Троллейбус. Подвижной состав. Škoda 15Tr

ОписаниеФотогалерея (136)Новости по теме (7)

История модели

Škoda 15Tr является сочлененной -метровой версией троллейбуса Škoda 14Tr. Первые два прототипа Škoda 15Tr увидели свет в 1983 году, всего лишь год спустя после начала серийного производства Škoda 14Tr. Одна из машин испытывалась в городе Пльзень в 1984 году, в то время как вторая не покидала территории завода. В ходе испытаний выявился ряд недостатков новой модели, в т.ч. общая с ранними Škoda 14Tr проблема низкой прочности кузова. На доработку ушло еще 4 года, и в 1987-1988 гг. появились следующие три прототипа. Одна из этих машин проходила испытания на улицах Киева в 1987 году. В отличие от первых двух машин, которые никогда не были в линейной эксплуатации и были порезаны вскоре после испытаний, два из трех прототипов 1987-1988 гг. сохранились до наших дней. Один из них - музейный троллейбус в городе Пльзень, второй же до сих пор находится в линейной эксплуатации в словацком городе Банска-Бистрица.

Серийное производство троллейбусов Škoda 15Tr началось в конце 1988 года, а в начале 1989 года первые серийные машины поступили заказчикам. В 1989-1991 гг. троллейбусы Škoda 15Tr поступали в города Чехословакии и стран Прибалтики. В то же время для традиционных "шкодовских" троллейбусных хозяйств Украины и стран Закавказья новая модель оказалась слишком дорогой на фоне усугублявшегося экономического кризиса в последние годы существования СССР. В Украину новые Škoda 15Tr попали лишь в Киев (45 машин; 1990-1991 г.в.) и Симферополь (6 машин; 1990 г.в.).

В начале 90-х годов Шкода переживает тяжелые времена, связанные с развалом СЭВ и утратой привычных рынков сбыта. Удержаться на плаву помогает расширение географии поставок. Так, 65 троллейбусов Škoda 15Tr было поставлено в 1992 году в столицу Ирана, Тегеран. Несмотря на жаркий климат иранской столицы, троллейбусы не были оборудованы кондиционерами. Интересной особенностью их эксплуатации стало разделение салона на "мужскую" (тягач) и "женскую" половины, согласно законам Ирана. Некоторые машины продолжают работать в Тегеране даже спустя 25 лет, правда, после прохождения модернизации. Еще 11 троллейбусов было поставлено в 1992-1993 годах в венгерский Сегед.

Модернизация одиночной Škoda 14Tr, проведенная в 1995 году, коснулась также и сочлененной Škoda 15Tr. Как и одиночная модель, Škoda 15Tr получила новый дизайн передней и задней маски, электронные маршрутоуказатели и современный дизайн салона. Практически все модернизированные Škoda 15TrM выпущенные в 1995-2004 гг. были приобретены транспортными предприятиями Чехии и Словакии, лишь 10 машин поступили в 1998-2000 гг. в Ригу. Кроме того, некоторые чешские и словацкие перевозчики, осуществляли модернизацию старых троллейбусов Škoda 15Tr по типу Škoda 15TrM.

В конце 90-х годов концерн Škoda и американская корпорация AAI создали совместное предприятие EEI Baltimore по сборке троллейбусов в Балтиморе. Предприятие занималось сборкой троллейбусов на основе кузовов с механическим и электрическим оборудованием, которые приходили в США из Чехии. Помимо крупных партий троллейбусов Škoda 14Tr EEI Baltimore также поставило 33 сочлененных троллейбуса Škoda 15TrSF в Сан-Франциско. Как внешний дизайн, так и салон троллейбуса существенно отличалась от классических Škoda 15Tr. Кроме того, троллейбусы Škoda 15TrSF были оборудованы кондиционером и имели лишь одну дверь в прицепе. Первый троллейбус Škoda 15TrSF был собран в 1999 году в Острове и, в отличие от остальных машин, был полностью укомплектован в Чехии. Остальные 32 троллейбуса были собраны из кузовово первой комплектности в Балтиморе в 2002-2003 гг. Все Škoda 15TrSF в Сан-Франциско были списаны в 2017 году.

С появлением на европейском рынке низкопольных троллейбусов, Škoda 14Tr и Škoda 15Tr стали менее популярными. В июле 2004 года были выпущены последние два троллейбуса Škoda 15TrM, которые, в отличие от предыдущих экземпляров, были оснащены статическим преобразователем SMTK 7.0, и ТрСУ Cegelec на базе IGBT. Эти машины, поставленные в Ческе-Будеёвице, стали не только последними Škoda 15Tr, но и последними троллейбусами выпущенными легендарным заводом в Острове.

Со второй половины "нулевых" годов начался постепенный вывод из эксплуатации и списание троллейбусов Škoda 15Tr в Чехии и Словакии. Несколько б/у машин при этом попали в Сегед, уже имевший опыт эксплуатации Škoda 15Tr, а также в болгарскую Варну, где до этого работали лишь одиночные 14Tr. А с 2011 года начинаются поставки б/у троллейбусов Škoda 15Tr из Чехии и Словакии в Украину. В 2011-2017 гг. троллейбусы этой модели поступили во Львов, Тернополь, Житомир, Ивано-Франковск, Черновцы, Харьков. Следует отметить, что ни в одном из этих городов чешские сочлененные троллейбусы не эксплуатировались ранее. В Украину попали в основном модернизированные троллейбусы Škoda 15TrM; большинство из них прошли капитальный ремонт перед принятием на баланс украинских предприятий. Эти машины позволили восполнить нехватку сочлененных троллейбусов, а для Львовского троллейбуса они стали первыми "гармошками" в истории предприятия.

Техническое описание

Škoda 15Tr - шарнирно-сочлененный троллейбус с несущим кузовом из стального профиля. Прицеп троллейбуса связан с тягачом с помощью шарнирного узла сочленения. Боковые панели кузова выполнены из листовой стали, их внутренняя поверхность покрыта специальным антивибрационным материалом.

Троллейбус имеет два электродвигателя 9 AL 2943 rN, аналогичные двигателям троллейбуса Škoda 14Tr. Они установлены на средней и задней осях соответственно. Система управления тяговыми двигателями - тиристорно-импульсная. Передний мост жесткий, свареный из толстостенной трубки и штамповки. Все мосты имеют пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы и сильфоны. Торможение осуществляется двумя типами тормозов - электродинамическими реостатными с рекуперацией (действует лишь на ведущие оси) и пневматическими двухконтурными, действующими на все оси. Рулевое управление гидравлическое, моноблочное.

В салон троллейбуса ведут четыре двустворчатые распашные двери с пневматическим приводом. Внутренняя обшивка салона - светлый легкомоющийся пластик, пол с антискользящ им покрытием. Освещение салона люминесцентное, принудительная вентиляция осуществляется с помощью потолочных электровентиляторов. В боковых окнах имеются форточки, рапосложенные в каждом втором окне. Отопление салона калориферное. Пассажирские сиденья пластиковые, с тканевой обшивкой. Лобовое и заднее стекла у более старых машин состоят из двух частей, у более современных машин (Škoda 15TrM) они цельные. Škoda 15TrM, а также модернизированные Škoda 15Tr оборудованы электронной инфомационной системой.

Škoda 15Tr в Харькове

В мае 2017 года КП "Троллейбусное депо № 2" заключило договора с чешской фирмой MVO Invest s.r.o на поставку 10 б/у троллейбусов из Чехии - 5 одиночных машин Škoda 14Tr и 5 сочлененных машин Škoda 15Tr. И если Škoda 14Tr эксплуатировалась в Харькове с 2014 года, то Škoda 15Tr стала новой моделью для нашего города. Все пять машин модификации 15Tr13/6M были построены в 1995 году для транспортного предприятия чешского города Пльзень, где они работали до 2012 года. В 2012 году троллейбусы были выкуплены фирмой 4Rail a.s. специализирующейся на капитальном ремонте и модернизации общественного транспорта. В течение пяти лет троллейбусы находились в собственности этой фирмы. Большую часть этого периода машины не эксплуатировались, лишь с ноября 2013 по сентябрь 2014 года несколько троллейбусов сдавались в аренду транспортному предприятию столицы Словакии, Братиславы. После заключения договора о поставке троллейбусов в Харьков все машины прошли капитальный ремонт.

Škoda 15Tr были доставлены в Харьков в конце сентября 2017 года. Троллейбусы получили парковые номера ## 2501-2505. Пассажирская эксплуатация новой модели на улицах Харькова началась 2 октября 2017 года, когда Škoda 15Tr13/6M #2502 вышла на 35-й маршрут. Вскоре на линии появились другие машины этой модели, которые стали работать на маршрутах № № 3, 31 и 35. В середине ноября 2017 года три из пяти троллейбусов (##2501, 2504, 2505) были переданы КП "Троллейбусное депо №3", где получили парковые номера ## 3101-3103, а 21 ноября 2017 года началась их эксплуатация на маршрутах 3-го депо. В дальнейшем троллейбусы Škoda 15Tr13/6M 2-го депо работали как правило на маршрутах №№ 3 и 35, а 3-го депо - на маршрутах №№ 2, 34 и 45.

Троллейбусы Škoda 15Tr13/6M работали на улицах Харькова до февраля 2022 года.

© Андрей Бутковский, 2022

Источники:

  1. Козлов, К. П., Машкевич С.. Ермак Д. Київський тролейбус. Київ : КИЙ, 2009. 608 с. : іл.;
  2. Škoda 15Tr - статья в чешской Википедии;
  3. Plzenske trolejbusy. Škoda 15Tr;
  4. Škoda 15Tr на сайте imhd.sk;
  5. Škoda 15Tr на сайте transphoto.ru;


Техническая характеристика троллейбуса Škoda 15Tr13/6M:

Габаритные размеры
Длина, мм 17720
Ширина, мм 2500
Высота, мм 3410
База тягача, мм 5420
База полуприцепа, мм 6060
Колея переднего моста, мм 2008
Колея ведущего моста, мм 1800
Высота пола над уровнем земли, мм 750
Высота салона, мм 2095
Массы и нагрузки
Снаряженная масса, кг 16400
Полная масса, кг 26600
Технические данные
Максимальная скорость, км/ч 65
Вместимость, пасс. 150
число мест для сидения 44
Двигатель
Тип 9 AL 2943 rN
Напряжение сети, В 600В
Мощность двигателя, кВт 100
Общая мощность, кВт 200
Ходовая часть
передняя подвеска и подвеска моста полуприцепа независимая
ведущий мост типа RABA 518.06
Тормозная система
Пневматический экстренный тормоз имеет два независимых контура на тягаче и один на полуприцепе
Электродинамический тормоз реостатны й с рекуперацией, действует лишь на ведущие оси