Автобус. Подвижной состав. Karsan Jest+

ОписаниеГородские маршрутыФотогалерея (190)Новости по теме (20)

Работает на городских маршрутах: 20э, 21т, 64э, 67э, 78э, 102э, 123э, 219э, 224т, 228э, 241э, 277э, 299э. [ Подробный перечень... ]
Обслуживаемых перевозчиками: КП "Салтовское трамвайное депо", ООО "АТП Темп", ООО "Экспресс"

История модели

Микроавтобус Karsan Jest разработан турецкой компанией Karsan в начале 10-х годов нашего века. Компания Karsan из города Бурса специализируется на производстве микроавтобусов уже несколько десятилетий. Однако до недавнего времени основной продукцией фирмы были устаревшие машины Karsan J9. Эта модель являвшаяся лицензионной копией французского минивэна Peugeot J9, разработанного ещe в 70-е годы прошлого века, продержалась на конвейере в Бурсе почти 30 лет, с 1981 по 2010 гг. Karsan J9 помнят и украинские пассажиры, ведь в «нулевые» годы эти машины работали в Киеве, Кривом Роге и ряде других городов Украины. После рестайлинга 2010 года модель получила индекс J10. Но уже через три года менеджмент компании пошел на радикальный шаг. Инвестировав в производство 50 миллионов долларов, компания Karsan разработала и поставила на конвейер абсолютно новый низкопольный 22-местный микроавтобус Karsan Jest. Серийное производство новой модели началось в мае 2013 года, а уже к концу года в Турции работало несколько сотен «Джестов», преимущественно на улицах Стамбула.

Равно как и большинство современных низкопольных микроавтобусов особо малого класса, Karsan Jest+ имеют переднемоторную компоновку с приводом на передние колеса. За счет подобной компоновки в средней части салона микроавтобуса удалось разместить низкопольную накопительную площадку, достаточно просторную для размещения инвалидной коляски. В салон автобуса ведет широкая двустворчатая дверь, оборудованная пандусом. Сидения в задней части машины расположены на возвышении, под которым находится технологический отсек микроавтобуса.

Осенью 2013 года Karsan Jest был впервые показан на международном автобусном салоне в бельгийском Кортрайке. С тех пор микроавтобус является частым гостем престижных международных выставок. Менеджмент компании активно продвигает свою продукцию на внешние рынки: примерно четверть из 1200-1500 производимых ежегодно "Джестов" идёт на экспорт. Karsan Jest работают во многих странах Евросоюза, в частности в Германии, Словакии, Польше, Румынии, Болгарии. Также эти микроавтобусы экспортируются в Израиль, Грузию и Азербайджан.

Модификации

Karsan Jest+ - с 2017 года вместо Karsan Jest выпускается обновлённая версия этой модели, Karsan Jest+, в конструкции которой учтены пожелания заказчиков. Внешне Karsan Jest+ практически не отличается от Karsan Jest; единственным заметным отличием новой модели стали LED-лампы дневного света, интегрированные в блок-фары.

Karsan e-Jest - В 2018-м году Карсан представил электрическую версию микроавтобуса Jest. Новый e-Jest созданный совместно с немецким концерном BMW, оснащен электрооборудованием от легкового автомобиля BMW i3. Электродвигатель мощностью 125 кВт питают две литий-ионные батареи емкостью 44 кВт.ч каждая. Запас хода соответственно достигает 210 км. Серийное производство микроавтобусов Karsan e-Jest началось в 2019 году.

Karsan Jestronic - опция установки автоматической коробки переключения передач имелась с начала производства этих микроавтобусов. Однако лишь с 2019 года версия с АКПП стала позиционироваться как отдельная модификация Karsan Jestronic.

Karsan Jest в Харькове

Меморандум о намерениях сотрудничества между Харьковским городским советом и турецкой компанией по производству автобусов «Karsan» был подписан 8 апреля 2021, в ходе Международного форума «Муниципальная инфраструктура: развитие и комфорт городов». 21 апреля на сессии городского совета было дано согласие КП "Салтовское трамвайное депо" на приобретение 80 автобусов среднего класса Karsan Atak и 70 микроавтобусов Karsan Jest+ по лизинговой схеме. А уже в августе 2021 года первая партия микроавтобусов Karsan Jest+ пришла в Харьков. Автобусы Karsan стали основой муниципального автопарка Харькова, созданного на базе коммунального предприятия "Салтовское трамвайное депо" в 2021 году

В отличие от большинства городских троллейбусов и автобусов, которые имеют стандартную зелёную окраску, муниципальные "Карсаны" окрашены в красный и чёрный цвета, а также имеют белые "шашечки" по бортами, характерные для автобусов Карсан работающих во многих других городах мира. В салоне автобусов установлены антивандальные пластиковые сидения. Харьковские Karsan Jest+ оборудованы внешними информационными табло Polaris, а также са-лонной информационной системой Гранато. Автобусы оборудованы стандартными валидаторами электронной системы оплаты проезда E-ticket. Впервые в нашем городе в этих автобусах полностью исключена оплата наличными деньгами - пассажиры могут заплатить за проезд лишь с помощью электронных карт системы E-ticket, либо одноразовых билетов, приобретённых в терминалах оплаты на остановках.

Новые автобусы Karsan Jest+ впервые вышли на городские маршруты №№ 59э, 64э, 82э и 89э 8-го сентября 2021 года. Это так называемые «социальные» маршруты с низким пассажиропотоком. Ранее эти маршруты обслуживались коммерческими перевозчиками, но в связи с убыточностью «частники» отказались от них, что создало значительные неудобства постоянным пасссажирам этих маршрутов. Так, маршрут 82э является единственным общественным транспортом для жителей небольшого поселка Федорцы, расположенного восточнее взлетно-посадочной полосы аэропорта «Харьков».

По мере поступления новых микроавтобусов они стали работать на ряде других городских маршрутов с низкими пассажиропотоками. К ноябрю 2021 года в город поступили все 70 микроавтобусов Karsan Jest+, приобретенных в Турции.

(c) Андрей Бутковский, 2021

Источники:

  1. Karsan Jest+ на сайте производителя;
  2. Karsan Jest // Статья в турецкой Википедии;
  3. Автосалон Busworld Kortrijk: серийные новинки и «концепты» Karsan. // autocentre.ua, 9 ноября 2013 года;
  4. Маршрутка будущего на выставке Busworld. // autocentre.ua, 28 января 2018 года;
  5. Турецкая Jest: Karsan построил электробус на агрегатах BMW. // Грузовики и автобусы, 9 ноября 2018 года;

Техническая характеристика автобуса Karsan Jest:

Габаритные размеры
Длина, мм: 5845
Ширина, мм: 2055
Высота, мм: 2630
Высота салона, мм: 1945-2185
База, мм: 3750
Передний свес, мм: 1200
Задний свес, мм: 895
Уровень пола, мм 270
Ширина дверного проема, мм 1200
Масса и наполняемость автобуса
Снаряженная масса, кг: 3250
Общее количество мест: 22
Количество мест для сидения: 10
Двигатель и КПП
Марка двигателя: Fiat Powertrain (FPT) F1C
Тип двигателя: дизельный
Рабочий объем, л: 2,998
Количество цилиндров: 4
Мощность, л.с.: 170
Крутящий момент, Нм: 400
Соответствие нормативам экологической безопасности: Евро 6
КПП: механическая
Число ступеней КПП: 6
 
Подвеска 4WIS, независимая
всех четырех колес
Тормозная система гидравлическая, с дисковыми механизмами
 
Максимальная скорость, без ограничителя, км/ч 154
Максимальная скорость, с ограничителем, км/ч 100
Расход топлива, л/100 км 10-12
Минимальный радиус поворота, м 6,8
Номинальное напряжение системы электрооборудования, В 12
Шины 215/75 R16C
Топливный бак, л 80