Трамвай. Подвижной состав. Моторные грузовые платформы

ОписаниеФотогалерея (221)Новости по теме (4)

Этот вид специального подвижного состава наиболее распространен в нашем городе. Грузовые платформы приспособлены для перевозки как твердых, так и сыпучих грузов. В теплое время года, когда начинают проводить различные плановые ремонты путей, они перевозят старые и новые рельсовые плети, щебень, шпалы, плиты, газовые баллоны и прочие нужные для ремонта предметы. В зимнее время платформы развозят песок.

Двухосные грузовые платформы

Широкая эксплуатация подобной техники в Харькове началась в 20-е годы прошлого века. Известно, что еще на узкоколейном трамвае применялись небольшие двухосные прицепные платформы. Тягачами для них служили обычные пассажирские вагоны, часть из которых после революции также использовалась для перевозки грузов. Так, в 1923 году инвентарь харьковского трамвая насчитывал 4 грузовых моторных вагона и 3 прицепные платформы.

В конце 20-х годов, с перешивкой трамвайной колеи и значительным расширением сети, резко возросла потребность в грузовых платформах. Помимо грузовых перевозок для нужд самого трамвайного треста, платформы начали широко использовать для оказания услуг сторонним организациям по подвозке грузов к складам, базам и магазинам, а также на строительстве многих объектов городской инфраструктуры. В частности, грузовые платформы применялись при строительных работах в районах Госпрома и ХТЗ для подвозки стройматериалов и вывоза грунта.

На рубеже 20-х и 30-х годов парк грузовых вагонов был пополнен за счет переоборудования двухосных вагонов широкой колеи «БФ», поступивших в Харьков в 1927 году и проработавших в пассажирской эксплуатации непродолжительное время. Для обеспечения грузовых перевозок салон вагона полностью демонтировался, убирались боковые стенки вагона. Таким образом, между двумя кабинами вагона размещалась платформа для перевозки грузов. Всего таких вагонов было полтора десятка. Помимо них, Трамвайные мастерские построили несколько десятков безмоторных двухосных платформ грузоподъемностью 10 тонн каждая. Для их буксировки применялись грузовые вагоны «БФ» либо специальные промышленные электровозы производства московского завода «Динамо». При этом тягачи могли вести поезд сразу из нескольких платформ, например, при перевозке длинных грузов (рельсовых плетей). Часть прицепных двухосных платформ оснащались подъемными кранами (№7 и №15), были платформы-фургоны для сварки (№31-33,35,36), были даже цистерны для перевозки жидких грузов (№22), но большинство грузовых платформ представляли обычную раму с невысокими откидывающимися бортами. В 1933 году количество грузовых платформ составляло 50 единиц.

Практика использования грузовых платформ ХТТУ для подвозки материалов харьковским заводам и фабрикам продолжалась до середины 60-х годов прошлого века. Но с развитием автомобильного транспорта и улучшением дорожной сети большинство предприятий отказались от услуг ХТТУ, и грузовые перевозки свелись преимущественно к обслуживанию потребностей самого трамвайно-троллейбусного управления. В 60-е годы постепенно списываются грузовые вагоны БФ. Вместо них в качестве тягачей безмоторных платформ стали использоваться вагоны типа «Х», также переоборудованные в грузовые. Сами платформы находились в этот период преимущественно на балансе Грузового Депо и Службы Пути, хотя некоторые из них были приписаны и к трем пассажирским депо. Нередко происходили обмены либо передачи платформ между этими подразделениями. Отдельные двухосные безмоторные платформы проработали вплоть до 80-х годов. Последние из них были списаны с инвентаря предприятия в 1986 году.

Грузовые платформы на базе вагонов МТВ-82

В 70-е годы на смену безмоторным прицепным грузовым платформам пришли моторные, производства ВАРЗа ХТТУ. Первые две моторные грузовые платформы на базе пассажирских вагонов МТВ-82 были построены в 1970 году и получили номера 134 и 135. В 1971 и 1973 году завод произвел еще по одной моторной грузовой платформе (## 136, 137), а в 1977-1980 годах было выпущено сразу 14 подобных вагонов (## 141-154), что позволило практически полностью избавиться от старых двухосных платформ. Еще четыре платформы (## 155-158) были построены в 1984-85 годах на базе списанных пассажирских вагонов МТВ-82 из Киева, специально переданных на ВАРЗ ХТТУ для переоборудования в служебный подвижной состав. Последней моторной грузовой платформой, построенной на базе МТВ-82, стала МГП-159, введенная в эксплуатацию в 1989 году. Эта платформа была переоборудована из служебного вагона МТВ-82 # 807, выполнявшего ранее функции лаборатории контактной сети.

Моторные грузовые платформы на базе вагонов МТВ-82 получили нумерацию сотой серии, не использовавшейся для пассажирских вагонов. Нумерация была сплошной для обычных и саморазгрузочных платформ и начиналась с номера 131 (вагоны 131-133 и 138-140 были саморазгрузочными платформами). В конце 80-х – начале 90-х годов перед цифрой-номером этих платформ появились буквы МГП (Моторная Грузовая Платформа) и СП (саморазгрузочная платформа) соответственно.

При постройке моторных грузовых платформ на ВАРЗе ХТТУ от пассажирского вагона МТВ-82 оставляли лишь раму с тележками и оборудованием. Над пультом управления монтировалась новая кабина, внешне значительно упрощенная по сравнению с кабиной МТВ-82. Поскольку каждая платформа изготовлялась индивидуально, их кабины также имеют незначительные внешние отличия. Платформы ## 134, 142, 149, 151 и 158 были оборудованы поворотными электротельферами (кранами), с помощью которых можно проводить укладку железобетонных плит и разгружать различное нетяжелое оборудование. МГП-135 специально предназначена для перевозки к месту работ бульдозеров: с торца платформы имеются откидные въезды. МГП-137, в отличие от остальных платформ на основе МТВ-82, имеет крытое помещение длиной в две оконные секции от КТМ-5, предназначенное для перевозки рабочих, а также пантограф вместо бугеля.

Вагоны МГП-134…МГП-159 использовались преимущественно для проведения ремота путевого хозяйства и состояли на балансе Грузового депо, а после его ликвидации - Службы пути и Депо №1. Около половины моторных грузовых платформ на базе вагонов МТВ-82 до сих пор в строю; на сегодняшний день они состоят на балансе КП «Горэлектротранссервис», занимающегося обслуживанием объектов путевого и энергохозяйства харьковского электротранспорта.

Грузовые платформы на базе вагонов Tatra-T3

В 80-е годы моторные грузовые платформы стали строить на базе других, более новых моделей пассажирских вагонов. В 1986 году в открытые плафтормы были переоборудованы 4 вагона Tatra-T3SU 1967 года выпуска. В отличие от платформ на базе МТВ-82, эти вагоны имели более слабую раму, поэтому изначально были предназначены для перевозки относительно легких грузов, использовались для нужд депо и в ремонтных работах участия не принимали. При их постройке была сохранены оригинальная кабина вагона Tatra-T3, а также часть пассажирского салона длиной в два окна, предназначенная для перевозки рабочих.

Четыре платформы были распределены между существовавшими в то время четырьмя трамвайными депо: Коминтерновское депо получило вагон МГП-1, Ленинское – МГП-2, Салтовское – МГП-3, Октябрьское – МГП-4. Позже МГП-2 была передана ВАРЗу ХТТУ. На сегодняшний день вагоны МГП-1 и МГП-3 находятся на балансе КП "Салтовское депо", вагоны МГП-2 и МГП-4 списаны.

Грузовые платформы на базе вагонов КТМ-5М3

В 1984 году в порядке эксперимента в грузовую платформу был переделан вагон КТМ-5М3 #709, списанный из пассажирского инвентаря. Бортовой номер вагона после переоборудования остался прежним. Но после года эксплуатации платформа была списана.

В начале 90-х годов было изготовлено 5 грузовых платформ на базе вагонов КТМ-5М3 (МГП-5,6,7, МП-21, МП-22). Так же, как и у платформ на базе Tatra-T3, у них была сохранена оригинальная кабина и часть пассажирского салона длиной в два окна. Индекс МП в номере последних двух изготовленных вагонов расшифровывался как "Моторная Платформа"; предназначались они лишь для перевозки легких грузов. Четыре из пяти платформ (МГП-5, МГП-6, МП-21, МП-22) поступили на баланс Грузового депо. Поскольку Ленинское депо специализировалось на эксплуатации вагонов КТМ-5, оно получило платформу МГП-7. Вместо нее, платформа МГП-2 (Tatra-T3) была отдана ВАРЗу ХТТУ. Платформы на базе вагонов КТМ-5М3 проработали недолго, так как их рама оказалась слишком тяжелой, но, в то же время, непрочной. Уже в конце 90-х годов платформы на базе КТМ-5 были отставлены от эксплуатации и списаны с баланса предприятия.

(с) Константин Марков, Андрей Бутковский, 2018