Автобус. Подвижной состав. Ikarus-211

ОписаниеФотогалерея (13)Новости по теме (1)

История модели

Разработчики модельного ряда Икарусов 200-й серии в конце 60-х годов планировали запустить в производство сразу 4 модели автобусов среднего класса - 8,7-метровые Ikarus-208 (городской) и Ikarus-210 (междугородный), а также 9,6-метровые Ikarus-220 (городской/пригородный) и Ikarus-230 (междугородный). Однако производство этих машин так и не было освоено - три модели были выпущены в единственном, опытном экземпляре, а Ikarus-208 так и остался нереализованным проектом. Причиной неудачи стало отсутсвие подходящего двигателя, так как RABA не смогла освоить выпуск 5-цилиндрового дизеля MAN D2155, предназначавшегося, согласно проекту, для этих моделей.

Спустя несколько лет венгерские конструкторы вернулись к идее создания автобусов средней вместимости 200-го модельного ряда, однако теперь им пришлось искать зарубежного партнера. Таким партнером стала восточногерманская фабрика VEB-IFA. Результатом сотрудничества стала модель Ikarus-211 - единственный автобус среднего класса 200-й модельной серии, выпускавшийся в больших количествах. Производство этой модели велось на заводе в Секешфехерваре.

Первые три автобуса Ikarus-211 были выпущены в 1974 году, а с 1975 года началось их серийное производство. Прототип отличался от последующих машин уменьшенной колеей передних колес, характерной для грузовиков IFA, однако серийные машины производились уже на базе специальных автобусных шасси со стандартной колеей передних колес. До 1978 года высота автбусов составляла 2900 мм, при этом окна были меньшего размера, чем на других автобусах 200-й серии. С 1978 года высота автобуса составила 3000 мм, что позволило увеличить размер окон, унифицировав их с другими моделями. Пространство под бампером также было увеличено. В кабине полностью поменяла свой внешний вид приборная панель, которая получила новую трёхсекционную компоновку и пластиковое покрытие. С 1980-го года существенно уменьшился размер дверей, что позволило снизить нагрузку на петли. Других серьезных модернизаций за всю историю выпуска модели не происходило.

Наибольшие объемы производства автобусов Ikarus-211 наблюдались в конца 70-х, когда завод выпускал по 700-800 машин ежегодно. В начале 80-х эта цифра снизилась до 300-400 автобусов в год, а с 1983-го года - до 100-200. В связи с выходом ГДР из числа стран-участников СЭВ, поставки шасси IFA в Венгрию закончились. В мае 1990 года производство автобусов Ikarus-211 было прекращено.

Автобусы Ikarus-211 поставлялись исключительно на внутренний рынок, а также в ГДР. В разные годы по одному экземпляру было отправлено в Австрию, Болгарию и Въетнам. Производство автобуса было ограничено поставками ГДР-овских шасси, поэтому планы по выходу этой модели на рынки других стран так и не были реализованы. В Венгрии и ГДР автобусы работали преимущественно в качестве служебных и заказных машин; лишь немногие из них использовались на регулярных маршрутах. Значительное количество этих автобусов было приобретено Вооруженными силами Венгрии. Многие б/у автобусы из Германии были проданы в 90-х и начале 2000-х годов в страны Центральной и Восточной Европы, прочие же были списаны. В то же время на дорогах Венгрии эти машины встречаются еще достаточно часто. Интересно, что несмотря на редкое использование на пассажирских маршрутах, именно Ikarus-211 в конце 70-х - начале 80-х годов обслуживали маршрут, проходящий по Замковой горе в историческом центре Будапешта.

Помимо 211-ой модели, в 1976-1990 годах выпускались также схожие с ней внешне автобусы Ikarus-212 на шасси MAN. Эти машины были намного дороже и предназначались для поставок в страны Западной Европы. Автобусы Ikarus-212 выпускались небольшими партиями - всего было произведено 155 машин, большая часть которых была поставлена в ФРГ и Данию.

Техническое описание.

Автобусы Ikarus-211 произведены на базе шасси IFA c использованием 4-цилиндрового дизельного двигателя и трансмиссии того же производителя. Мощность двигателя составляла всего 125 л.с., что было намного меньше по сравнению с другими моделями Икарусов и считалось существенным недостатком этой машины. Автобус oснащался рессорнoй подвескoй.

Внешне Ikarus-211 заимствовал классический дизайн междугородных Икарусов 200-й серии, однако был короче на одну оконную секцию по сравнению с 255-ой и 256-ой моделями. В зависимости от модификации, автобус был оборудован одной или двумя дверьми. Уровень пола в салоне сотавлял 900 мм. Автобусы различных модификаций обычно выпускались в двух вариантах: пригородном, с сиденьями модели Ikarus-260, и междугородном - с сиденьями модели Ikarus-255. Количество мест для сидения варьировалось от 28 до 37. Вентиляция автобуса осуществялась через три крышевых люка и форточки в окнах. Автобусы, предназначенные для междугородных перевозок, укомплектовывались сетчатыми полочками, которые находились над сиденьями и предназначались для лёгкой ручной клади.

Модификации

Ikarus-211.00 - модификация с одной передней дверью, открывавшейся вручную. Ее отличительной особенностью было наличие маршрутного окна над лобовыми стеклами; последние, соответственно, были намного ниже. По бокам от маршрутного окна располагались прорези для вентиляции. Данная модификация выпускалась с 1974 по 1977 год и предназначалась для внутреннего рынка; сейчас в Венгрии остались лишь считанные экземпляры автобусов Ikarus-211.00.

Ikarus-211.01 - Модификация с одной передней дверью, открывавшейся вручную, но со стандартными лобовыми стеклами. Выпускалась с 1975-го по конец 80-х годов, предназначалась для внутреннего рынка.

Ikarus-211.51 - Модификация с двумя дверьми, открывавшимися вручную. Выпускалась с 1975 года; экспортировалась в ГДР и отличалась от других модификаций улучшенной отделкой салона и повышенной комфортабельностью.

Ikarus-211.52 - Модификация с двумя дверьми: передней автоматической и задней, открывавшейся вручную. Передняя двухстворчатая дверь была оборудована пневмоприводом Steyer. Модификация предназначалась для внутреннего рынка.

Ikarus-211.53 - Модификация с двумя дверьми, открывавшимися вручную, предназначавшаяся для внутреннего рынка.

Ikarus-211 Lux - Небольшое количество автобусов модификации "Люкс" было выпущено по спецзаказу для ГДР. Эти машины имели одну переднюю дверь, значительно улучшенный интерьер салона, а также служебный отсек в задней части автобуса.

Ikarus-211 в Харькове

В 90-е годы и в начале 2000-х в Украину было завезено незначительное количество б/у автобусов Ikarus-211 из Германии и Венгрии. В Харковской области первый Ikarus-211 появился в 2002 году. Автобус Ikarus-211.51 1978 года выпуска была приобретена в Германии коммерческим перевозчиком из пгт. Сахновщина Харьковской области. Перед продажей в Украину машина предварительно прошла капитальный ремонт. Этот автобус (018-06ХА) работает на внутриобластном междугородном маршруте "Харьков-Сахновщина", а также на местных маршрутах Сахновщинского района.

В 2004 году еще один автобус Ikarus-211.51 приобрел коммерческий перевозчик из пгт. Белый Колодязь. Этот автобус стал работать на внутрирайонных маршрутах, редко заезжая в областной центр. В 2006 году автобус Ikarus-211.01 появился в Лозовском районе. А с марта 2011 года на маршруте "Харьков - Первомайский" работает Ikarus-211.51 с номерными знаками Автономной республики Крым.

© Андрей Бутковский, 2011

Источники:

  1. Tamas Gerlei, Laszlo Kukla, Gyorgy Lovasz. Rolling Legends: The history of Ikarus Works. Didaktika Kft, Budapest, 2007.
  2. Buszok Honlapja: Ikarus 211;
  3. Ikarus 211 - статья в венгерской Википедии;
  4. Az Ikarus 211-es típus bemutatása. ;

Техническая характеристика автобуса Ikarus-211:

Габаритные размеры
Длина, мм: 8500
Ширина, мм: 2500
Высота, мм: 3000
База, мм: 4030
Передний свес, мм: 2070
Задний свес, мм: 2400
Колея передних колес, мм: 1900
Колея задних колес, мм: 1980
Дорожный просвет, мм 350
Масса и наполняемость автобуса
Снаряженная масса, кг: 6500
Полная масса, кг: 10130
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг: 3430
Допустимая нагрузка на заднюю ось, кг: 6800
Количество мест: 28 - 37
Двигатель
Марка двигателя: IFA 4 VD
Тип двигателя: дизельный
Рабочий объем, л: 6,560
Количество цилиндров: 4
Мощность, л.с.: 125
Кртящий момент, Нм: 430
Расход топлива при скорости, л/100км: 24,5
Максимальная скорость, км/час: 90
 
КПП: WR 50-60 K
Число ступеней КПП: 5
Рулевой привод: ЗИЛ-130 (гидравлический)