Автобус. Подвижной состав. МАРЗ-52661 
			Мичуринский авторемонтный завод был создан в 1946 году. Долгое время он специализировался на капитальном ремонте советских автобусов различных моделей. Лишь в 1992 году завод начал собственное производство автобусов ЛАЗ-695Н. А в 1995 году МАРЗ начал производство модельного ряда автобусов собственной конструкторской разработки, одним из которых стал МАРЗ-52661.
МАРЗ-52661 является городским пассажирским автобусом большой вместимости. Он отличается простотой конструкции, высокой прочностью как шасси, так и кузова, а также тем, что оснащается ярославским двигателем ЯМЗ-236. Дизель установлен на специальной раме, которая в случае необходимости выдвигается, облегчая тем самым доступ к нему.
За восемь лет серийного производства автобус перетерпел некоторые изменения в дизайне. Первые автобусы МАРЗ-52661 были несколько угловатыми, во многом походили на львовский аналог - ЛАЗ-5252. При этом они имели три поворотные двери, две из которых - передняя и задняя - были узкими, одностворчатыми. У последних же модификаций автобуса корпус стал более плавным, а все три двери - двустворчатыми.
В Харьковскую область попала лишь одна машина Мичуринского завода. Автобус был приобретен в единственном экземпляре ЗАО "АТП-16330" в июне 2003 года в качестве эксперимента в течение нескольких лет работал на маршрутах этого перевозчика. Из-за низкого качества сборки автобус перестал регулярно появлятся на маршрутах уже в 2005 году. Тем не менее, после расформирования АТП единственный харьковский МАРЗ был приобретен в 2016 году частным владельцем для переоборудования в дом на колесах.
© Андрей Бутковский, 2018.
Схема расположения мест в автобусе МАРЗ-52661:
Техническая характеристика автобуса МАРЗ-52661:
| Габариты, мм | 10920х2500х3005 | 
| Снаряженная масса, кг | 9000 | 
| Полная масса, кг | 16000 | 
| Пассажировместимость, чел | 117 | 
| Число сидячих мест | 28 | 
| Количество дверей для пассажиров | 3 | 
| Дорожный просвет, мм | 310 | 
| Колесная база, мм | 5990 | 
| Колеса | 7,00-20 | 
| Шины | 280R508 | 
| Двигатель | ЯМЗ-236М2; V6 Д | 
| Рабочий объем, л | 11,15 | 
| Мощность, л.с | 180 | 
| Крутящий момент, Нм | 667 | 
| Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 22,0 | 
| КПП | ЯМЗ-236П | 
| Число ступеней КПП | 5/1 | 
| Максимальная скорость, км/ч | 90 | 





