом 35 человек могли ехать сидя.

В ноябре 1937 года завод стал выпускать новую модель ЯТБ-2, которая, правда, мало чем отличалась от предыдущей. Внешне эти отличия заключались лишь в том, что появились наружные маршрутные фонари и дверь в кабину водителя. Внутри салона появилась перегородка кабины водителя и защита электроаппаратуры от воздействия атмосферных осадков и грязи. На ЯТБ-2 трансмиссионный дисковый тормоз был заменен тормозом на задние колеса, промежуточный карданный вал был убран, рама усилена. Также в конструкции ЯТБ-2 была предусмотрена такая любопытная процедура, как обкатка шасси без кузова.

В июне 1938 года был выпущен первый троллейбус ЯТБ-3. Эта модель стала первым и последним советским двухэтажным троллейбусом. Всего в 1938-1939 годах было выпущено 10 машин ЯТБ-3. Все они работали в Москве на линиях "Пл. Свердлова - Пос. Сокол" и "Пл. Свердлова - ВСХВ", где специально для двухэтажных машин провода контактной сети были перевешены на один метр выше.

Производство троллейбусов ЯТБ-4 началось в конце 1938 года. У этой модели было изменена схема электрооборудования, установлен новый двигатель ДК-201б, мощность которого достигала 100 л/с, облегчен кузов, введен новый редуктор и новый компрессор. Внешне троллейбус отличался от ЯТБ-2 лишь отсутствием ящика с пусковыми реостатами на крыше - они стали располагаться под полом кабины водителя для лучшей защиты от атмосферных осадков.

Одновременно велись работы по созданию троллейбуса с полуметаллическим кузовом. В 1939 году было выпущено два экспериментальных троллейбуса ЯТБ-4А, ходовая часть и электрооборудование которых было аналогично модели ЯТБ-4. Основные изменения касались кузова. Деревянные поперечные балки кузова были заменены металлическими полосами с деревянными вставками, увеличив таким образом жесткость и прочность каркаса. Перекрытие над задним мостом также заменили на металлическое. Внесли изменения в строение бортов, крыши, в наружную и внутреннюю облицовку и отделку салона, кабины, в шасси и электрооборудование. Вес машины был снижен до 7640 кг, а количество мест увеличилось до 55.

Внешне новая модель гораздо больше отличалась от ЯТБ-4, чем сам ЯТБ-4 от ЯТБ-2. Так, была изменена форма маршрутных окон, появились габаритные огни, изменилась также и форма лобового стекла. Неудобную наружную дверь в кабину водителя убрали, заменив ее входом в кабину из салона. Изменилась конструкция и дизайн пассажирских сидений салона.

Хотя два опытных образца ЯТБ-4А были построены в 1939 году, их серийное производство началось только в начале 1941 года. Тогда же началось проектирование троллейбуса ЯТБ-5, двигатель у которого был расположен по центру кузова, также был установлен новый передний мост. Первый и единственный экземпляр троллейбуса ЯТБ-5 был выпущен уже после начала войны и работал в Москве.

С 1941 года Ярославский завод прекратил производство троллейбусов. В годы войны завод переключился на выпуск вооружения, боеприпасов и артиллерийских тягачей. В 1946 году производство троллейбусов в Советском Союзе возобновилось, но уже на Тушинском авиазаводе в Москве, где на основе троллейбуса ЯТБ-5 и чертежей для непостроенного ЯТБ-6 создали первый отечественный цельнометаллический троллейбус - МТБ-82. Ярославский же завод переключился на выпуск 5-7 тонных грузовиков Я-200.

После войны многие ярославские троллейбусы были переоборудованы и получили цельнометаллический кузов, а в Москве на Тушинском авиазаводе и Сокольническом вагоноремонтном заводе проводился капитальный ремонт троллейбусов ЯТБ, в ходе которого на шасси ярославского троллейбуса ставили кузов троллейбуса МТБ-82. В некоторых городах СССР троллейбусы ЯТБ работали вплоть до начала 60-х годов, т.е. более 20 лет.

Троллейбусы ЯТБ-4 и ЯТБ-4А в Харькове

К концу 30-х годов ХХ века троллейбусные системы были построены уже в 6 городах Советского Союза. Весной 1939 года строительство троллейбусной линии началось и в Харькове. В конце марта 1939 года, как тогда писали "в подарок от Советского правительства", город получил 10 новых троллейбусов ЯТБ-4, Машинам именно этой модели и было суждено открывать троллейбусное движение в Харькове. Им были присвоены парковые номера 50-59. Почему нумерация первых троллейбусных машин в городе не началась с #1, как это было в других городах Советского Союза - неизвестно.

Поступив в Харьков, новые машины расположились в Коминтерновском трамвайном парке, поскольку специального троллейбусного депо в Харькове не было. Позже было построено временное троллейбусное депо на улице Карла Либкнехта (Сумская) на месте нынешней Зеркальной струи. Туда и были перевезены ЯТБ-4.

Троллейбусное движение в Харькове было намечено открыть к празднику 1 мая, но к этой дате подготовить пуск троллейбуса не успели. Обкатка новых машин на линии без пассажиров была произведена 3-4 мая, а 5 мая состоялось торжественное открытие первого маршрута харьковского троллейбуса. Первыми водителями троллейбусов стали харьковчане - бывшие водители Коминтерновского и Ленинского трамвайных парков, предварительно прошедшие переподготовку в Киеве.

Осенью 1939 года, перед открытием троллейбусной линии до Южного Вокзала, в Харьков пришли еще 8 троллейбусов ЯТБ-4, которые получили номера от #58 до #67. И еще одну партию из 9 троллейбусов (#68 - #76) город получил в первой половине 1940 года. Всего в довоенном троллейбусном парке Харькова насчитывалось 27 машин модели ЯТБ-4.

Во время Великой Отечественной войны было разрушено 13 троллейбусов, что составляло половину довоенного парка. Некоторые из их числа были использовались в качестве баррикад во время уличных боев в октябре 1941 года. После войны удалось восстановить лишь пять разрушенных машин, остальные восемь ремонту не подлежали. Так город потерял троллейбусы ## 57,69,70,72-76. Другие 14 троллейбусов были повреждены не так критично, но все же были неработоспособны. К моменту возобновления троллейбусного движения в Харькове (май 1944 года) силами депо были отремонтированы 9 троллейбусов. Остальные 10 машин были восстановлены в течение 1945-1946 годов.

В мае 1944 года в Харьков поступили 2 троллейбуса ЯТБ-4А. Этому предшествовала длинная вереница событий. В конце лета 1941 года 12 троллейбусов с запчастями были отправлены в Украину, однако из-за начала войны эти машины были переадресованы в Алма-Ату. В Алма-Ате троллейбусного движения не было, поэтому ЯТБ-4А простояли там законсервированными до 1944 года. 6 машин в мае 1944 года открыли троллейбусное движение в Алма-Ате, а другие 6 все-таки пришли в Украину. Первоначально все эти машины поступили в Харьков, где их начали ремонтировать. ЯТБ-4А были присвоены парковые номера (предположительно ## 80-85). Вскоре три троллейбуса ушли в Сталино (ныне Донецк), а два остались в Харькове. Судьба шестой машины неизвестна. Оставшиеся в Харькове троллейбусы ЯТБ-4А работали под номерами 80 и 81.

В конце 40-х годов все троллейбусы ЯТБ-4 и ЯТБ-4А были модернизированы силами депо. При этом внешне они стали во многом походить на МТБ-82, в частности, появились так называемые "окна для стоячих пассажиров" и новые маршрутоуказатели, характерные для МТБ-82. Тем не менее, кузов не был сменен полностью и во многом сохранил свой первоначальный вид.

После войны возникла необходимость в грузовых троллейбусах, поэтому в конце 40-х годов две машины ЯТБ-4, ## 55 и 66, были переоборудованы в грузовые платформы.

Списания троллейбусов ЯТБ-4 начались в 1954 году, когда были списаны 5 машин 1939 года выпуска (## 50,51,53,54,56). Один из них, #56, использовался до 1963 года как служебный троллейбус. В июле 1956 года 3 троллейбуса (## 52,58,59) были переданы в Запорожье, Львов и Ворошиловск (ныне - Алчевск). Последние 3 пассажирских троллейбуса были списаны в 1961 году. Это были ЯТБ-4А ## 80 и 81, а также ЯТБ-4 #67. Некоторые троллейбусы ЯТБ-4 использовались в качестве троллейбусов специального назначения Службой пути до середины 60-х годов. Грузовая платформа #55 на базе троллейбуса ЯТБ-4 работала до 1964 года.

© Андрей Бутковский, 2007.

Источники:

  1. Розалиев В.В. История трамвая и троллейбуса Ярославля. М, Издательский центр РГГУ, 2002;
  2. "Троллейбус в Харькове" Красное знамя, 1939 - 12 августа;
  3. "Тролейбус вийшов на лiнiю. Харкiвському тролейбусу - 30 рокiв" Вечiрнiй Харкiв, 1969 - 6 мая;
  4. "Тролейбусу Харкова - 45 рокiв" Харкiвський електротранспорт, 1984 - 5 мая;
  5. Интернет-сайт "История киевского городского транспорта";
  6. Архив ХКП "Горэлектротранс";
  7. Музей рабочей славы ХКП "Горэлектротранс";
  8. Музей 1-го троллейбусного депо ХКП "Горэлектротранс".


Техническая характеристика троллейбусов ЯТБ-4 и ЯТБ-4А:

Габаритные размеры
Длина, мм: 9300
Ширина, мм: 2500
Высота, мм: 3150
База, мм: 5200
Ширина колеи передних колес, мм: 1770
Ширина колеи задних колес, мм: 1870
Высота пола от уровня дороги, мм: 660
Ширина дверного проема, мм: 730
Масса и наполняемость троллейбуса:
Общий вес, кг: ЯТБ-4: 8070 ЯТБ-4А: 7640
Количество мест:  
общее 48
для сидения 35
Тяговый электродвигатель:
Тип двигателя: ДК-201Б
Мощность двигателя, кВт(л.с.): 74(100)
Номинальное напряжение, В: 550
Скоростные характеристики:
Максимальная скорость, км/час: 57,5
Ускорение при разгоне, м/с2: 3,6
Замедление при электродинамическом торможении, м/с2: 3,6
 
Колесная формула: 4х2
Размер шин: 10,50-20